Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Р.Р. Шагиева и Р.Р. Шагиева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, было признано незаконным решение органа местного самоуправления об отказе рассмотреть заявление федерального государственного бюджетного учреждения "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" об установлении охранной зоны метеорологической станции, которая является стационарным пунктом наблюдения, и на орган местного самоуправления возложена обязанность повторно рассмотреть указанное заявление. При этом суды апелляционной и кассационной инстанций отклонили доводы граждан, привлеченных к участию в деле качестве третьих лиц (включая Р.Р. Шагиева и Р.Р. Шагиева), о нарушении их прав как собственников земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, отметив, что в рамках данного дела вопросы об установлении конкретных границ охранной зоны и ограничений прав третьих лиц не рассматривались. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации заявителям отказано.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации заявители оспаривают конституционность постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 года N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды", а фактически его положений пунктов 2 и 3 об установлении вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранных зон в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны, и предусматривающих перечень ограничений в использовании земельных участков, расположенных в границах охранной зоны.
По мнению заявителей, оспариваемые нормативные положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 19 (часть 1), 35, 36, 46 (части 1 и 2) и 55, поскольку устанавливают ограничения в пользовании земельными участками их собственниками и собственниками иных объектов недвижимости, а также приняты за рамками компетенции Совета Министров СССР, который не был уполномочен законодателем устанавливать охранные зоны и ограничивать права и свободы граждан.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (статья 41, часть 1; статья 42), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Принятый в порядке реализации указанных конституционных требований Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" исходит из того, что деятельность гидрометеорологической службы обеспечивает органы государственной власти, Вооруженные Силы Российской Федерации, а также население информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, включая экстренную информацию (статьи 1 и 5), посредством мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе за счет соответствующих наблюдений на стационарных пунктах наблюдений, вокруг которых - в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - создаются охранные зоны, положение о которых утверждается Правительством Российской Федерации (статья 1 и часть 3 статьи 13).
Согласно пунктам 3, 4 и 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 972) вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны; размеры и границы указанных зон определяются в зависимости от рельефа местности и других условий; в пределах охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Как следует из судебных постановлений, суды, признавая правомерными требования уполномоченного федерального государственного бюджетного учреждения, руководствовались указанными правовыми актами (Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" и Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением), отмечая также, что требование об установлении охранной зоны содержится и в постановлении Совета Министров СССР "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды".
С учетом изложенного оспариваемые нормативные положения, подлежащие применению во взаимосвязи с иными правовыми нормами, регламентирующими деятельность гидрометеорологической службы, а также нормами земельного законодательства, устанавливающими гарантии для собственников земельных участков в случае ограничения их прав (статьи 56, 57 и 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации), не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей, в деле с участием которых, как указано в судебных постановлениях, охранная зона еще не была установлена.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Шагиева Радмира Рустэмовича и Шагиева Рустэма Рифовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 3241-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Шагиева Радмира Рустэмовича и Шагиева Рустэма Рифовича на нарушение их конституционных прав положениями постановления Совета Министров СССР "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)