Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2019 г. N 18-КГ18-218
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 января 2019 г. гражданское дело по иску Батрака Александра Николаевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, ликвидационной комиссии регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю о признании незаконными приказа об увольнении, процедуры увольнения, отказа в приёме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, о выплате денежного довольствия за период вынужденного прогула, зачёте периода вынужденного прогула в стаж службы в органах внутренних дел, компенсации морального вреда, взыскании материального ущерба
по кассационной жалобе представителя Батрака Александра Николаевича по доверенности Шамаева Владимира Евгеньевича на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 3 ноября 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2017 г., постановление президиума Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения истца Батрака А.Н., его представителя по доверенности Шамаева В.Е., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности Торгушиной Н.В. об отмене судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Батрак Александр Николаевич обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее также - ГУ МВД России по Краснодарскому краю), ликвидационной комиссии регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю (далее также - ликвидационная комиссия РУ ФСКН России по Краснодарскому краю) о признании незаконными приказа об увольнении, процедуры увольнения, отказа в приёме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, о выплате денежного довольствия за период вынужденного прогула, зачёте периода вынужденного прогула в стаж службы в органах внутренних дел, компенсации морального вреда, взыскании материального ущерба.
В обоснование исковых требований Батрак А.Н. ссылался на то, что с 16 мая 2008 г. по 31 мая 2016 г. проходил службу в РУ ФСКН России по Краснодарскому краю в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам 3 группы службы специального назначения (подразделение "Гром"), имеет специальное звание "майор полиции". За период прохождения службы дисциплинарных взысканий не имел, руководством характеризовался с положительной стороны.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 12 апреля 2016 г. Батрак А.Н. был уведомлен о предстоящем увольнении по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).
25 мая 2016 г. Батраком А.Н. подан рапорт на имя начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю с просьбой о принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, который был направлен с сопроводительным письмом в ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Приказом исполняющего обязанности начальника РУ ФСКН России по Краснодарскому краю от 31 мая 2016 г. N 777-лс истец уволен из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с переводом в другой государственный орган) без выплаты единовременного пособия.
Поскольку каких-либо уведомлений из ГУ МВД России по Краснодарскому краю о приёме Батрака А.Н. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода не поступило, он неоднократно обращался к начальнику ГУ МВД России по Краснодарскому краю и председателю ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Краснодарскому краю с заявлением по вопросу дальнейшего прохождения службы.
8 сентября 2016 г. Батраком А.Н. получено уведомление председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Краснодарскому краю о том, что из ГУ МВД России по Краснодарскому краю было возвращено личное дело бывшего сотрудника РУ ФСКН России по Краснодарскому краю майора полиции Батрака А.Н. и руководителем ГУ МВД России по Краснодарскому краю положительного решения о приёме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в отношении истца не принято.
Письмом заместителя начальника управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 16 сентября 2016 г. Батраку А.Н. сообщено о том, что его личное дело было запрошено в управление по работе с личным составом ГУ МВД России по Краснодарскому краю, однако до настоящего времени рапорт от его имени на занятие должности в ГУ МВД России по Краснодарскому краю и территориальные органы на районном уровне Краснодарского края не поступал. Батраку А.Н. было предложено обратиться лично по вопросу трудоустройства в Управление МВД России по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
По мнению Батрака А.Н., отказ в приёме его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода из упраздняемой ФСКН России является незаконным, поскольку положениями Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" всем сотрудникам упраздняемой ФСКН России гарантирован перевод на службу в органы внутренних дел Российской Федерации при наличии их волеизъявления, которое он выразил путём подачи соответствующего рапорта. Ответчиками не учтено его семейное и материальное положение.
С учётом изменённых исковых требований Батрак А.Н. просил суд признать незаконной процедуру увольнения со службы в РУ ФСКН России по Краснодарскому краю; признать незаконным отказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю в принятии на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, обязать принять его на службу в органы внутренних дел; взыскать денежное довольствие за период вынужденного прогула, а также зачесть период вынужденного прогула в стаж службы в органах внутренних дел; взыскать с ГУ МВД России по Краснодарскому краю компенсацию морального вреда, причинённого вследствие незаконного отказа в приёме на службу, в размере 50 000 руб.; взыскать с ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Краснодарскому краю компенсацию морального вреда, причинённого вследствие нарушения процедуры увольнения со службы, в сумме 10 000 руб.; взыскать с ГУ МВД России по Краснодарскому краю денежные средства в размере 132 868 руб. в качестве возмещения материального ущерба, причинённого истцу вследствие незаконного отказа в приёме на службу, повлекшего образование задолженности по кредитному договору перед банком "ВТБ 24"; взыскать с ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Краснодарскому краю расходы на оплату услуг адвоката - 50 000 руб.
Представители ответчиков в суде первой инстанции исковые требования не признали.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 3 ноября 2016 г. в удовлетворении исковых требований Батрака А.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением президиума Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2018 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Батрака А.Н. по доверенности Шамаева В.Е. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 21 августа 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 11 декабря 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Представитель ответчика ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения истца Батрака А.Н. и его представителя, мнение представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Батрак А.Н. с 16 мая 2008 г. по 31 мая 2016 г. проходил службу в РУ ФСКН России по Краснодарскому краю в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам 3 группы службы специального назначения (подразделение "Гром"), имеет специальное звание "майор полиции".
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой службы, а также штатная численность (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 12 апреля 2016 г. Батрак А.Н. был уведомлен о предстоящем увольнении по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).
25 мая 2016 г. Батраком А.Н. подан рапорт на имя начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю с просьбой о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.
Приказом исполняющего обязанности начальника РУ ФСКН России по Краснодарскому краю от 31 мая 2016 г. N 777-лс Батрак А.Н. уволен из органов наркоконтроля с 31 мая 2016 г. по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с переводом в другой государственный орган) без выплаты единовременного пособия.
Ввиду отсутствия какого-либо решения относительно дальнейшего прохождения Батраком А.Н. службы в органах внутренних дел в порядке перевода, 22 и 27 августа 2016 г. он обращался к начальнику ГУ МВД России по Краснодарскому краю и председателю ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Краснодарскому краю с заявлениями по вопросу трудоустройства.
8 сентября 2016 г. Батраком А.Н. получено уведомление председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Краснодарскому краю о том, что из ГУ МВД России по Краснодарскому краю было возвращено личное дело бывшего сотрудника РУ ФСКН России по Краснодарскому краю майора полиции Батрака А.Н. и руководителем ГУ МВД России по Краснодарскому краю положительного решения о приёме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в отношении истца не принято.
Письмом заместителя начальника управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 16 сентября 2016 г. Батраку А.Н. сообщено о том, что его личное дело было запрошено в управление по работе с личным составом ГУ МВД России по Краснодарскому краю, однако до настоящего времени рапорт от его имени на занятие должности в ГУ МВД России по Краснодарскому краю и территориальные органы на районном уровне Краснодарского края не поступал. Батраку А.Н. было предложено обратиться лично по вопросу трудоустройства в Управление МВД России по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Не согласившись с процедурой увольнения со службы в органах наркоконтроля и отказом в приёме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, Батрак А.Н. обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконной процедуры увольнения истца из РУ ФСКН России по Краснодарскому краю и признании незаконным отказа в приёме Батрака А.Н. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, суд первой инстанции со ссылкой на пункты 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", части 1 и 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", пункты 3 и 6 Порядка назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, исходил из того, что для приёма на службу в органы внутренних дел в порядке перевода истцу необходимо было обратиться к начальнику ГУ МВД России по Краснодарскому краю с рапортом о назначении на определённую должность в ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Ввиду того, что истец не обращался с таким рапортом с указанием об ознакомлении с должностным регламентом (должностной инструкцией), основными условиями службы в органах внутренних дел, установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия, режимом служебного времени и отдыха, в связи с чем его личное дело было возвращено в ликвидационную комиссию РУ ФСКН России по Краснодарскому краю, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что со стороны ГУ МВД России по Краснодарскому краю не допущено нарушений прав истца, так как ответчиком не принималось в отношении его решения об отказе в приёме на службу в органы внутренних дел. Процедура увольнения истца, по мнению суда первой инстанции, РУ ФСКН России по Краснодарскому краю также не нарушена, поскольку Батрак А.Н. не выразил желание на изменение основания увольнения в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
С приведёнными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласились судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда и президиум Краснодарского краевого суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом.
Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается (подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, предусмотрено, что сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного Указа, до 1 июня 2016 г.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в том числе предусмотрено, что с сотрудниками органов наркоконтроля, переведёнными на службу в органы внутренних дел, с которыми ранее заключён контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения предельного возраста, контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается на неопределённый срок.
С сотрудниками органов наркоконтроля, переведёнными на службу в органы внутренних дел, не подпадающими под положения части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, контракт заключается на срок, предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трёх месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию её территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 ноября 2017 г. N 31-П, положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приёме на службу в органы внутренних дел в упрощённом порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трёх месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел; не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощённом порядке и по истечении трёх месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (то есть не позднее трёх месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу (пункт 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 31-П).
Из приведённых норм материального права в их системной взаимосвязи и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в связи с упразднением ФСКН России установлен упрощённый порядок приёма сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а именно: в срок до 1 июня 2016 г. в отношении сотрудников органов наркоконтроля должны были быть проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых сотрудники, изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, подлежали увольнению из органов наркоконтроля в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в срок не позднее 31 мая 2016 г., их приём на службу в органы внутренних дел должен был производится в течение трёх месяцев с момента увольнения без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора. Истечение установленного трёхмесячного срока с момента увольнения сотрудников из органов наркоконтроля не препятствует их поступлению на службу в органы внутренних дел в упрощённом порядке при условии, что они своевременно (то есть не позднее трёх месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу.
Кроме того, приведённое правовое регулирование не предполагает отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении ФСКН России изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приёме на службу в органы внутренних дел в упрощённом порядке при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел. С этими сотрудниками заключается контракт на прохождение службы в органах внутренних дел на неопределённый срок или срочный контракт в зависимости от того, какой ранее контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля был с ними заключён.
Таким образом, если сотрудник упразднённой ФСКН России, изъявивший желание поступить на службу в органы внутренних дел и подавший рапорт с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, в отношении которого не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность его поступления на службу в органы внутренних дел, и ранее с этим сотрудником в органах наркоконтроля был заключён контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения им предельного возраста, то данный сотрудник имеет право на заключение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределённый срок. Кадровым подразделением МВД России или аналогичными подразделениями территориальных органов министерства такому сотруднику должны быть предложены вакантные должности в органах внутренних дел, соответствующие уровню его образования, стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам.
Такое правовое регулирование предоставляет возможность сотруднику упразднённой ФСКН России продолжить службу в органах внутренних дел, не ухудшая свой правовой статус и материальное положение, а также отвечает требованиям справедливости и равенства.
Однако приведённые нормативные положения судами первой, апелляционной и кассационной инстанций к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Батрак А.Н. в связи с упразднением ФСКН России выразил желание поступить на службу в органы внутренних дел, подав в установленный срок соответствующий рапорт о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156. Материалы дела не содержат данных о том, что в отношении Батрака А.Н. были выявлены предусмотренные законом обстоятельства, исключающие возможность его поступления на службу в органы внутренних дел.
Ввиду того, что ранее Батрак А.Н. проходил службу в ФСКН России, впоследствии он уволен из органов наркоконтроля в связи с переводом на службу в органы внутренних дел в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, однако каких-либо решений по вопросу о возможности перевода и назначения Батрака А.Н. при наличии его рапорта на имеющиеся вакантные должности в структуре органов внутренних дел уполномоченными должностными лицами МВД России принято не было, вывод суда первой инстанции о том, что со стороны ГУ МВД России по Краснодарскому краю не допущено нарушений прав истца со ссылкой на отсутствие решения об отказе в приёме на службу истца в органы внутренних дел, является незаконным, так как сделан без учёта приведённых выше нормативных положений, в том числе части 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ.
Суждение суда первой инстанции в обоснование отказа в удовлетворении требований о том, что Батрак А.Н. не обращался с рапортом о назначении на определённую должность в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с ознакомлением с должностным регламентом, в связи с чем у ответчика ГУ МВД России по Краснодарскому краю отсутствовали основания для рассмотрения его кандидатуры для трудоустройства в органы внутренних дел, ошибочно, поскольку сотрудником органов наркоконтроля Батраком А.Н. в связи с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 были совершены необходимые действия для поступления на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (подан рапорт о принятии на службу в органы внутренних дел в установленный законом трёхмесячный срок), однако уполномоченными лицами ГУ МВД России по Краснодарскому краю мероприятия, которые обеспечили бы переход Батрака А.Н. на службу в органы внутренних дел, не выполнены, в то время как необходимость выполнения таких мероприятий следует из изложенных выше нормативных правовых актов, а также предусмотрена ведомственным актом МВД России - методическими рекомендациями МВД России "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", утверждёнными Департаментом государственной службы и кадров МВД России 16 мая 2016 г. N 25/3218.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не были устранены судами апелляционной и кассационной инстанций.
В связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций неправильно определили и не установили юридически значимые обстоятельства для разрешения исковых требований Батрака А.Н. о признании незаконным отказа в приёме на службу в порядке перевода из ФСКН России, вследствие чего выводы судебных инстанций о том, что ГУ МВД России по Краснодарскому краю не принимало решение об отказе в переводе истца на службу в органы внутренних и отсутствии в связи с этим нарушений прав Батрака А.Н. на трудоустройство в органы внутренних дел в порядке перевода, неправомерны.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав Батрака А.Н., что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 3 ноября 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2017 г. и постановление президиума Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Первомайский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Гуляевой Г.А. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2019 г. N 18-КГ18-218
Текст определения официально опубликован не был