Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2017 г. N ПР 11-163/11-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год, проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Министерстве спорта Российской Федерации.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Проверка показала, что бюджетная и бухгалтерская отчетность Минспорта России за 2016 год является недостоверной, в связи со следующими нарушениями:
1.1.1. В нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, обязательная инвентаризация основных средств и материальных запасов перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2016 год в Минспорте России не проводилась.
1.1.2. В нарушение статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 49 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, бухгалтерская отчетность Минспорта России за 2016 год содержит недостоверные сведения в отношении объектов недвижимого имущества, стоимостью 162 253,3 тыс. рублей, которые необоснованно отражены в составе основных средств на счете 010110000 "Недвижимое имущество учреждения" и на которые в установленном порядке право собственности Российской Федерации и право оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения "Учебно-тренировочный центр "Новогорек" (далее - ФГБУ УТЦ "Новогорск") не оформлены, в том числе, Ледовый манеж (корпус Д, в составе Спортивно-оздоровительного комплекса N 2) общей площадью 4153,18 кв. м, стоимостью 127 558,9 тыс. рублей, расположенный по адресу Россия, 141435, Московская область, город Химки, Новогорск, три газопровода высокого, среднего и низкого давления общей протяженностью 6978 метров, стоимостью 34 694,4 тыс. рублей, расположенных по адресу: Россия, обл. Московская, р-н. Рузский, г. Руза, дер. Волынщино.
1.2. В нарушение пункта 3 Порядка формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержденного приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н, Минспортом России не обеспечено формирование и представление в Федеральное казначейство информации и документов в отношении подведомственных ФГБУ "Антидопинговый центр", ФГБУ "УТЦ "Новогорск", ФГБУ "РУТБ "Ока" г. Алексин".
В информационной системе "Электронный бюджет" в разделе "Бюджетная система" в подразделе "Участники бюджетного процесса" сведения по указанным подведомственным учреждениям отсутствуют.
1.3. В нарушение пункта 7 Правил использования бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. N 1331, Минспортом России в соглашениях на выполнение государственного задания в 2016 году не устанавливались на каждый квартал финансового года показатели деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, направленные на достижение целевых показателей, определенных "дорожными картами", включая показатели, характеризующие проведение структурных и институциональных преобразований, а также показатели по уровню средней заработной платы по категории (категориям) работников.
1.4. В нарушение пункта 45 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение о формировании государственного задания), согласно которому перечисление субсидии осуществляется не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей 75 процентов годового размера субсидии в течение 9 месяцев, Минспортом России по состоянию на 1 октября 2016 года перечислена ФГБУ УТЦ "Новогорск" субсидия в размере 146 884,8 тыс. рублей (91,9%), что на 26 971,2 тыс. рублей больше предельно установленного объема (75%).
1.5. В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за 2015 и 2016 годы в открытом доступе на Портале государственных программ (www.programs.gov.ru) в установленном порядке не размещены.
1.6. Минспортом России при предоставлении в 2016 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственному учреждению допущено нарушение порядка применения бюджетной классификации.
Так, в соответствии с государственным заданием N 777-00054-16-02, утвержденным Минспортом России 28 января 2016 года, Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма" (далее - Академия) были предусмотрены государственные услуги (работы) "Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования" и "Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования".
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации), расходы на реализацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования подлежат отражению по подразделу 0704 "Среднее профессиональное образование".
В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации Минспорт России в соглашении от 28 января 2016 г. N 777-03-117, заключенном с Академией, о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) предусмотрел финансирование услуг (работ) в сумме 625 856,7 тыс. рублей только по разделу 07 "Образование", подразделу 06 "Высшее и послевузовское профессиональное образование", ЦСР 0210190059 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений", что привело к тому, что Академией осуществлены расходы, связанные с выполнением предусмотренных государственным заданием услуг (работ) только по подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" бюджетной классификации, включая расходы по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в сумме 22 621,6 тыс. рублей.
1.7. В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта (Приложение N 6 к Федеральной целевой программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 30) (далее - Правила) между Минспортом России и Кабинетом Министров Республики Адыгея заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 6 мая 2016 г. N 174 (далее - Соглашение от 6 мая 2016 г. N 174, соглашение).
Согласно Соглашению от 6 мая 2016 г. N 174 объем софинансирования на 2016 год за счет субсидии из федерального бюджета составляет 11 357,5 тыс. рублей, или 62 %. Объем бюджетных ассигнований Республики Адыгея на 2016 год составляет 7 000,0 тыс. рублей, или 38 %.
В соответствии с отчетом Комитета Республики Адыгея по физической культуре и спорту за 2016 год по указанному соглашению профинансировано 11 354,4 тыс. рублей, из них за счет субсидии из федерального бюджета 11 354,4 тыс. рублей (100% от общей суммы произведенных расходов), средств бюджета Республики Адыгея - 0 рублей (0%), что не соответствует объему финансирования, установленному соглашением от 6 мая 2016 г. N 174.
Таким образом, Кабинетом Министров Республики Адыгея в 2016 году обязательства по финансированию в соответствии с пунктами 1 и 8.2 Соглашения от 6 мая 2016 г. N 174 не выполнены.
При этом Минспортом России в результате ненадлежащего контроля за соблюдением условий предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 7.2 Соглашения от 6 мая 2016 г. N 174, была предоставлена субсидия бюджету Республики Адыгея без учета положений, установленных пунктами 1 и 3 соглашения, предусматривающих перечисление субсидии в бюджет Республики Адыгея при условии соблюдения получателем средств условий, предусмотренных Правилами и соглашением, в том числе обязательств по своевременному финансированию мероприятий и объектов, указанных в соглашении, что привело к использованию Республики Адыгея средств федерального бюджета в сумме 4 314,7 тыс. рублей с нарушением условий предоставления субсидии.
Аналогичные нарушения были также допущены при предоставлении Минспортом России в 2016 году субсидий из федерального бюджета на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта, бюджетам следующих субъектов Российской Федерации, при этом сумма средств федерального бюджета, использованная субъектами Российской Федерации с нарушением условий их предоставления составила:
4 400,0 тыс. рублей по соглашению от 24 мая 2016 г. N 216, заключенного с правительством Республики Ингушетия;
3 570,1 тыс. рублей по соглашению от 1 июня 2016 г. N 245, заключенного с правительством Республики Карелия;
19 697,1 тыс. рублей по соглашению от 1 июня 2016 г. N 254, заключенного с правительством Республики Саха (Якутия);
10 507,4 тыс. рублей по соглашению от 24 мая 2016 г. N 217, заключенного с Правительством Орловской области;
5 678,8 тыс. рублей по соглашению от 10 июня 2016 г. N 282, заключенного с Правительством Кабардино-Балкарской Республики;
425,4 тыс, рублей по соглашению от 1 июня 2016 г. N 246, заключенного с Правительством Республики Карелия;
1 020,1 тыс. рублей по соглашению от 31 мая 2016 г. N 242, заключенного с администрацией Краснодарского края;
4 019,0 тыс. рублей по соглашению от 10 июня 2016 г, N 277, заключенного с Правительством Хабаровского края;
3 405,1 тыс. рублей по соглашению от 3 июня 2016 г. N 265, заключенного с Правительством Липецкой области;
4 855,6 тыс. рублей по соглашению от 2 июня 2016 г. N 255, заключенного с Правительством Тамбовской области;
1 732,1 тыс. рублей по соглашению от 5 июля 2016 г. N 348, заключенного с Правительством Оренбургской области.
2. По результатам проверки выявлены следующие недостатки.
2.1. Учетная политика Министерства спорта Российской Федерации, утвержденная приказом Минспорта России от 28 января 2016 г. N 53/1, в части установления периодичности проведения инвентаризации нефинансовых активов и финансовых обязательств один раз в три года не соответствует требованиям пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, согласно которым проведение инвентаризации активов и обязательств, в том числе материально-производственных запасов перед составлением годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности является обязательным.
2.2. В соответствии с частью 5 статьи 37.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ), объект спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта, не может использоваться для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - Единый календарный план).
При этом Минспортом России в 2016 году утверждено государственное задание ФГБУ "УТЦ "Новогорск", предусматривающее организацию и проведение данным учреждением физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план, проведение которых осуществлялось учреждением на объектах спорта, не внесенных в установленном порядке во Всероссийский реестр объектов спорта, что не обеспечивает выполнение вышеуказанных требований Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ.
2.3. Минспортом России осуществляется ненадлежащий контроль за деятельностью федеральных государственных учреждений, предусмотренный пунктом 48 Положения о формировании государственного задания.
Так, Минспортом России не обеспечен контроль за представлением ФГБУ УТЦ "Новогорск" отчетов об исполнении государственного задания (за 9 месяцев 2016 года и итоговый годовой отчет за 2016 год), которые представлены по форме, не соответствующей Приложению N 2 к Положению о формировании государственного задания.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству спорта Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Провести обязательную инвентаризацию основных средств и материальных запасов в соответствии с приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, по результатам которой при необходимости внести изменения в бюджетную отчетность Минспорта России и представить ее в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Внести соответствующие изменения в бухгалтерскую отчетность Минспорта России в отношении объектов недвижимого имущества стоимостью 162 253,3 тыс. рублей в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, представив ее в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
3. Привести учетную политику Минспорта России в части периодичности проведения инвентаризации нефинансовых активов и финансовых обязательств в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н.
4. Представить в Федеральное казначейство информацию и документы в отношении подведомственных ФГБУ "Антидопинговый центр", ФГБУ "УТЦ "Новогорск", ФГБУ "РУТБ "Ока" г. Алексин" в порядке, установленном приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н.
5. Обеспечить размещение годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за 2015 и 2016 годы в открытом доступе на Портале государственных программ (www.programs.gov.ru) в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".
6. В соответствии порядком приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления, утвержденным приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. N 105н, в целях принятия решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации направить в Минфин России информацию о выявленных нарушениях органами государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
7. Провести проверки по выявленным фактам нарушений законодательства, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Минспорта России, допустивших указанные нарушения.
8. Принять меры по недопущению выявленных нарушений и недостатков, а также по устранению их причин и условий.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 мая 2017 г. N 32К (1177)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру спорта Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2017 г. N ПР 11-163/11-02
Текст представления официально опубликован не был