Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.М. Костеникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин С.М. Костеников оспаривает конституционность пункта 1 Федерального закона от 23 ноября 2015 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому статья 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была дополнена частью 10, устанавливающей, что сотрудник органов внутренних дел и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
По мнению заявителя, примененное в его деле судами общей юрисдикции оспариваемое законоположение не соответствует статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает преимущественного права сотрудников органов внутренних дел, являющихся ветеранами боевых действий не на территории Афганистана, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Российская Федерация, согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение конкретных жилищных гарантий, их содержания и круга лиц, на которых они распространяются, а также определение условий и порядка предоставления государственной поддержки ветеранам боевых действий являются прерогативой законодателя, который в этих целях учитывает специфику конкретных общественных отношений, реальные финансово-экономические и иные возможности, имеющиеся у государства.
В Федеральном законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для сотрудников, имеющих стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, а также граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, предусмотрено право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещении один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (части 1 и 6 статьи 4).
Предоставление данной выплаты, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2014 года N 505-О, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты сотрудников органов внутренних дел льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а поэтому изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрел дополнение статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" частью 10, в которой установил для отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, дополнительную льготу в виде первоочередного предоставления единовременной социальной выплаты. Подобное правовое регулирование свидетельствует об особой государственной поддержке данных категорий, в равной мере распространяется на всех сотрудников органов внутренних дел и не может расцениваться как нарушающее конституционные права тех лиц, которые не отнесены к числу пользующихся такой льготой, в том числе заявителя.
Кроме того, из представленных документов не следует, что С.М. Костеников лишен возможности получить указанную социальную выплату в общем порядке - согласно очередности постановки на учет либо, будучи ветераном боевых действий, лишен права на получение мер социальной поддержки в жилищной сфере, корреспондирующих данному статусу и реализуемых в рамках иных правовых актов.
Разрешение же поставленного заявителем вопроса связано с расширением круга лиц, имеющих право на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты, и предполагает внесение изменений в действующее законодательство, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Костеникова Сергея Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 3341-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Костеникова Сергея Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)