Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2018 г. N 67-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Новосибирской области о признании недействующим решения Совета Депутатов г. Бердска от 25 февраля 2014 г. N 453 "О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. N 514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3 750 кв.м." по апелляционным жалобам главы города Бердска, общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект" на решение Новосибирского областного суда от 15 июня 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов г. Бердска от 25 февраля 2014 г. N 453 "О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. N 514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории, расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3 750 кв.м.".
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение принято с нарушением установленной федеральным законодательством процедуры принятия нормативного правового акта. В частности, в нарушение требований статей 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации главой муниципального образования г. Бердска не принималось решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска и, соответственно, сообщение о его подготовки не было опубликовано в установленном порядке, не проводилась проверка проекта Решения на соответствие Генеральному плану муниципального образования г. Бердска, публичные слушания по проекту проведены в срок менее 2 месяца с момента опубликования проекта Решения.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект".
Решением Новосибирского областного суда от 15 июня 2018 г. административное исковое заявление прокурора Новосибирской области удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Глава города Бердска, общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов апелляционных жалоб прокуратурой Новосибирской области представлены возражения.
В судебное заседание прокурор Новосибирской области, представители Главы администрации г. Бердска, Совета депутатов города Бердска, общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Совета депутатов г. Бердска Новосибирской области от 8 ноября 2007 г. N 322 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, включающие Карту градостроительного зонирования, согласно которой территория, расположенная в районе улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3 750 кв.м., относилась к территориальной зоне Р-2 (Зона парков, скверов, бульваров).
Решением Совета депутатов г. Бердска от 25 февраля 2014 г. N 453 "О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. N 514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3 750 кв.м" (далее по тексту - Решение N 453), территориальная зона указанной территории изменена на территориальную зону Ж-4 (Зона среднеэтажной и многоэтажной застройки 5-10 этажей).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта органом местного самоуправления нарушена его процедура принятия, что послужило основанием для признания его недействующим.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, и 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (части 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2, пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц или юридических лиц в порядке, предусмотренном статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, рассмотрение Главой администрации г. Бердск вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки обусловлено обращением в администрацию общества с ограниченной ответственностью "Атлант" о предоставлении земельного участка, расположенного на пересечении улиц Пушкина и Спортивная для строительства торгово-офисного центра. Заключением Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска от 13 декабря 2013 г. рекомендовано внести изменения в карту градостроительного зонирования в отношении указанной территории путем установления единой территории зоны Ж-4 (зона среднеэтажной жилой застройки 5-10 этажей).
Постановлением Главы города Бердск от 19 декабря 2013 г. назначены публичные слушания по данному вопросу.
Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска и уведомление о проведении публичных слушаний опубликовано 25 декабря 2013 г. в газете "Бердские новости" (Вестник N 28), N 52, и 24 декабря 2013 г. размещено на официальном сайте администрации г. Бердска www.berskadm.ru в сети Интернет.
По результатам публичных слушаний 29 января 2014 г. подготовлено заключение, рекомендующее внести изменения в карту градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкин и Спортивная, ориентировочной площадью 3 750 кв.м, изменив территориальную зону Р-2 (зона парков, скверов и бульваров) на территориальную зону Ж-4 (Зона среднеэтажной жилой застройки 5-10 этажей).
Данное заключение опубликовано в газете "Бердские новости" от 19 февраля 2014 г., N 7.
Решение от 25 февраля 2014 г. N 453 "О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. N 514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3 750 кв.м." принято на заседании Совета Депутатов г. Бердска при наличии кворума, в полном объеме опубликовано 19 марта 2014 г. в газете "Бердские новости" (вестник N 6), N 11.
Факт информированности населения о времени и месте проведения публичных слушаний, информации о содержании проекта Решения, подтвержден материалами дела.
Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Правил землепользования и застройки, в частности, отсутствие решения о подготовке данного проекта и его опубликование, нарушение сроков проведения публичных слушаний, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Материалами дела подтверждается и прокурором не опровергается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной для такого акта форме и с соблюдением правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правил их опубликования.
В силу требований пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Тем самым, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Решением Совета депутатов города Бердска Новосибирской области от 21 сентября 2006 г. N 133 утвержден Генеральный план города Бердска. В соответствии с Картой функционального зонирования территории Генерального плана города Бердска территория относится к функциональной зоне - многоквартирные жилые дома.
Таким образом, изменение территориальной зоны указанной территории на зону среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (Ж-4) осуществлено с учетом планируемых параметров ее развития, определяемых Генеральным планом города Бердска.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции на данной территории начато возведение последнего этажа девятиэтажного здания, велись работы по монтажу оконных блоков, индивидуальных тепловых пунктов, внутренних сетей отопления, водопровода и канализации, заключены договоры участия в долевом строительстве.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 15 июня 2018 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Новосибирской области о признании недействующим решения Совета Депутатов г. Бердска от 25 февраля 2014 г. N 453 "О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. N 514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3 750 кв.м." отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2018 г. N 67-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был