Представление Счетной палаты РФ от 4 июля 2017 г. N ПР 09-175/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2015 - 2016 годах средств федерального бюджета и федерального имущества, предназначенных на обеспечение биологического разнообразия и ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности" в федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (далее - Учреждение, ФГБУ ВНИИ "Экология"),
По результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения.
1. ФГБУ ВНИИ "Экология" допустило использование субсидии на выполнение государственного задания на 2015 год в сумме 3 000,0 тыс. рублей на цели, не предусмотренные государственным заданием.
Учреждение за счет субсидии на выполнение государственного задания на 2015 год в размере 3 000,0 тыс. рублей была осуществлена закупка двух кречетов у ООО "Павловская слобода" по договору от 2 октября 2015 г. N Р41-10/15.2, что подтверждено платежным поручением от 28 октября 2015 г. N 570252.
Государственным заданием на 2015 год ФГБУ ВНИИ "Экология" закупка кречетов не предусмотрена.
2. В результате ненадлежащего исполнения функций заказчика по управлению первоочередными мероприятиями и их реализации, возложенных на Учреждение пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 2462-р, предусмотренных в комплексе первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 2462-р (далее - Комплекс первоочередных мероприятий), ФГБУ ВНИИ "Экология" в ходе реализации 4-х государственных контрактов в рамках Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 15 декабря 2014 г. N СБ-09-23с/251, заключенного между Учреждением и Минприроды России на выполнение Комплекса первоочередных мероприятий, допущены нарушения, содержащие признаки причинения ущерба экономическим интересам государства на общую сумму 34 587,8 тыс. рублей.
2.1. В нарушение пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5.1.2 государственного контракта от 7 сентября 2015 г. N 0373100000215000036-0044666-02, заключенного между ФГБУ ВНИИ "Экология" и АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (далее - Исполнитель) на выполнение работ по объекту "Ликвидация отработанных шламовых амбаров с отходами нефтепереработки в селе Октябрьское (Чеченская Республика)" на сумму 156 420,0 тыс. рублей (пункт 4 Комплекса первоочередных мероприятий), ФГБУ ВНИИ "Экология" были приняты и оплачены работы по разработке проекта производства работ (далее - ППР) в отсутствие надлежащим образом оформленной документации и материалов к государственному контракту, подтверждающих исполнение обязательств, что содержит признаки ущерба экономическим интересам государства на сумму 4 692,6 тыс. рублей (расчетно). Государственный контракт завершен и оплачен ФГБУ ВНИИ "Экология" в полном объеме.
Исполнителем в соответствии с пунктом 5.4.11. государственного контракта был разработан ППР, стоимостью 4 692,6 тыс. рублей (расчетно).
Анализ разработанного ППР показал его несоответствие требованиям раздела 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87. Из 324 листов ППР - 307 листов (94,8% от общего объема проекта производства работ) составляют ксерокопии государственного контракта, субподрядных договоров, уставы Исполнителя и субподрядчиков, ксерокопии книжек спасателей и свидетельств о краткосрочном повышении квалификации сотрудников, инструкции по эксплуатации технических средств, используемых в ходе производства работ и 17 листов (5,2% от общего объема проекта производства работ) - описание алгоритма работ и таблицы.
В соответствии с подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты вывода из эксплуатации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В нарушение статьи 27 указанного Федерального закона ФГБУ ВНИИ "Экология" на экологическую экспертизу документация представлена не была.
2.2. В нарушение пункта 14.1. технического задания к государственному контракту от 23 декабря 2015 г. N 0373100000215000043, заключенному между ФГБУ ВНИИ "Экология" и ООО "Акцепт" (далее - Исполнитель) на выполнение работ по объекту "Демонтаж зданий главного корпуса и цеха санитарной очистки воздуха ЗАО "Еврогласс", Смоленская область, Руднинский район, поселок Голынки, улица Витебская, дом 1 (первый этап)" на сумму 104 000,0 тыс. рублей (пункт 8 Комплекса первоочередных мероприятий), ФГБУ ВНИИ "Экология" были оплачены расходы Исполнителя на приобретение основных средств на сумму 400 тыс. рублей (расчетно), используемых им при выполнении работ по государственному контракту. В настоящее время основные средства учтены в бухгалтерском учете Исполнителя, что подтверждено письмом Исполнителя от 8 февраля 2017 г. N 15. Государственный контракт завершен и оплачен ФГБУ ВНИИ "Экология" в полном объеме.
Согласно пункту 14.1 технического задания к государственному контракту дополнительным требованием к выполнению работ, в том числе являлось наличие у Исполнителя необходимой специализированной техники и оборудования для выполнения работ по государственному контракту.
2.3. В нарушение пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5.2 государственного контракта от 27 октября 2015 г. N 0373100000215000020-0044666-03, заключенного между ФГБУ ВНИИ "Экология" и ООО "РусРемСтрой" (далее - Исполнитель) на выполнение работ по объекту "Комплекс мероприятий по подготовке к закрытию Самосыровской свалки ТБО по улице Мамадышский тракт города Казани с последующей рекультивацией" на сумму 120 982,5 тыс. рублей (пункт 12 Комплекса первоочередных мероприятий) ФГБУ ВНИИ "Экология" были приняты и оплачены работы на сумму 29 495,2 тыс. рублей, выполненные с нарушением действующего природоохранного законодательства и повлекшие вторичное загрязнение окружающей среды отходами, что содержит признаки ущерба экономическим интересам государства.
Пунктом 11.1 технического задания (приложение N 1 к государственному контракту) предусмотрено, что до начала выполнения строительных работ Исполнителем должен быть разработан и утвержден ППР, согласован с ФГБУ ВНИИ "Экология".
ППР был разработан Исполнителем на основании проекта ликвидации Самосыровской свалки, выполненного в 2010 году, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы (приказ Приволжского управления Ростехнадзора от 29 сентября 2010 г. N 997/п) и содержит технологию по ликвидации Самосыровской свалки путем дополнительного размещения на ее территории новых брикетированных отходов (объемом 451,0 тыс. ), используемых для рекультивации свалки и дополнительной отведенной территории (7,1 га). Целевые показатели ППР Исполнителем были скорректированы в соответствие с пунктом 12 Комплекса первоочередных мероприятий в части увеличения площади ликвидируемой свалки (с 29 га до 31,6 га). При этом основные этапы работ и технология ликвидации указанной свалки остались неизменными.
В нарушение подпункта 8 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", предусматривающей повторное получение положительного заключения государственной экологической экспертизы при внесении изменений в документацию, документация на экологическую экспертизу не направлялась.
Вместе с тем содержащаяся в ППР технология, предусматривающая дополнительное размещение на ликвидируемой свалке новых брикетированных отходов, не соответствует пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (вступил в силу с 1 января 2010 года), которым установлен запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Указанная норма закона фактически применяется с 1 августа 2014 года.
Самосыровская свалка ТБО в государственный реестр объектов размещения отходов не включена.
2.4. Государственный контракт от 28 октября 2015 г. N 0373100000215000037 был заключен ФГБУ ВНИИ "Экология" с ООО "Волга - Бизнес" (далее - Исполнитель) на выполнение работ по обеспечению экологической безопасности территории, занятой свалкой твердых бытовых отходов "Проведение работ первого этапа по ликвидации свалки твердых бытовых отходов в г. Урюпинске (Волгоградская область)" на сумму 329 450,0 тыс. рублей в целях реализации пункта 14 Комплекса первоочередных мероприятий. Государственный контракт завершен и оплачен ФГБУ ВНИИ "Экология" в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2.6. государственного контракта государственный заказчик производит оплату выполненных работ по фактически выполненным объемам работ на основании подписанных актов сдачи-приемки работ, Справки о стоимости выполненных работ, счета и счета фактуры.
Выборочная проверка первичных документов по выполнению работ по обеспечению экологической безопасности территории, занятой свалкой ТБО в период с 28 марта по 28 апреля 2016 года (путевых листов, информации спутникового отслеживания движения перевозящего ТБО автотранспорта и Справок исполнителя о выполнении работ) показала несоответствие (в сторону уменьшения) количества путевых листов и количества машинорейсов по перевозке ТБО, а также завышение до 5 раз вывезенного за один рейс объема ТБО.
Также установлены факты несоответствия (превышения) объема ТБО, указанного в путевых листах, и вместимости автомобилей и прицепных бункеров, которыми отходы вывозились, с учетом их технических возможностей и грузоподъемности. Объем ТБО, указанный в первичных документах Исполнителя свидетельствует о завышении объема вывозимого ТБО, указанного в актах сдачи-приемки работ, принятых и оплаченных Учреждением. В ходе проверки установлено несколько аналогичных случаев.
3. Управление федеральной собственностью осуществлялось Учреждением с нарушением действующего законодательства.
3.1. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) Учреждением не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 2 объекта недвижимого имущества.
3.2. В нарушение пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) Учреждением не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 1 земельный участок площадью 80 га.
3.3. В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", Учреждением не направлены в систему учета территориального органа Росимущества карты сведений для внесения в реестр сведений на имущество по 3 объектам учета.
3.4. Учреждением осуществлено отнесение 2 объектов имущества к категории особо ценного движимого имущества без принятия Минприроды России решения о включении указанных объектов в перечни особо ценного движимого имущества, которые в соответствии с пунктом 12 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" подлежат определению соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (Минприроды России).
4. При осуществлении закупок для государственных нужд ФГБУ ВНИИ "Экология" допущены нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
4.1. В нарушение требований пункта 10 статьи 21 Закона N 44-ФЗ Учреждение утвердило план-график закупок на 2015 год на 4 месяца позже установленного срока (14 мая 2015 года).
4.2. В нарушение требований части 15 статьи 21 Закона N 44-ФЗ Учреждение разместило в единой информационной системе в сфере закупок план-график закупок на 2015 год на 5 дней позже установленного срока (26 мая 2015 года), на 2016 год - на 8 дней позже установленного срока (25 января 2016 года).
5. Ведение бухгалтерского учета осуществлялось ФГБУ ВНИИ "Экология" с нарушением требований Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г, N 157н (далее Инструкция N 157н), что повлекло за собой недостоверность бухгалтерской отчетности:
5.1. В нарушение пункта 17 Инструкции N 33н в форме бухгалтерской отчетности "Баланс государственного (муниципального) учреждения" (ф. 0503730) за 2015 год Учреждением в разделе "Нефинансовые активы" в строке 012 (балансовая стоимость особо ценного движимого имущества) отражен недостоверный остаток по счету 010120000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" на начало и конец 2015 года, что повлекло ее искажение на 27 373,6 тыс. рублей, или 4,3 % (на начало года) и на 28 926,3 тыс. рублей, или 1,1% (на конец года).
5.2. В нарушение пункта 377 Инструкции N 157н Учреждением в разделе "Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах" формы 0503730 на счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не отражена стоимость объектов недвижимости, которые введены в эксплуатацию, но по которым право государственной (муниципальной) собственности (право оперативного управления) не оформлено в объеме 13 432,7 тыс. рублей, и кадастровая стоимость земельного участка, на который не оформлено право постоянного (бессрочного) пользования.
5.3. В нарушение пункта 333 Инструкции N 157н в разделе "Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах" формы 0503730 на счете 23 "Периодические издания для пользования" не отражена стоимость библиотечного фонда Учреждения на сумму 2 700,8 тыс. рублей.
5.4. В нарушение пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, в Учреждении при смене материально ответственных лиц инвентаризация не проводилась.
5.5. Учетная политика ФГБУ "ВНИИ Экология", утвержденная приказом от 16 мая 2012 г. N 14, сформирована на основании Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", утратившего силу с 1 января 2013 года, что не соответствует пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" надлежит выполнить следующие требования:
1. Принять меры по оформлению права постоянного (бессрочного) пользования на 1 земельный участок, площадью 80 га, права оперативного управления на 2 объекта недвижимого имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
2. Обеспечить представление в систему учета территориального органа Росимущества карты сведений для внесения в реестр сведений на имущество по 95 объектам учета в соответствии с пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447.
3. Обеспечить согласование с Минприроды России отнесение 2 объектов движимого имущества к категории особо ценного движимого имущества, в соответствии с пунктом 12 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
4. Привести Учетную политику Учреждения в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
5. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которой привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
6. Принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 июня 2017 г. N 38К (1183)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 31 декабря 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 июля 2017 г. N ПР 09-175/09-05
Текст представления официально опубликован не был