Представление Счетной палаты РФ от 7 июля 2017 г. N ПР 05-176/05-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка и анализ реализации мероприятий подпрограмм "Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов", "Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами", "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации", "Государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" за 2014-2016 годы, включая оценку сбалансированности целей, задач, финансовых ресурсов, достижения значений целевых показателей (индикаторов), выполнения основных мероприятий" в Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пунктов 9, 10 Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 914, Минфином России не обеспечено соблюдение требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, определенных Приложением к указанным Правилам, бюджетный прогноз не содержит прогноза характеристик бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прогноза основных показателей федерального бюджета и показателей финансового обеспечения государственных программ Российской Федерации на период их действия.
1.2. В нарушение подпункта 2 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации", в соответствии с которым определено, что Минфин России разрабатывает и утверждает методологию предоставления государственных гарантий Российской Федерации, Минфином России нормативный акт, определяющий и устанавливающий порядок формирования проекта программ государственных гарантий Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (в части целей гарантирования, объемов предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на исполнение гарантий, (порядка) методики расчета планируемого объема бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий по возможным гарантийным случаям и (порядок) методику расчета верхнего предела государственного долга по государственным гарантиям в валюте Российской Федерации), по состоянию на конец 2016 года не был утвержден.
1.3. В нарушение подпункта "ж" пункта 8 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, которым установлено, что государственная программа содержит перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) с расшифровкой плановых значений по годам реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями государственной программы, используется одна и та же система показателей (индикаторов) для трех основных мероприятий 1.4 "Совершенствование системы оплаты труда на государственной гражданской службе", 1.5 "Совершенствование механизмов финансового обеспечения социальной поддержки населения" и 1.6 "Совершенствование регулирования вопросов деятельности государственных внебюджетных фондов" подпрограммы 1 "Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов" государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 (далее - государственная программа).
Использование показателей (индикаторов): показатель 1.1 "Наличие долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации" (в 2014 году - "нет" = 0; в 2015 году - "нет" = 0; в 2016 году - "нет" = 0), показатель 1.2 "Охват бюджетных ассигнований федерального бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования" (в 2014 году - 58,6%; в 2015 году - 54,3 %; в 2016 году - 53,3 %), показатель 1.3 "Наличие базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ" (в 2014 году - "да" = 1; в 2015 году - "да" = 1; в 2016 году - "да" =1), показатель 1.4 "Наличие ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, сформированных на основании сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ" (в 2014 году - "нет" = 0; в 2015 году - "да" = 1; в 2016 году - "да" = 1), показатель 1.5 "Наличие общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг и работ в соответствующих сферах" (в 2014 году - "да" = 1; в 2015 году - "да" = 1; в 2016 году - "да" =1), несет риски некорректной оценки прогресса в реализации основных мероприятий и в достижении целей и задач подпрограммы 1 "Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов".
1.4. В нарушение пункта 11 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, по основному мероприятию 6.10 "Обеспечение реализации соглашений Российской Федерации с правительствами иностранных государств - заемщиками" подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" для оценки достижения результатов управления государственными финансовыми активами Российской Федерации установлены показатели (индикаторы), характеризующие долговую нагрузку Российской Федерации (показатель 6.1 "Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета", показатель 6.2 "Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета", показатель 6.3 "Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета"), и не характеризующие количественно ход реализации государственной программы, решение основных задач и достижение целей.
1.5. В нарушение пункта 22 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, основное мероприятие 6.4 "Оказание государственной гарантийной поддержки национальной промышленности, реализации инвестиционных проектов (в том числе региональных), экспорта, развития малого и среднего предпринимательства, выполнения гособоронзаказа" подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" не имеет показателей (индикаторов) в рамках подпрограммы, которые могли бы характеризовать как непосредственные, так и конечные результаты его реализации.
2. Также выявлены следующие недостатки.
2.1. Минфином России не выполнено мероприятие "Формирование бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период" и входящее в него контрольное событие "Утвержден бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период распоряжением Правительства Российской Федерации", утвержденное детальным планом-графиком реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 2015 г. N 234, в рамках реализации в 2014-2016 годах основного мероприятия 1.1 "Внедрение долгосрочного бюджетного планирования в Российской Федерации" подпрограммы 1 "Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов".
Установленный государственной программой показатель 1.1 "Наличие долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации" по основному мероприятию 1.1 в 2014-2016 годах ежегодно не выполнялся.
2.2. Индикатором достижения цели основного мероприятия 1.2 "Внедрение программно-целевых методов планирования и повышения эффективности бюджетных расходов" подпрограммы 1 "Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов" является показатель 1.2 "Охват бюджетных ассигнований федерального бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования", который к 2017-2020 годам должен составить 90%.
Тем не менее, в 2015 и в 2016 годах показатель 1.2 не достиг плановых значений: в 2015 году при плановом значении 70% фактически его достигнутое значение составило 54,3%, снизившись на 4,3 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом, в 2016 году при плановом значении 70% фактически достигнутое значение показателя 1.2 составило 53,3%, снизившись на 1 процентный пункт по сравнению с предыдущим годом.
Причиной этого является отсутствие утвержденной государственной программы "Развитие пенсионной системы", сроки начала реализации которой в 2015-2016 годах дважды переносились, учитываемой при расчете планового значения показателя 1.2 "Охват бюджетных ассигнований федерального бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования". Ответственным за разработку указанной государственной программы является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруд России). При этом Минтруд России в качестве соисполнителя основного мероприятия 1.2 "Внедрение программно-целевых методов планирования и повышения эффективности бюджетных расходов" Минфином России привлечен не был.
Таким образом, Минфин России как ответственный исполнитель за реализацию указанного основного мероприятия не обладает достаточными ресурсами и полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей государственной программы и установленных государственной программой плановых значений показателей, что не соответствует принципу, установленному абзацем 7 пункта 5 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582.
2.3. По основному мероприятию 1.6 "Совершенствование регулирования вопросов деятельности государственных внебюджетных фондов" подпрограммы 1 "Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов" со сроком окончания реализации 15 декабря 2020 года ожидаемым результатом является совершенствование правового статуса государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, совершенствование системы обязательного социального страхования в Российской Федерации, системы персонифицированного учёта граждан в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, в рамках реализации основного мероприятия 1.6 "Совершенствование регулирования вопросов деятельности государственных внебюджетных фондов" деятельность Минфина России заключалась в экспертизе проектов федеральных законов, подготовке писем и заключений в связи с представленными предложениями Минтруда России.
По основному мероприятию 1.6 "Совершенствование регулирования вопросов деятельности государственных внебюджетных фондов" подпрограммы 1 "Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов" Минфин России, не обладая соответствующими полномочиями, включил в качестве цели и ожидаемого (непосредственного) результата совершенствование правового статуса государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, совершенствование системы обязательного социального страхования в Российской Федерации, системы персонифицированного учета граждан в системе обязательного пенсионного страхования, что не соответствует пункту 5 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, в соответствии с которыми формирование государственных программ осуществляется, в том числе исходя из принципов установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации госпрограммы (подпрограммы).
2.4. По результатам опроса в апреле-мае 2017 года оценки эффективности реализации проекта "Бюджет для граждан" (подпрограмма 3 "Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами") уровень открытости информации о бюджете и бюджетном процессе, изложенной на информационном ресурсе "Бюджет для граждан", по пятибалльной шкале на 5 баллов оценили 21,0% респондентов, на 4 балла - 34,6% респондентов, на 3 балла - 23,5% респондентов, на 2 балла - 8,6% респондентов, на 1 балл - 12,3% респондентов. Средний уровень открытости составил 3,4 балла, то есть невысокий.
Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что информационной ресурс "Бюджет для граждан" в основном востребован гражданами, имеющими высшее образование - 91%, работающими - 88%, в сфере деятельности (государственная служба, информационные технологии, финансы и бухучет) - 60%. Уровень информированности остальных граждан о проводимой бюджетной политике, о ситуации в бюджетной сфере остается относительно не высоким.
Только 33% опрошенных использовали информацию, размещенную на информационном ресурсе "Бюджет для граждан", для понимания направлений расходования уплаченных ими налогов, что свидетельствует об относительно невысоком уровне заинтересованности граждан как налогоплательщиков о дальнейшем расходовании бюджетных средств.
2.5. По итогам реализации подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" за 2014-2016 годы задача по минимизации стоимости заимствований Минфином России не достигнута. Так, фактические значения показателя 6.5 "Целевое значение доходности к погашению портфеля облигаций федеральных займов на конец соответствующего года", характеризующего достижение ожидаемого результата основного мероприятия 6.3 "Управление государственным долгом, выраженным в ценных бумагах, исходя из целевых ориентиров в области риска и стоимости обслуживания долга", в 2014-2016 годах превысили плановые значения, установленные подпрограммой 6: в 2014 году - на 404 базисных пункта, в 2015 году - на 144 базисных пункта, в 2016 году - на 75 базисных пунктов.
Показатель 6.7 "Дюрация рыночного портфеля облигаций федеральных займов" в течение 2014-2016 годов систематически не выполнялся, фактические значения которого составили: в 2014 году - 3,6 года при плане 4,1 года, в 2015 году - 3,5 года при плане 4,2 года, в 2016 году - 3,9 года при плане 4,3 года.
Таким образом, увеличение доходности на российском долговом рынке привело к росту расходов на обслуживание и погашение государственных облигаций, сокращение дюрации портфеля государственных ценных бумаг способствовало увеличению рисков исполнения Минфином России как эмитентом государственных долговых обязательств в среднесрочной перспективе, формированию пиков платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
Реализация основного мероприятия 6.2 "Обеспечение своевременности и полноты исполнения долговых обязательств Российской Федерации" не способствует достижению цели эффективного управления государственным долгом Российской Федерации подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации", и фактически является необходимостью соблюдения требования российского законодательства в части своевременности и полноты исполнения долговых обязательств в соответствии со статьей 810 "Обязанность заемщика возвратить сумму займа" Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом предусмотренные по основному мероприятию 6.2 "Обеспечение своевременности и полноты исполнения долговых обязательств Российской Федерации" два показателя Минфином России не выполнены:
в 2015 году показатель 6.2 "Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета", фактическое значение которого составило 11,5%, превысив плановое значение на 3,9 процентных пункта;
в 2016 году: показатель 6.1 "Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета", фактическое значение которого составило 3,8%, на 0,3 процентных пункта превысив плановое значение; показатель 6.2 "Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета", фактическое значение которого составило 9,2%, на 2,2 процентных пункта превысив плановое значение.
С учетом ухудшения экономической ситуации в Российской Федерации в 2014 году большинство задач подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" потеряло свою актуальность в 2014-2016 годах.
2.6. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации является ожидаемым непосредственным результатом реализации основного мероприятия 6.4 "Оказание государственной гарантийной поддержки национальной промышленности, реализации инвестиционных проектов (в том числе региональных), экспорта, развития малого и среднего предпринимательства, выполнения гособоронзаказа" подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации".
Ежегодно в рамках Программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте предусматривалось предоставление государственных гарантий в иностранной валюте. При этом ожидаемый результат по основному мероприятию 6.4 "Оказание государственной гарантийной поддержки национальной промышленности, реализации инвестиционных проектов (в том числе региональных), экспорта, развития малого и среднего предпринимательства, выполнения гособоронзаказа" в части предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте фактически не выполнен.
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте, предусмотренные в программах государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте с объемами гарантирования в 2015-2016 годах по 1,6 млрд. долларов США ежегодно, не предоставлялись.
2.7. Фактические значения показателя 4 "Долгосрочный кредитный рейтинг Российской Федерации по международной шкале ведущих международных рейтинговых агентств (Standard&Poor's, Fitch Ratings, Moody's)" по основному мероприятию 6.5 "Взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами" в 2015-2016 годах свидетельствуют о невыполнении Минфином России поставленной задачи по ежегодному поддержанию суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации на инвестиционном уровне, а также созданию предпосылок для повышения рейтингов до категории "А" подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации". Контрольные события "Обеспечено наличие у Российской Федерации суверенного кредитного рейтинга на инвестиционном уровне от трех ведущих международных рейтинговых агентств", предусмотренные детальным планом-графиком, в 2015 и 2016 годах Минфином России не выполнены.
Таким образом, в результате реализации основного мероприятия 6.5 "Взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами" в 2015-2016 годах установленная Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы цель по поддержанию высокого уровня кредитных рейтингов Российской Федерации инвестиционной категории, созданию предпосылок для повышения рейтингов до категории "А" не достигнута, решение указанной задачи подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" Минфином России не выполнено.
2.8. В составе целевых индикаторов и индикаторов подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" в отношении управления средствами суверенных фондов в 2014-2016 годах предусмотрен единственный показатель 6.4 "Разница между фактической доходностью размещения средств Фонда национального благосостояния и доходностью эталонного инвестиционного портфеля долговых обязательств иностранных государств со сроком до погашения от 1 года до 3 лет (США - 45 процентов, Германия - 25 процентов, Франция - 20 процентов, Великобритания - 10 процентов)", что является недостаточным для оценки ожидаемого результата реализации основного мероприятия 6.11 "Управление средствами суверенных фондов", иные показатели управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) государственной программой не предусмотрены.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 349 изменениями, внесенными в государственную программу, плановые значения показателя 6.6 "Разница между фактической доходностью размещения средств Фонда национального благосостояния и доходностью эталонного инвестиционного портфеля долговых обязательств иностранных государств со сроком до погашения от 1 года до 3 лет (США - 45 процентов, Германия - 25 процентов, Франция - 20 процентов, Великобритания - 10 процентов)" на 2017-2020 годы не предусмотрены. Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями с основным мероприятием 6.11 "Управление средствами суверенных фондов" связан показатель 6.4 "Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации", использование которого не позволяет оценить достижение ожидаемого результата реализации основного мероприятия 6.11.
2.8.1. В части обеспечения сохранности средств Резервного фонда и ФНБ в 2014-2016 годах преобладающая часть средств суверенных фондов размещалась на счетах в иностранной валюте в Банке России (в 2014 году: 100% средств Резервного фонда и 75% средств ФНБ, в 2015 году: 100% средств Резервного фонда и 67% средств ФНБ, в 2016 году: 100% средств Резервного фонда и 64% средств ФНБ).
Банк России на остатки средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте начислял проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств. Начисленные проценты уплачивались по окончании процентных периодов.
При этом значения доходности размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, выраженной в корзине разрешенных иностранных валют, отдельно за 2014, 2015 и 2016 годы не превышали 0,7% годовых.
Таким образом, доходность размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России в 2014-2016 годах находилась на низком уровне.
2.8.2. В части обеспечения стабильного уровня доходов от размещения средств Резервного фонда и ФНБ в 2014-2016 годах существенные отклонения фактических поступлений доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ от прогнозных значений в 2016 году связаны с тем, что фактические суммы процентов, уплаченных Банком России в 2016 году за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Банке России для учета средств Резервного фонда и ФНБ, оказались меньше прогнозных значений вследствие снижения котировок ценных бумаг США, стран зоны евро и Великобритании в сентябре-декабре 2016 года и укрепления курса рубля по отношению к доллару США, евро и фунту стерлингов Соединенного королевства.
Таким образом, уровень фактических поступлений в 2014-2016 годах доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ не являлся стабильным, что свидетельствует о риске недостижения ожидаемого непосредственного результата реализации основного мероприятия 6.11.
2.8.3. Прогнозируется, что к концу 2017 года Резервный фонд будет полностью исчерпан. При этом с 2017 года предусмотрено также использование в 2017-2019 годах средств ФНБ на общую сумму 1 965,4 млрд. рублей (без учета реализации предусмотренной поправками текстовой статьи о праве Правительства Российской Федерации использовать средства ФНБ в размере до 200 млрд. рублей), что может вызвать снижение доли прогнозируемого объема средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, до 46,2% прогнозируемого совокупного объема ФНБ на конец 2019 года.
Учитывая, что средства ФНБ, размещенные на счетах в Банке России, являются наиболее ликвидным финансовым активом по сравнению с другими финансовыми активами, в которые размещены средства ФНБ, снижение доли средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, в совокупном объеме ФНБ увеличивает риски по дальнейшему обеспечению софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за счет средств ФНБ в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного следует отметить высокий риск недостижения Минфином России ожидаемых результатов реализации подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" в части создания долгосрочного источника финансирования дефицита федерального бюджета и поддержки пенсионной системы Российской Федерации посредством обеспечения сохранности средств Резервного фонда и ФНБ и стабильного уровня доходов от их размещения.
2.9. Реализация основного мероприятия 6.12 "Нормативное правовое регулирование и мониторинг состояния государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга, обеспечение допуска на национальный долговой рынок финансово-устойчивых эмитентов государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг" должна способствовать решению одной из задач подпрограммы 6 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации": совершенствование государственной политики в сфере государственного долга субъектов Российской Федерации.
Предусмотренная основными направлениями реализации по основному мероприятию 6.12 разработка основных направлений государственной политики в области заимствований и долга субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов по реализации этой политики в 2014-2016 годах Минфином России не осуществлена.
Установленный государственной программой показатель 5 "Индекс открытости бюджета (Open Budget Index), определяемый Международным бюджетным партнерством" для оценки достижения результатов основного мероприятия 6.12 "Нормативное правовое регулирование и мониторинг состояния государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга, обеспечение допуска на национальный долговой рынок финансово-устойчивых эмитентов государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг" в проверяемом периоде ежегодно не выполнялся: в 2014-2015 годах фактическое значение составило 74 балла при плановом значении 77 баллов, в 2016 году фактическое значение составило 74 балла при плановом значении 80 баллов.
При этом следует отметить, что установленный государственной программой показатель 5 "Индекс открытости бюджета (Open Budget Index), определяемый Международным бюджетным партнерством", не позволяет оценить достижение результатов реализации основного мероприятия 6.12, а также объективно отразить ситуацию в области государственного регионального долга Российской Федерации.
2.10. По основным мероприятиям подпрограммы 10 "Государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней" - "Выработка и совершенствование государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере добычи, производства, переработки, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе государственного контроля (надзора) в указанной сфере" (10.1), и "Организация формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и обеспечение опробования, анализа и клеймения государственным пробирным клеймом" (10.2) установлены общие показатели (индикаторы), в том числе показатель 10.1 "Сокращение сроков проведения государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней" и показатель 10.2 "Сокращение сроков опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов".
Минфином России как ответственным исполнителем государственной программы не в полной мере выполнены требований пункта 22 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, в части разработки порядка сбора информации о достижении указанных показателей (индикаторов), а также методики их расчета и обоснования.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Подготовить предложения о внесении соответствующих изменений и дополнений в государственную программу "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" в целях приведения в соответствие с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582.
2. Обеспечить разработку и утверждение методологии предоставления государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации".
3. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц их допустивших.
4. Принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 июня 2017 г. N 39К (1184)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру финансов Российской Федерации необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов до 1 апреля 2018 года.
Аудитор |
Т.Н. Мануйлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.