Определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 309-КГ18-24909
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (далее - служба) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.02.2018 по делу N А50-46122/2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.10.2018 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ирбис-плюс" (далее - общество) к Министерству промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края о признании недействительным решения от 26.12.2017 N СЭД-03-03-01-20-6 о приостановлении действия лицензии от 24.05.2017 регистрационный N 59РПА00033665, к Росалкогольрегулированию о признании недействительным решения от 22.12.2017 N Р-6543/11-01 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке, установила:
решением Арбитражного суда Пермского края от 21.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.10.2018, решение суда изменено; резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции: "Признать недействительным решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 22.12.2017 N Р-6543/11-01 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке как не соответствующее Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, служба просит об отмене судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, обществу выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия до 05.06.2019; в связи с нарушением обществом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции (продажа алкогольной продукции по цене ниже установленной государством) последнее привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде предупреждения; службой вынесено решение об аннулировании лицензии во внесудебном порядке; на основании данного решения министерством принято решение о приостановлении действия выданной обществу лицензии.
Не согласившись с решениями службы и министерства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявления суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 11, 18, 20, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Положением об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 N 824, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2016 N 55н "Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)" (далее - приказ от 27.04.2016 N 55н), вступившим в силу с 26.07.2016, и учитывали разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, и исходили из того, что продажа алкогольной продукции по цене ниже установленной государством является нарушением особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, что, в свою очередь, является основанием для аннулирования лицензии.
Между тем примененная к обществу мера воздействия в виде аннулирования лицензии не отвечает требованиям справедливости, несоразмерна характеру и последствиям допущенного им нарушения.
Суды приняли во внимание обстоятельства выявления в ходе проверки только одного нарушения (в разных торговых точках, но в один день - 26.07.2016), допущенного в первый день вступления в силу приказа от 27.04.2016 N 55н, осуществления переоценки товара в автоматическом режиме с использованием компьютерной программы, самостоятельного устранения нарушения обществом, что в совокупности свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения общества к выполнению лицензионных требований, направленности его действий на добросовестное поведение; общество признало вину в совершении административного правонарушения, с момента совершения правонарушения до принятия решения об аннулировании лицензии нарушений лицензионных требований общество не допускало.
При таких обстоятельствах суды признали избранную Росалкогольрегулированием меру ответственности в виде аннулирования лицензии чрезмерной, нарушающей права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о существенных нарушениях норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Ссылка заявителя на судебные акты по делу N А60-12670/2017 не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует о сформировавшейся судебной практике по делам указанной категории. Кроме того, судебные акты по названному делу не были проверены Верховный Судом Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определила:
отказать Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 309-КГ18-24909 по делу N А50-46122/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6251/18
15.10.2018 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4654/18
20.06.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4654/18
20.06.2018 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9013/18
23.05.2018 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9013/18
21.02.2018 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-46122/17