Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ЖСК N 987 к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении требования граждан Л.Н. Антиповой и А.Г. Васильева к исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному казенному учреждению о запрете действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации. Судами было установлено, что истцы являлись собственниками квартир в доме, которому в результате пристройки помещения первого этажа, также учтенного в составе соседнего дома, был присвоен единый кадастровый номер с указанным соседним домом. В передаче кассационных жалоб ЖСК N 987, участвовавшего в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (на стороне истца), на приведенные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, было отказано. Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации заявителю было сообщено об отсутствии оснований для отмены постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации и передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЖСК N 987 оспаривает следующие положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации:
часть 2, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать (пункт 1); управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2); управление управляющей организацией (пункт 3);
часть 9, в соответствии с которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 2, 8 (часть 2), 15 (части 1, 2 и 4), 17 (части 1 и 3), 18, 19 (часть 1), 30, 35, 46 (части 1 и 2) и 55 (части 1-3) Конституции Российской Федерации в той мере, в которой, допуская проведение конкурса по отбору управляющей организации в возведенном жилищно-строительным кооперативом доме с ранее избранным собственниками квартир и реализуемым в виде жилищно-строительного кооператива способом управления, приводят к перераспределению общей долевой собственности в двух разных жилых домах, лишают собственников помещений кооперативного дома прав на его общее имущество, препятствуют самостоятельному управлению кооперативным домом, приводят к прекращению и лишению дохода жилищного кооператива как добровольного объединения собственников квартир кооперативного дома.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Части 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выступают элементами целостного правового механизма, обеспечивающего надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (фактически здания многоквартирного дома), а также предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, направлены на защиту прав и интересов последних, не регламентируют порядок кадастрового учета зданий, в том числе многоквартирных домов, равно как и основания проведения конкурса по отбору управляющей организации в многоквартирном доме, не исключают возможность защиты прав заявителя установленными законом способами (статья 12 ГК Российской Федерации), поэтому сами по себе не могут расцениваться как нарушающие права ЖСК N 987.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы жилищно-строительного кооператива N 987, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 3219-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы жилищно-строительного кооператива N 987 на нарушение конституционных прав и свобод частями 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)