Представление Счетной палаты РФ от 7 июня 2017 г. N ПР 10-152/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральном агентстве воздушного транспорта.
1. По результатам установлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная отчетность Росавиации как главного распорядителя средств федерального бюджета является недостоверной в связи со следующим.
1.1.1. В нарушение приказа Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и приказа Росавиации от 25 февраля 2013 г. N 94 "Об осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным агентством воздушного транспорта, его территориальными органами и казенными учреждениями, находящимися в его ведении", которыми предусматривается отражение средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, в том числе неустойки (штраф, пеня) за нарушение условий государственного контракта по КБК 1 16 90010 01 6000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)", доходы, полученные от взыскания неустойки по государственному контракту N 0373100090913000053 от 28 мая 2014 года в сумме 20 127,9 тыс. рублей, учтены по КБК 1 16 33010 01 6000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд Российской Федерации".
В связи с этим бюджетная отчетность Росавиации как главного администратора средств федерального бюджета по формам N 0503110, N 0503127, N 0503164 и N 0503169 искажена по строке КБК 1 16 33010 01 6000 140 и КБК 1 16 90010 01 6000 140 на 20 127,9 тыс. рублей.
1.1.2. В нарушение пунктов 345 и 346 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, отдельное имущество не отражено в бюджетном учете Росавиации на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры".
Так, в ходе проверки выявлены факты наличия в здании Росавиации по адресу Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2 (на 1 и 3 этажах) неучтенных на балансе материальных ценностей: репродукций картин в количестве 127 штук, наград (медаль Фестиваля спорта транспортной отрасли России от председателя ДОСАФ России "СССР "Победа", медаль "Ю.А. Гагарин"); кубков в количестве 4-х штук (за активное участие в VII Спартакиаде среди федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в 2015 году, "Транспортная неделя фестиваль спорта" за активное участие в сдаче нормативов комплекса ГТО от 3 декабря 2016 года, "Авиации и космонавтики" серебряный за I место от 26 ноября 2016 года, "Транспортная неделя фестиваль спорта" III место в перетягивании каната от 3 декабря 2016 года); сабли (символ доблести и чести для вручения руководителю Росавиации).
В связи с этим справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (к форме 0503130) искажена по строке 071 на 133 рубля.
1.2. В нарушение пункта 2 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, Росавиацией в государственное задание на 2016 год федеральному бюджетному учреждению "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (далее - ЦКБ ГА, Учреждение) включена государственная услуга "Первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования", содержание которой предусматривает оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по видам медицинских услуг: физиотерапия, клиническая лабораторная диагностика, рентгенологическая диагностика, вакцинация и медицинская реабилитация, что не соответствует основным видам деятельности, предусмотренным Уставом ЦКБ ГА, утвержденным приказом Росавиации от 31 января 2013 г. N 33, с учетом изменений, внесенных приказом Росавиации от 7 октября 2016 г. N 778.
При этом при формировании государственного задания Росавиацией не было учтено, что указанные медицинские услуги могут быть предоставлены только по профилям медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2.3 Устава ЦКБ ГА к основным видам деятельности Учреждения относится оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе: терапевтической, гастроэнтерологической, неврологической, кардиологической, эндокринологической, ревматологической, хирургической, колопроктологической, онкологической, травматолого-ортопедической, офтальмологической, сурдолого-оториноларингологической, оториноларингологической, акушерско-гинекологической, урологической, нейрохирургической, стоматологической, сердечно-сосудистой хирургии.
Таким образом, Уставом ЦКБ ГА в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи не предусматривается оказание медицинской помощи по профилям медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
При этом оказание указанной в Уставе Учреждения первичной медико-санитарной помощи в соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также разделами III и IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382, предусмотрено в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам.
В связи с этим, финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в сумме 37 714,4 тыс. рублей осуществлялось Росавиацией в нарушение части 1 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а не за счет средств обязательного медицинского страхования.
1.3. В нарушение пункта 17.2 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н, бюджетная роспись Росавиации на 2016 год, утвержденная 30 декабря 2016 года, не соответствует детализированным по подведомственным получателям средств федерального бюджета обоснованиям бюджетных ассигнований, сформированным Росавиацией в информационной системе "Бюджетное планирование" в соответствии с приказом Минфина России от 17 марта 2015 г. N 38н "О Порядке формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований" по 11-ти подведомственным Росавиации федеральным казенным учреждениям на общую сумму 1 126,1 тыс. рублей, в том числе:
по подразделу 0408 "Транспорт" целевой статье расходов 2430390059 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" на общую сумму 723,2 тыс. рублей;
по подразделу 0408 "Транспорт" целевой статье расходов 2430390059 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" на общую сумму 116,6 тыс. рублей;
по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" целевой статье расходов 2430390059 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" на общую сумму 286,3 тыс. рублей.
1.4. В нарушение пункта 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. N 221н, предусматривающего направление сведений о бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, не позднее трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта, Росавиацией в 2016 году в двух случаях сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании государственных контрактов (от 2 августа 2016 г. N ГК-177-14 и от 24 августа 2016 г. N 220-14/1), направлены с превышением установленного срока на 1 день.
1.5. В нарушение пункта 5.1 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, расходы на проведение научно-исследовательских работ по темам, касающимся разработки и создания трех информационных систем, в общей сумме 8 740,4 тыс. рублей отражены Росавиацией по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", а не по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационнокоммуникационных технологий", в том числе:
по государственному контракту от 2 августа 2016 г. N ГК-177-14 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка функциональной автоматизированной системы управления процессом субсидирования воздушных перевозок" на сумму 3 999,8 тыс. рублей;
по государственному контракту от 30 июня 2016 г. N ГК-144-14 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Обоснование нормативных затрат на обеспечение деятельности казенных учреждений авиационного поиска и спасания. Разработка программного продукта "Автоматизация расчетов обеспечения деятельности казенных учреждений авиационного поиска и спасания по нормативным затратам" на сумму 2 975,0 тыс. рублей, в том числе на разработку программного продукта в сумме 1 785,0 тыс. рублей;
по государственному контракту от 30 июня 2016 г. N ГК-145-14 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка программного обеспечения подсистемы "Мониторинг закупок для обеспечения федеральных нужд" АИС ОГУ, автоматизирующей процессы взаимодействия в структуре Росавиации при осуществлении ведомственного контроля в сфере закупок" на сумму 2 955,6 тыс. рублей.
При этом фактическим результатом научно-исследовательских работ являлось создание функционирующих автоматизированных информационных систем, мероприятия по разработке которых, в соответствии с Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, подлежали включению в план информатизации Росавиации на 2016 год и согласованию с Минкомсвязью России.
1.6. В нарушение пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, до утверждения Плана информатизации на 2016 год (25 мая 2016 года) Росавиацией заключены контракты (договоры) на эксплуатацию информационных систем, а также на обеспечение средствами и услугами связи на общую сумму 9 380,0 тыс. рублей, оплаченные расходы по которым по состоянию на 24 мая 2016 года составили 8 479,8 тыс. рублей.
1.7. В нарушение пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1212 (далее - Правила N 1212), размер субсидии, установленный Росавиацией по договору от 9 сентября 2016 г. N Д-229-14, заключенному с АО Авиакомпания "ИрАэро" в сумме 77 745,0 тыс. рублей, не соответствует фиксированному размеру субсидии, установленному в разделе II приложения к Правилам N 1212 - 80,19 млн. рублей, на 2 445,0 тыс. рублей.
2. Кроме того, установлены следующие недостатки:
2.1. При формировании и ведении реестра расходных обязательств на 2016 год по подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование", целевой статье 0210190059 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" по видам расходов 611 "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)" и 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" Росавиацией указывалась ссылка на Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", который утратил юридическую силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", что не соответствует положениям статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
2.2. Некачественное планирование Росавиацией объемов бюджетных ассигнований на 2016 год на предоставление предусмотренных Правилами N 1212 субсидий (на возмещение российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок) в сумме 850 107,3 тыс. рублей, связанное с отсутствием потребности на предоставление субсидий в отношении воздушных судов малой вместимостью (менее - 50 мест), привело к недостижению результатов предоставления субсидии.
Так, в соответствии с пунктом 3 Правил N 1212 субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта на цели, предусмотренные пунктом 1 Правил N 1212. Из них не более 40 процентов бюджетных ассигнований может распределяться на возмещение части затрат на уплату лизинговых (арендных) платежей за воздушные суда, оснащенные турбореактивными двигателями, с количеством пассажирских мест не менее 75 и не более 103, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. При этом не менее 60% годового объема субсидий должно направляться на возмещение части затрат на уплату лизинговых (арендных) платежей за воздушные суда, оснащенные любыми типами двигателей, с количеством пассажирских мест не более 50 и за воздушные суда, оснащенные турбовинтовыми двигателями, с количеством пассажирских мест не более 78.
На начало 2016 года Росавиации на предоставление указанной субсидии доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 850 107,3 тыс. рублей (40% от указанной суммы составило 340 042,9 тыс. рублей).
Договоры на предоставление субсидий на возмещение части затрат по арендным платежам за воздушные суда RRJ-95B с количеством пассажирских мест - 93 заключены Росавиацией с АО Авиакомпания "ИрАэро" на общую сумму 169 925,0 тыс. рублей (договоры от 9 сентября 2016 г. N Д-229-14 и N Д-230-14).
Договоры на предоставление субсидий на возмещение части затрат по лизинговым платежам за воздушные суда L-410 UVP-E20 с количеством пассажирских мест - 19 заключены Росавиацией с ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" на общую сумму 193 770,0 тыс. рублей (договоры от 26 октября 2016 г. N Д-295-14, N Д-296-14, N Д-297-14).
В связи с возникшей экономией по причине отсутствия дополнительных заявок на воздушные суда малой вместимостью (до 50 мест) бюджетные ассигнования Росавиации в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 397-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" уменьшены на 486 412,3 тыс. рублей и составили 363 695,0 тыс. рублей (40% от указанной суммы составило 145 478,0 тыс. рублей).
Таким образом, не обеспечено процентное соотношение объема субсидии, так как 169 925,0 тыс. рублей (или 46,7% бюджетных ассигнований) направлено на возмещение части затрат на уплату лизинговых (арендных) платежей за воздушные суда, оснащенные турбореактивными двигателями, с количеством пассажирских мест - 93, что на 6,7% превышает установленный процент распределения бюджетных ассигнований (или на 24 447,0 тыс. рублей).
2.3. Объемы незавершенного строительства в 2016 году увеличены на 13 736 067,9 тыс. рублей (или на 26%) и по состоянию на 1 января 2017 года составили 66 320 344,4 тыс. рублей.
При этом объемы незавершенного строительства Росавиации в части затрат на проектно-сметную документацию, разработанную и утвержденную в 2009-2012 годах, которая до настоящего времени не использована, увеличились в 2016 году с 353 566,1 тыс. рублей до 895 640,9 тыс. рублей.
Так, проектная документация по 8 объектам, ранее планируемая к использованию при реконструкции объектов в 2017-2019 годах, не будет использована в указанном периоде в связи с отсутствием соответствующих бюджетных ассигнований в федеральной адресной инвестиционной программе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
2.4. В нарушение условий государственных контрактов подрядными организациями не исполнены в установленные сроки обязательства по завершению строительно-монтажных работ, работ по разработке проектной документации, услуг по осуществлению строительного контроля (26 контрактов, заключенных учреждениями и организациями по переданным полномочиям от Росавиации (ФГУП "АГА(А)", ФБУ "ЕС АКПС" и ФГБОУ ВО "УИГА"), по которым сроки исполнения установлены в период 2014-2016 годов).
В результате объем просроченной дебиторской задолженности по расходам в 2016 году увеличился на 1 569 782,1 тыс. рублей (в 2,3 раза) и на 1 января 2017 года составил 2 785 769,9 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству воздушного транспорта необходимо выполнить следующие требования:
1) внести изменения в бюджетную отчетность Росавиации как главного администратора средств федерального бюджета и представить соответствующие изменения в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации;
2) привести государственное задание ЦКБ ГА на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствие с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640;
3) провести проверку по фактам выявленных нарушений и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия;
4) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2017 г. N 26К (1171)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства воздушного транспорта необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 июня 2017 г. N ПР 10-152/10-03
Текст представления официально опубликован не был