Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2017 г. N ПР 11-164/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2011 - 2015 годах на реализацию государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (совместно с Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан)" в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. В соответствии с Соглашением между Минтрудом России и Республикой Дагестан о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета Республики Дагестан на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу Республики Дагестан, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения от 14 июля 2015 г. N 15-С-13-ГП-27 из федерального бюджета в бюджет Республики Дагестан предоставлена субсидия в размере 151 489,2 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 18 Соглашения от 14 июля 2015 г. N 15-С-13-ГП-27 Республикой Дагестан приняты обязательства по обеспечению достижения значения показателя результативности предоставления субсидии: "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов" 51 %. В случае нарушения Республикой Дагестан обязательства по достижению значения показателя результативности и неустранения указанного нарушения в срок до 20 января года, следующего за отчетным, Минтруд России обязан направить Республике Дагестан требование о возврате субсидии в федеральный бюджет в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктами 16-19 Правил формирования, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999).
По состоянию 31 декабря отчетного года при фактическом 100 - процентном освоении средств федерального бюджета (дебиторская задолженность отсутствует) значение показателя результативности предоставления субсидии составило 49,8 %, то есть не достигнуто.
В нарушение Соглашения от 14 июля 2015 г. N 15-С-13-ГП-27 и Правил N 999 Минтрудом России требование о возврате субсидии в объеме, определенном пунктом 19 Правил N 999, не направлялось.
1.2. При заключении и исполнении государственных контрактов в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 (далее - госпрограмма), Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации нарушены нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
1.3. В нарушение части 3 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ формирование начальной (максимальной) цены государственного контракта (извещение о проведении электронного аукциона от 21 августа 2014 г. N 0195100000314000208) на оказание услуг по реализации организационно-технической работы для обеспечения проведения научно-практических конференций по проблемам медико-социальной экспертизы, в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы осуществлено на основании не сопоставимых с проводимой закупкой финансовых (коммерческих) предложений, то есть предложения содержали услуги, не предусмотренные в документации об аукционе N 0195100000314000208. Так, взятое для расчета начальной (максимальной) цены предложение в рамках закупки N 0373100040113000942 включало обеспечение синхронного перевода с русского на английский язык и обратно, организация видеосъемки мероприятия, подготовка и рассылка итоговых документов, что не требовалось Минтруду России для закупки N 0195100000314000208. Взятое для расчета начальной (максимальной) цены предложение в рамках закупки N 0373200214511000048, помимо закупки услуг по проведению научно-практической конференции по итогам работ школьников в номинации кино и видеоискусства, предусматривала проведение мастер-классов и семинаров по режиссуре, операторскому мастерству, сценарному мастерству, теории драматургии, дикторскому мастерству, звукооператорскому мастерству, монтажу фильмов, световому оформлению и актерского мастерства, организация и проведение конкурса Авторских образовательных программ, что не соотносится с содержанием закупаемых услуг Минтрудом России.
1.4. В нарушение части 3 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ формирование начальной (максимальной) цены государственного контракта (извещение о проведении открытого конкурса от 20 августа 2014 г. N 0195100000314000207) на оказание услуг по проведению научно-практических конференций по проблемам медико-социальной экспертизы в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы осуществлено на основании не сопоставимых с проводимой закупкой финансовых (коммерческих) предложений, то есть предложения содержали услуги, не предусмотренные в документации о конкурсе от 21 августа 2014 г. N 0195100000314000207. Так, перечень мероприятий, входящих в применённое предложение по извещению от 2 сентября 2013 г. N 0172200006813000033 (закупка услуг по подготовке и проведению конференции по вопросам защиты прав потребителей) не является сопоставимым с данными документации извещения от 21 августа 2014 г.
1.5. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Минтрудом России требование к ООО "Вентон-Медикал" об уплате неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом N 0195100000315000098-0440942-02, не направлялось. Данным поставщиком в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 13.2, 13.3 указанного госконтракта осуществлена поставка и ввод в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса получателю оборудования ФКУ "Главное бюро МСЭ по г. Севастополю" в количестве 1 штука на сумму 6,98 млн. рублей с опозданием на 32 дня.
1.6. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Минтрудом России требование к ООО "Медицинская компания "ЮНИКС" об уплате неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом N 0195100000314000017-0440942-01. Указанным поставщиком в нарушение условия госконтракта N 0195100000314000017-0440942-01 (пункт 13.2), предусматривающего срок поставки оборудования не позднее 31 октября 2014 г., была осуществлена поставка оборудования на общую сумму 5,48 млн. рублей позднее указанного срока.
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. Формулировки задач в действующей редакции госпрограммы не в полной мере обеспечивают достижение заявленных целей, слабо увязаны с ожидаемыми конечными результатами программы, что не соответствует абзацу 2 пункта 23 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690 (далее - Методические указания N 690), а также абзацу 1 пункта 17 методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (далее - Методические указания N 582), согласно которым сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
2.2. За 5 лет реализации госпрограммы количество показателей увеличилось с 14 (2011 год) до 55 (2015 год). Однако провести оценку эффективности реализации госпрограммы позволяют только три показателя, по которым возможно построить динамический ряд с начала реализации программы, по 47 показателям оценку произвести не представляется возможным, так как их значения установлены начиная с 2015 года и позже.
2.3. При исполнении мероприятий госпрограммы в 2011 - 2015 годах, (приложение N 4 к государственной программе) два нормативных правовых акта приняты с нарушением установленных сроков, не принято четыре нормативных правовых акта, в том числе Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов" и три ведомственных правовых акта: "Об объективизации потребностей учреждений культуры в специальных технических устройствах и объемах финансирования с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения" (ответственный - Минкультуры России); "Об утверждении методических рекомендаций по созданию доступной среды для получения образования детьми-инвалидами в общеобразовательных организациях" (ответственный - Минобрнауки России); "О формировании методологии создания транспортной системы, адаптированной с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения по видам транспорта (морской, воздушный, колесный, железнодорожный и др.)" (ответственный - Минтранс России).
2.4. На начало реализации госпрограммы "Доступная среда" достоверная информация об общем количестве объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе субъектов Российской Федерации, отсутствовала. В связи с этим, оценить результативность и эффективность расходов на реализацию мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов, не представляется возможным.
2.5. Ряд мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг реализуется муниципальными образованиями за счет средств их бюджетов, не входящих в бюджет субъекта Российской Федерации. В Правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, данное обстоятельство учтено. Однако до настоящего времени утвержденные приказом Минтруда России от 29 мая 2015 г. N 328н формы соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и формы отчетов не включают в себя информацию (соответствующие разделы) о расходах бюджетов муниципальных образований, в связи с чем они не являются корректными в полной мере и нуждаются в актуализации.
2.6. Установлены недостатки формирования отчетных данных по исполнению соглашений, заключенных между Минтрудом России и высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, а также отсутствие контроля со стороны Минтруда России за условиями предоставления субсидии, предусмотренного указанными соглашениями.
В частности, отчеты ряда субъектов Российской Федерации содержат сведения о недостижении значения показателя результативности использования субсидии из федерального бюджета, установленного соглашениями (формы Соглашения утверждались соответствующими приказами Минтруда России). Так, в 2015 году Правительство Тульской области приняло на себя обязательство по обеспечению соответствия значений показателей результативности предоставления субсидии, устанавливаемых программой Тульской области, значению показателя результативности предоставления субсидии "доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов" - 49 %, общее количество объектов - 90, из них количество дооборудованных к концу отчетного периода - 44 объекта, в том числе в 2015 году - 20 объектов (показатель результативности).
Согласно данным годового отчета Тульской области фактическое достижение показателя результативности использования субсидии из федерального бюджета бюджету Тульской области в 2015 году в отчете Тульской области (подписан заместителем министра - директором департамента социальной политики Минтруда Тульской области И.А. Щербаковым) отражено как достигнутое в полном объеме - 49 % или 44 объекта (форма приложения N 3 к приказу N 328н). В то же время, в годовом отчете Тульской области (форма приложения N 4 к приказу N 328н) о реализации мероприятий, включенных в государственную программу субъекта Российской Федерации (подписан тем же должностным лицом, И.А. Щербаковым), представлена информация о выполнении мероприятий по обеспечению доступности в отношении 25 приоритетных объектов, из которых в отношении 18 объектов доступность обеспечена в полном объеме, в отношении 4 объектов - частично, в отношении 3 объектов указан статус "выполнено в полном объеме", при этом указано, что завершение работ и оплата обязательств запланированы на 2016 год.
Таким образом, представленные Минтрудом России в ходе проверки годовые отчеты субъектов Российской Федерации не всегда позволяют подтвердить достижение показателя результативности.
При этом данных, подтверждающих проведение проверок Минтрудом России за исполнением условий соглашений, в ходе контрольного мероприятия не установлено.
2.7. В части реализации соглашений о предоставлении субсидий на поддержку программ общественных организаций инвалидов (далее - ООИ) по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест.
2.7.1. Минтрудом России при подготовке отчетов о ходе реализации госпрограммы "Доступная среда" за 2011 - 2015 год по показателю "Количество рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов" ежегодно указывались недостоверные сведения о количестве рабочих мест для инвалидов, созданных ООИ. Фактически оказание услуг инвалиду по сопровождению его в процессе трудоустройства (содействие трудоустройству) в отчетных данных учитывалось как "создание рабочего места для инвалида", что не является идентичным. Так, при реализации соглашений, заключенных между Минтрудом России и РООИ "Перспектива" о предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку Программ ООИ в 2011 - 2015 году, РООИ "Перспектива" за указанный период оказала содействие в трудоустройстве (в сторонние организации) 291 инвалиду. При этом согласно отчетным данным РООИ "Перспектива" об использовании субсидии из федерального бюджета, рабочие места данной ООИ не создавались. Субсидия федерального бюджета в общей сумме 13,05 млн. рублей в 2011 - 2014 годах была направлена РООИ "Перспектива" в полном объеме на выплату заработной платы своим сотрудникам, в 2015 году - в сумме 4,28 млн. рублей (или 50 % от общего объема представленной субсидии).
В то же время, Минтруд России в ежегодных отчетах указанное содействие в трудоустройстве (в количестве 291 инвалид) отражал как "созданные рабочие места".
2.7.2. Данные отчетов Минтруда России по показателю "Количество рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов" формируются ежегодно с нарастающим итогом. После окончания реализации программ ООИ информация об устройстве инвалидов на данные рабочие места отсутствует. Мониторинг сохранения рабочего места за инвалидом или инвалида на созданном рабочем месте Минтрудом России не осуществляется. В связи с эти, подтвердить достоверность отчетных данных по Субсидии ООИ, а также оценить эффективность расходов на проведение данного мероприятия не представляется возможным.
Кроме того, у работодателя при увольнении инвалида отсутствует обязанность информировать службы занятости о наличии вакансии по созданным рабочим местам для инвалидов или наличии у работодателя места, созданного для инвалида. Указанное требование в нормативных документах Минтруда России или соглашениях не содержится. В связи с чем, после окончания программы ООИ по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест и в случае увольнения инвалида службы занятости не располагают информацией о наличии у организации рабочего места для инвалида.
2.7.3. Проверкой установлено, что в ряде случаев за счет средств федерального бюджета модернизировалась производственная база коммерческих предприятий, не являющихся ООИ. При этом оборудование становилось собственностью сторонних организаций и после окончания срока реализации программ ООИ дальнейшее его местонахождение, как и сохранность рабочих мест для инвалидов не известна.
Так, в 2012 году между Минтрудом России и Тюменским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (далее - ТРО ОООИ "ВОГ") было заключено соглашение, предметом которого являлось предоставление субсидии из федерального бюджета ТРО ОООИ "ВОГ" в объеме 16,2 млн. рублей на софинансирование расходов, включенных в программу ООИ по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе по созданию рабочих мест для инвалидов и обеспечению доступности рабочих мест.
В целях реализации данного соглашения 10 мая 2012 года ТРО ОООИ "ВОГ" заключены соглашения с 4 индивидуальными предпринимателями, предметом которых было создание 268 рабочих мест, в том числе с ИП Юрченко И.Д. по созданию 47 рабочих мест для инвалидов, ИП Антончик В.Н. - 77, ИП Ильсибаков P.P. - 92, ООО "Гикар" - 52.
Для создания рабочих мест индивидуальными предпринимателями на средства, источником которых являлась субсидия федерального бюджета в сумме 10,6 млн. рублей, приобретено технологическое оборудование (для переработки сельскохозяйственной продукции, для производства сувенирной продукции, производства полуфабрикатов, морозильное оборудование). Первичные учетные документы, подтверждающие расходы ТРО ОООИ "ВОГ" по приобретению указанного оборудования и созданию рабочие мест для инвалидов с соответствующими требованиями для них, в Минтруде России отсутствуют.
Из 268 трудоустроенных инвалидов спустя полгода (на момент подготовки отчета об исполнении соглашения) осталось работать только 23 инвалида, или 8,9 %. Срок работы остальных инвалидов, лишь незначительно (на несколько дней) превышал минимально допустимый.
Таким образом, у вышеперечисленных индивидуальных предпринимателей фактически была создана производственная база за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета.
При этом по данным единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (https://egrul.nalog.ru) ИП Ильсибаков P.P. ликвидировано 7 апреля 2016 года. Местонахождение оборудования не известно. Рабочие места для инвалидов в количестве 92 единицы перестали существовать.
2.8. Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. N 627 утверждена методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики (далее - Методика), согласно которой исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют сводную информацию о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других мало мобильных граждан на территории субъекта Российской Федерации за год и представляют сводные данные в Минтруд России не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Дальнейшее осуществление Минтрудом России обобщения или анализа представляемой информации Методикой не предусмотрено.
Анализ ресурсов субъектов Российской Федерации по состоянию на конец октября 2016 года показал, что только в 75,3 % субъектов Российской Федерации сформированы и функционируют в сети "Интернет" карты доступности. Вместе с тем, согласно годовому отчету Минтруда России о ходе реализации и оценки эффективности госпрограммы фактическое значение данного показателя в 2015 году достигло планового (90 %). В Пермском крае в нарушение абзацев 4 и 5 пункта 1.3. Порядка проведения паспортизации ОСИ и услуг в приоритетных для инвалидов и других маломобильных групп населения сферах жизнедеятельности на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22 апреля 2014 г. N 274-п, реестр объектов социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности Пермского края, и реестр объектов социальной инфраструктуры Пермского края Минсоцразвития края в 2014 - 2015 годах, не велись.
Планы по проведению паспортизации объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в целях определения степени их доступности для инвалидов в 2014 и 2015 году не выполнены. При этом в отчете о выполнении региональной госпрограммы "Доступная среда за 2015 год, размещенном на официальном сайте Минсоцразвития Пермского края http://minsoc.permkrai.ru/, приведена недостоверная информация о выполнении планов паспортизации.
В Республике Башкортостан только в 2013 году приступили к паспортизации приоритетных ОСИ и обновлению карт, отображающих доступность ОСИ для инвалидов.
В отсутствии единых законодательно установленных требований к определению уровня доступности приоритетного объекта и обозначению соответствующего уровня доступности формируются риски субъективной оценки уровня доступности объекта как до, так и после проведения мероприятий по адаптации, что отражается на управленческих решениях, принимаемых для обеспечения доступности объекта.
Так, управленческим решением определено, что для обеспечения доступности Государственного русского драматического театра города Стерлитамак необходимо только приобретение слуховых приборов для слабослышащих зрителей и обустройство не менее 2 парковочных мест для инвалидов (знаки и разметка). При этом санитарные помещения в здании располагаются на цокольном этаже, доступ к ним возможен только путем преодоления 2 лестничных маршей. В зрительном зале выделен ряд для размещения зрителей, передвигающихся на креслах-колясках, для входа в зрительный зал необходимо преодолеть 3 ступени вверх, специального оборудования для самостоятельного посещения зрительного зала инвалидами не предусмотрено. Таким образом, посещение театра инвалидами (категорий колясочники/опорники/слепые) возможно только с посторонней помощью, однако в паспорте объекта по итогам проведения указанных мероприятий по адаптации проставлена отметка о полной доступности объекта для всех категорий инвалидов.
Таким образом, произведенные работы фактически не обеспечили организацию надлежащего уровня доступности на адаптируемых объектах.
2.9. Согласно отчетам Минтруда России, участников программы, а также отчетов субъектов Российской Федерации, ситуация с доступностью меняется в лучшую сторону. Вместе с тем, достоверные статистические данные, подтверждающие успешность реализации программы в полном объеме, отсутствуют. Анализ социально-экономической эффективности реализации государственной программы "Доступная среда" Минтрудом России не проводится. Результаты комплексных проверок, позволяющие сделать вывод о социально-экономической эффективности реализации данной госпрограммы отсутствуют.
Так, в Республике Башкортостан тематические мероприятия по проверке целевого использования средств на реализацию государственной программы (подпрограммы) "Доступная среда" в 2011 - 2015 годах не проводились.
В положении о Минсоцразвития Пермского края от 24 июля 2006 г. N 7-п (ред. от 27 ноября 2015 г.) функции по осуществлению контроля за ходом реализации государственных программ не предусмотрено. Проверка целевого, адресного и эффективного использования субсидии на реализацию государственной программы в крае не проводилась.
В ходе проверки установлено, что в Московской области, Пермском крае и Республике Башкортостан приведении объектов в состояние доступности требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" не соблюдались, оборудование не использовалось.
2.10. Контроль за целевым использованием денежных средств осуществляется Минтрудом России на основании отчетов участников госпрограммы, а Также от получателей субсидии - субъектов Российской Федерации и общественных организаций инвалидов. При этом проверка достоверности представленных данных Минтрудом России не осуществляется. Дополнительные материалы не запрашиваются.
В проверяемый период проверки использования средств на реализацию региональных госпрограмм "Доступная среда" проводились контрольно-счетными органами 38 субъектов Российской Федерации.
В то же время, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2011 - 2015 годах в органы прокуратуры субъектов Российской Федерации поступило 27 248 обращений о нарушениях прав и законных интересов инвалидов, из них разрешено 25 878 обращений.
2.11. Минтрудом России обобщение и анализ информации о проведении в субъектах Российской Федерации информационно-просветительских кампаний не проводится, в том числе об объемах потраченных средств и достигнутом эффекте.
По результатам социологических исследований, проводимых Минтрудом России, плановое значение показателя (доля инвалидов положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов), установленное госпрограммой, достигнуто. Так, по итогам 2013 года при плановом показателе 40,8 % фактическое достижение составило 41 %, за 2014 год - 45,2 % и 46 % соответственно, за 2015 год - плановое значение в 49,6 % достигнуто и фактически составило 49,7 %.
В то же время, результаты Национального рейтинга "Доступная среда", проведенного Всероссийской общественной организацией "Союз добровольцев России", посвященного доступности в регионах Российской Федерации объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями, показали, что наиболее сложная ситуация с доступностью сложилась в 19 регионах: Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Кабардино-Балкарской республиках, а также Республиках Дагестан, Адыгея, Северная Осетия-Алания, Марий Эл, Ингушетия, Калмыкия, Тыва; в Чукотском Автономном округе, Амурской, Калининградской, Самарской, Пензенской, Кировской, Калужской и Ульяновской областях.
По результатам опроса Счетной палаты Российской Федерации, проводимого по утвержденной форме опроса Минтруда России, в котором приняло участие 261 человек, получены следующие результаты:
53,6 % респондентов считает, что общество не готово к интеграции в него инвалидов, 51,7 % считает, что и через 5 лет ситуация с интеграцией инвалидов в общество не изменится, 3,1 % считает, что через 5 лет инвалиды станут еще менее интегрированы в общество;
59,4 % опрошенных считают, что инвалиды чаще не могут вести полноценную жизнь в обществе с учетом их ограничений, 11,1 % считают, что не могут практически никогда.
Наибольшие проблемы инвалиды испытывают при трудоустройстве (18,3 %), в материальном обеспечении (15,6 %), при получении медицинской помощи (13,4 %) и при получении образования (13,4 %), при получении услуг медико-социальной экспертизы (11,5 %), в социально-бытовом обслуживании (10,1 %).
В ходе опроса отмечено, что оснащение объектов социального и иного назначения специальными устройствами для доступа к ним инвалидов осуществляется с нарушением нормативов (40,2 %), очень медленно и лишь ограниченным набором приспособлений (32,6 %).
За время реализации госпрограммы "Доступная среда" у 52,8 % опрошенных отношение к инвалидам не изменилось. При этом 44,9 % считают, не изменилась ситуация с социальной разобщенностью инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, а еще 6,1 % считают, что ситуация по данному вопросу ухудшилась.
Также 46,4 % опрошенных считает, что не изменилась ситуация в системе медико-социальной экспертизы, а еще 20,3 % респондентов, что ухудшилась. Кроме того, 61,7 % опрошенных считает, что за время реализации госпрограммы инвалидам не обеспечен равный доступ к реабилитационным услугам.
По результатам опроса 48 % респондентов в целом дает положительную оценку реализации госпрограммы "Доступная среда", вместе с тем 48 % также считает, что ничего не изменилось, либо итоги скорее отрицательные.
Одновременно 52,9 % респондентов считает, что надо изменить большую часть существующей политики в отношении инвалидов, а еще 26,8 % - что необходимо разработать полностью новую социальную политику в отношении инвалидов.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации надлежит выполнить следующие меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем:
1) обеспечить исполнение пункта 18 Соглашения от 14 июля 2015 г. N 15-С-13-ГП-27) в части направления Республике Дагестан требования о возврате из республиканского бюджета Республики Дагестан в федеральный бюджет средств в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 19 Правил N 999;
2) в соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ направить требование ООО "Вентон-Медикал" об уплате неустойки в рамках государственного контракта N 0195100000315000098-0440942-02;
3) в соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ направить требование ООО "Медицинская компания "ЮНИКС" об уплате неустойки в рамках государственного контракта N 0195100000314000017-0440942-01;
4) провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Минтруда России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 апреля 2017 г. N 24К (1169)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру труда и социальной защиты Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 октября 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2017 г. N ПР 11-164/11-03
Текст представления официально опубликован не был