1. Инструкция по заполнению заявок на участие в закупке, не содержащая порядка предоставления сведений в отношении показателей товаров, препятствует участникам такой закупки сформировать заявку.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя, которая в соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе до момента рассмотрения жалобы заявителя по существу им отозвана.
Между тем, в связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией по контролю в сфере закупок принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Так, в ходе проверки, комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, согласно которой документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению, инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе не содержит порядка предоставления сведений в отношении габаритных размеров товаров, что не позволяет участникам аукциона определить, в отношении каких характеристик установлены значения показателей.
Учитывая изложенное, действия субъекта контроля нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе за что частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 17.01.2019 N 19/44/99/17 (полный текст изготовлен 22.01.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссии, Оператором электронной площадки Аукциона.
В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
16.01.2019 до момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в Комиссию поступил отзыв жалобы Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией.
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении действий Уполномоченного органа, Заказчика 16.01.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 17.01.2019.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.10.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.01.2019;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене государственного контракта подавали 2 участника Аукциона.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией уставлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- N 173 "Радиаторы стальные панельные": "Радиаторы стальные панельные: тип 10 с боковым подключением размером 500х1000 мм";
- N 377 "Пьедесталы для умывальников": "Пьедесталы для умывальников полуфарфоровые и фарфоровые размером 640х215х200";
- N 415 "Умывальник": "Умывальник для инвалидов размером 650x560 мм".
Согласно пункту 16 информационной карты документации об Аукционе инструкция заполнению заявок на участие в Аукционе содержится в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит порядка предоставления сведений в отношении габаритных размеров товаров, что не позволяет участникам Аукциона определить, в отношении каких характеристик установлены значения показателей, например, "ширина х высота х глубина" или "высота х ширина х глубина".
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) утверждено положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 раздела I "Общие положения" Постановления N 87 Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещены том 3.1.1 "Расчет инсоляции и коэффициента естественного освещения", отчеты о проведении инженерных изысканий и раздел 11 "Сметы на строительство объектов капитального строительства", при этом иные разделы проектной документации, в том числе, раздел 6 "Проект организации строительства", раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", часть 2 "Защита от шума" раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и иные разделы проектной документации, указанные в составе проектной документации, не размещены в ЕИС.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, не разместивших в ЕИС все предусмотренные проектной документацией разделы нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчик нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 17.01.2019 по делу N 19/44/99/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Отсутствие в заявке на участие в закупке копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, влечет отклонение такой заявке.
Федеральной антимонопольной службой на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка по обращению общества. Поводом проведения такой проверки послужило поступление в контрольный орган в сфере закупок информации о наличии в действиях субъектов контроля признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Как следует из материалов, по мнению Заявителя, аукционная комиссии заказчика неправомерно признала заявку заявителя несоответствующей требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе. Основанием отклонения заявки послужило то обстоятельство, что в составе заявки не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Напомним, в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации в Постановлении N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок, которые заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать в закупочной документации.
Учитывая, что объектом закупки являлись строительные работы с начальной (максимальной) ценой контракта более 10 млн. рублей, заказчиком установлены соответствующие дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ строительных объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, в подтверждении чего участником закупки следовало представить в составе заявке подтверждающие документы, в том числе, копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).
Вопреки указанному, в составе заявки копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию отсутствует. На заседание комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок не представлено доказательств, подтверждающих, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного в подтверждение наличия соответствующего опыта выполнения аналогичных работ, не выдавалось и не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок согласилась с позицией аукционной комиссии заказчика.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 14.01.2019 N 19/44/99/8 (полный текст изготовлен 17.01.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.10.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки на участие в закупке;
6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 20.12.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, один из которых признан соответствующим требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
8) на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку Аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе только одной второй части заявки на участие в Аукционе.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.12.2018 N ***-3 заявка Заявителя с порядковым номером "106" признана несоответствующем требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе по следующему основанию: "В составе заявки не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию".
Согласно частям 2, 3 статьи 31 Закона о контрактные системы правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Пунктом 15.11.1 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Подпунктом "7" пункта 17.2 информационной карты документации об Аукционе установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в том числе, следующее требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя отсутствует копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указный довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия решила:
Признать довод обращения ООО "** "***" не нашедшим своего подтверждения.
3. Установление в качестве показателя критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" доступность места оказания услуг не правомерно, поскольку не влияет на качество оказываемых медицинских услуг.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя, которая в соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе до момента рассмотрения жалобы заявителя по существу им отозвана.
Комиссия ФАС России по контролю размещения государственного заказа, учитывая, что поступившая в контрольный орган в сфере закупок информация содержала признаки нарушения в действиях субъекта контроля Закона о контрактной системе, согласно которой установленный заказчиком порядок оценки не позволял отобрать исполнителя услуг, предложившего лучшие условия исполнения контракта, провела в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, по результатам которой установила.
Как следует из материалов проверки, заказчиком в конкурсной документации в числе прочих, установлен критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" со значимостью критерия 30 % (коэффициент значимости 0,3), показателем которого установлена "Шаговая доступность места оказания услуг от здания заказчика (минут пешком)" с предельным необходимым минимальным значением показателя Кпред = 5 (пять) минут.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок сочла указанный показатель не соответствующим пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку установленное в качестве показателя доступность места оказания медицинских услуг от места расположения заказчика не влияет на качество оказываемых услуг.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 11.01.2019 N 19/44/99/7 (полный текст изготовлен 16.01.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
09.01.2019 до момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в Комиссию поступил отзыв обращения Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией.
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.12.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.01.2019;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявок на участие в закупке;
6) к участию в Конкурсе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) победителем Конкурса признано ФГБУ "***" с предложением о цене контракта *** рублей.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией уставлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлен следующие критерии оценки заявок:
1) "Цена контракта" - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,4;
2) "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3;
3) "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" (далее - Критерий N 3) - значимость критерия 30 %, коэффициент значимости 0,3.
По показателю "Шаговая доступность места оказания услуг от здания Заказчика (минут пешком)" Критерия N 3 (коэффициент значимости 100%) (далее - Показатель N 1) установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:
"При оценке по данному показателю установлено предельно необходимое минимальное значение показателя Кпред = 5 (пять) минут".
На заседании Комиссии установлено, что установление Заказчиком указанного показателя не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку установленное в качестве показателя доступность места оказания услуг не влияет на качество оказываемых услуг.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку установленный порядок оценки не повлиял на итоговое распределение мест участников закупки.
2. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 18.12.2018, при этом дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, установленная Заказчиком в документации об Аукционе и ЕИС - 09.01.2019 в 11:00.
Учитывая, что первым рабочим днем в 2019 году является 09.01.2019, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 49, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2019)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.