Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2017 г. N ПР 11-166/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2011 - 2015 годах на реализацию государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (совместно с Контрольно-счётной палатой Республики Башкортостан) в Правительстве Московской области.
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. В Московской области в 2014 - 2015 году в рамках реализации мероприятий по созданию безбарьерной среды в учреждениях здравоохранения общий объем средств, направленный на обеспечение доступности объектов и услуг в сфере здравоохранения составил 70,0 млн. рублей, средства были направлены 18 учреждениям здравоохранения в рамках соглашения, заключенного учреждениями здравоохранения Московской области с Минздравом Московской области. Расчет объемов субсидий учреждениям здравоохранения Московской области осуществлялся на основании заявок отдельных учреждений здравоохранения, которые направлялись на имя министра здравоохранения Московской области.
При этом в нарушение пункта 4 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17 апреля 2012 г. N 507/14 (далее - Порядок предоставления субсидий на иные цели), ни одна из представленных 16 учреждениями здравоохранения заявок не содержала расчетов и финансово-экономического обоснования размера субсидии.
Кроме того, в нарушение пункта 4 Порядка предоставления субсидии на иные цели в отсутствии заявок, расчетов и финансово-экономического обоснования размера субсидии Минздравом Московской области трем учреждениям здравоохранения (в 2014 году - ГАУЗ МО "Клинический центр восстановительной, медицины и реабилитации", ГБУЗ МО "Московская областная детская клиническая травматолого-ортопедическая больница", в 2015 году - ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии") представлены субсидии в сумме 12,6 млн. рублей.
В нарушение пункта 6 Порядка предоставления субсидий на иные цели 2014 году Минздравом Московской области шести из девяти учреждений здравоохранения перечислены субсидии на иные цели, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, в объеме 26,5 млн. рублей в отсутствии правовых оснований - раньше даты заключения соглашения (до 10 дней) с указанием в платежных документах реквизитов ранее заключенных с начала года соглашений.
Так, платежным документом от 27 ноября 2014 г. N 488 ГБУЗ "МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского" перечислено 10,0 млн. рублей на реализацию мероприятий по обеспечению доступности учреждения, в то время как соответствующее дополнительное соглашение с указанным учреждением было заключено Минздравом Московской области только 10 декабря 2014 года.
Платежным документом от 27 ноября 2014 г. N 489 ГБУЗ МО "Московский областной госпиталь для ветеранов войн" направлено 2,9 млн. рублей, в то время как соответствующее дополнительное соглашение с указанным учреждением было заключено Минздравом Московской области только 5 декабря 2014 года.
Платежным документом от 18 декабря 2014 г. N 581 ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 9" направлено 0,5 млн. рублей, в то время как соответствующее дополнительное соглашение с указанным учреждением было заключено Минздравом Московской области только 19 декабря 2014 года.
Платежным документом от 27 ноября 2014 г. N 486 ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 12" направлено 3,5 млн. рублей, в то время как соответствующее дополнительное соглашение с указанным учреждением было заключено Минздравом Московской области только 1 декабря 2014 года.
Платежным документом от 27 ноября 2014 г. N 487 ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 13" направлено 9,0 млн. рублей, в то время как соответствующее дополнительное соглашение с указанным учреждением было заключено Минздравом Московской области только 5 декабря 2014 года.
Платежным документом от 2 декабря 2014 г. N 499 ГАУЗ МО "Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации" направлено 0,6 млн. рублей, в то время как соответствующее дополнительное соглашение с указанным учреждением было заключено Минздравом Московской области только 15 декабря 2014 года.
Аналогичная ситуация сохранилась и в 2015 году.
Так, платежным документом от 16 ноября 2015 г. N 387 ГБУЗ "Луховицкая центральная районная больница" перечислена субсидия на иные цели, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, в сумме 1,0 млн. рублей, в то время как соответствующее соглашение было заключено только 27 декабря 2015 года.
Платежным документом от 22 декабря 2015 г. N 449 ГБУЗ "Рошальская городская больница" были направлены средства в сумме 2,5 млн. рублей, в то время как соответствующее соглашение между Минздравом Московской области и указанным учреждением было заключено 28 декабря 2015 года со сроком предоставления до 5 декабря 2015 года и фактическом перечислении средств 24 декабря 2015 года.
Платежным документом от 22 декабря 2015 г. N 426 ГБУЗ "Краснозаводская городская больница" были направлены средства в сумме 2,5 млн. рублей, в то время как соответствующее соглашение между Минздравом Московской области и указанным учреждением было заключено 27 декабря 2015 года.
1.2. При реализации соглашений, заключенных в 2014-2015 годах между Минтрудом России и Правительством Московской области в бюджете Московской области сформировались остатки неиспользованных субсидий - по состоянию на 1 января 2015 года в объеме 96,5 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2016 года - 3,47 млн. рублей.
В нарушение пункта 5 статьи 242 БК РФ указанные средства не были возвращены в доход федерального бюджета в течение первых 15 рабочих дней соответствующего текущего финансового года, а только по окончании контрольного мероприятия на объекте Правительство Московской области платежным поручением от 13 февраля 2017 года N 5640442.
Нарушение законодательно установленного срока возврата субсидии в федеральный бюджет по средствам 2014 года составило более 2 лет, по средствам 2015 года - более года. Эффективность использования бюджетных средств не была обеспечена.
1.3. В 2015 году в нарушение пункта 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, распределение между 14 городскими и 16 муниципальными районами на сумму 17 500 тыс. рублей утверждено распоряжением Минспорта Московской области от 19 августа 2015 г. N 22-256-р.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки,
2.1. В 2013 году между Минобрнауки России и Правительством Московской области 29 ноября 2013 г. было заключено соглашение N 07.G65.24.0180, предметом, которого являлось представление в 2013 году бюджету Московской области субсидии из федерального бюджета в сумме 7,14 млн. рублей на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития в целях создания в обычных образовательных учреждениях, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов; оснащения образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Вместе с тем, предметом соглашений между Министерством образования Московской области и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Московской области являлось, в том числе финансирование из соответствующего бюджета муниципального района Московской области оснащения образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным и прочим оборудованием, а также на оснащение классов, где будет установлено данное оборудование, мебелью, системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией и проведения капитального и текущего ремонта.
Проверкой установлено, что в 2013 году в трех образовательных учреждениях Московской области в рамках реализации мероприятий госпрограммы "Доступная среда" по формированию в субъектах Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов были выполнены ремонтно-строительные работы, в том числе устройство стяжек цементных, ремонт потолков, стен, разборка трубопроводов водогазопроводных труб, устройство подвесных потолков и иные, не связанные с созданием архитектурной доступности для детей-инвалидов, за счет субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства федерального бюджета, на общую сумму 0,92 млн. рублей. При этом оценить эффективность и целевой характер этих расходов не представляется возможным в виду отсутствия на федеральном и региональном уровне нормативного правового акта, содержащего закрытый перечень направлений использования средств, выделенных в рамках госпрограммы "Доступная среда".
2.2. Минспортом России в 2012 - 2014 годах софинансирование программных мероприятий на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту осуществлялось в соответствии с соглашениями с Правительством Московской области по главе 777 "Министерство спорта Российской Федерации", разделу 11 "Физическая культура и спорт", подразделу 02 "Массовый спорт".
В дальнейшем средства, предоставленные из федерального бюджета, расходовались по Соглашениям о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (в целях поддержки учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в Московской области), заключенными между Минспортом Московской области и ГБУ Московской области "Центр паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта Московской области" (далее - Центр) по главе 020 "Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области" по другому подразделу 03 "Спорт высших достижений". Указанные средства использовались на закупку компьютерной техники и оргтехники, а также оборудования, инвентаря и экипировки для спортсменов Центра.
Так, между Минспортом России и Правительством Московской области было заключено соглашение о предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в Московской области от 5 октября 2012 г. N 171 (далее - Соглашение N 171).
Условиями Соглашения N 171 (пункты 2.2-2.3) предусмотрено, что Минспорт России предоставляет Правительству Московской области 2,0 млн. рублей из федерального бюджета по главе 777 "Министерство спорта Российской Федерации", разделу 11 "Физическая культура и спорт", подразделу 02 "Массовый спорт", целевой статье расходов 1009000 "Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 год" в целях приобретения оборудования, инвентаря и экипировки, компьютерной и оргтехники, транспортных средств для оснащения учреждений спортивной направленности.
Целевой показатель эффективности использования субсидий "доля лиц с ограниченными возможностями здоровья инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории (в процентах)" пунктом 4.2 вышеуказанного соглашения установлен на 2012 год в размере 4%.
В целях реализации Соглашения N 171 между Минспортом Московской области и Центром заключено Соглашение N 4 (от 24 октября 2012 года), предметом которого является предоставление Минспортом Московской области в 2012 году субсидии из бюджета Московской области на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в Московской области. Объем субсидии - 2,0 млн. рублей. Пунктом 2.2. Соглашения N 4 установлено, что субсидия представляется по главе "Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области" по подразделу 03 "Спорт высших достижений", целевой статье расходов 1009000 "Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в целях приобретения оборудования, инвентаря и экипировки, компьютерной техники и оргтехники, транспортных средств для оснащения учреждения спортивной направленности (Центра). Пунктом 4.2 Соглашения N 4 значение целевого показателя результативности представления субсидии установлено на уровне не менее 4% занимающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья инвалидов от общей численности этой категории населения.
Аналогичная ситуация имела место и в 2013 - 2014 годы. Общий объем средств за 2012 - 2014 годы составил 4,43 млн. рублей.
Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65 н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" по подразделу 02 "Массовый спорт" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере массового спорта, проведения массовых спортивных мероприятий, а также государственную поддержку развития массового спорта в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. По подразделу 03 "Спорт высших достижений" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере спорта высших достижений, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта высших достижений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях,
Кроме того, в 2012 году Центром показатель результативности представления субсидии не достигнут, и составил 1,9% против 4%, установленного Соглашением N 4. Вместе с тем, согласно данным отчета Минспорта Московской области в Минспорт России об исполнении Соглашения N 171, целевой показатель эффективности использования субсидий "доля лиц с ограниченными возможностями здоровья инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории, (в процентах)" достигнут в полном объеме и составил 3%. Аналогичная ситуация сохранялась в 2013-2014 году.
2.3. Проверкой установлено, что в Московской области целью реализации мероприятий по созданию безбарьерной среды в учреждениях здравоохранения подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. N 658/36 "Об утверждении государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы", является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Московской области.
В соответствии с подпрограммой "Доступная среда" Московской области Минздрав Московской области является одним из главных распорядителей бюджетных средств при реализации указанной подпрограммы, в том числе при реализации мероприятия 2.1.2 "Создание безбарьерной среды в учреждениях здравоохранения" подпрограммы "Доступная среда" Московской области, результатом выполнения которого является приспособление учреждений здравоохранения для беспрепятственного доступа для инвалидов и маломобильных групп населения.
В то же время, по данному мероприятию не конкретизирован перечень направлений расходования средств, в связи с чем оценить эффективность и целевое назначение расходов, совершенных учреждениями здравоохранения при реализации мероприятия по созданию безбарьерной среды, не представляется возможным. При этом в отсутствии конкретизации расходов на региональном (и федеральном уровне) формируются риски осуществления расходов, не связанных с созданием условий для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов.
В частности, 18 марта 2014 года между Минздравом Московской области и ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 13" было заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, дополнительным соглашением N 1 к которому от 5 декабря 2014 г. ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 13" выделены средства в сумме 8,0 млн. рублей, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, цели (направления расходования) указанным дополнительным соглашением определены как "субсидия на осуществление расходов в рамках реализации государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы, подпрограмма "Доступная среда", пункт 2.2 (средства федерального бюджета)".
В рамках реализации вышеуказанной цели ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 13" направлено 7,65 млн. рублей (или 95,6% субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства федерального бюджета) на закупку электробытовых приборов (картофелечистка, овощерезка Robot-Coupe, осевой промышленный вентилятор, морозильные камеры и иные), техники и оргтехники, мебели (кресла руководителей, мягкие диваны, стулья), медицинских кроватей, массажных кресел, медицинского оборудования (электрокардиограф многоканальный ЭК12Т Альтон-103, аппарат магнитно-инфракрасный-лазерный терапевтический с фоторегистратором и восемью частотами повторения импульсов лазерного излучения "Милта", аппарат магнитный Алмаг-02), беседок и скамеек, мармита первых блюд.
Аналогичная ситуация сложилась в ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 15" при реализации дополнительного соглашения от 24 ноября 2014 года к Соглашению от 30 марта 2014 года, в ГБУЗ МО "Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации" при реализации дополнительного соглашения от 15 декабря 2014 года к Соглашению от 24 марта 2014 года, в ГБУЗ МО "Московский областной госпиталь для ветеранов войн" при реализации дополнительного соглашения от 5 декабря 2014 года к Соглашению от 28 февраля 2014 года, в ГБУЗ МО "Психиатрический больница N 4" при реализации дополнительного соглашения от 5 декабря 2014 года к Соглашению от 28 марта 2014 года, когда субсидия на иные цели, источником финансового обеспечения которой являлись средства федерального бюджета, цель - "субсидия на осуществление расходов в рамках реализации государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы, подпрограмма "Доступная среда", пункт 2.2, в сумме 8,95 млн. рублей была направлена перечисленными учреждениями на закупку 249 кроватей и 18 матрацев.
ГБУЗ МО "Московская областная детская клиническая травматолого-ортопедическая больница в рамках реализации Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 17 ноября 2014 года на сумму 8,74 млн рублей при осуществлении расходов в рамках реализации государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы, подпрограмма "Доступная среда", были осуществлены расходы на закупку сушилок для рук, зеркал, стульчиков для душевой на сумму 0,81 млн. рублей.
В 2015 году в ходе исполнения Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, заключенных между Минздравом Московской области и ГБУЗ "Краснозаводская городская больница" (соглашение от 12 февраля 2015 года, дополнительное соглашение от 18 ноября 2015 года), ГБУЗ "Лобненская центральная городская больница" (соглашение от 16 марта 2015 года, дополнительное соглашение от 21 ноября 2015 года) осуществлены расходы по демонтажу и замене лифтов общего пользования в сумме, соответственно, в 2,19 млн. рублей и 1,15 млн. рублей. ГБУЗ "Психиатрическая больница N 17" (соглашение от 23 апреля 2015 года, дополнительное соглашение от 22 сентября 2015 года) за счет субсидии, источником финансового обеспечения которой были средства федерального бюджета, приобретены зеркала поворотные, сенсорные смесители, сушилки, ручки дверные на общую сумму 0,22 млн. рублей, ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 12" - палатная сигнализацию на сумму 0,9 млн. рублей.
Вместе с тем, мероприятие по созданию безбарьерной среды в учреждениях здравоохранения подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. N 658/36, не содержит перечень направлений расходования средств, в связи с чем оценить эффективность и целевой характер произведенных расходов не представляется возможным.
2.4. Комплексный подход при решении вопроса доступности объектов со стороны центральных исполнительных органов Московской области, низкой эффективности их взаимодействия. Рабочая группа (комиссия) по взаимодействию центральных органов власти не создавалась. Отдельные вопросы доступности объектов рассматривались на Координационном Совете по делам инвалидов при Правительстве Московской области, решения которого носят рекомендательный характер. Вопросы использования субсидий федерального бюджета и эффективности использования закупленного оборудования (выполненных работ) на Координационном Совете в 2011 - 2015 годах не рассматривались.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Московской области надлежит выполнить следующие требования:
1. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, законодательства по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению их причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 апреля 2017 г. N 24К(1169).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю Правительства Московской области или лицу, исполняющему его обязанности необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2017 г. N ПР 11-166/11-03
Текст представления официально опубликован не был