Определение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2019 г. N 309-КГ18-24356
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр безопасности труда" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2018, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.2018 по делу N А60-52863/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр безопасности труда" (далее - общество, заявитель) к Управлению Федеральной службы по аккредитации по Уральскому Федеральному округу (далее - управление, уполномоченный орган) о признании недействительными акта проверки от 28.07.2017 N УФО-вн/27-АДП, предписания об устранении выявленных правонарушений от 28.07.2017 N УФО-вн/5-Прд, приказа о приостановлении действия аккредитации от 01.08.2017 N УФО-вн/7-ПО, акта проверки от 01.09.2017 N УФО-вн/32-АПП, приказа о прекращении действия аккредитации от 05.09.2017 N УФО/8-П,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального бюджетного учреждения Челябинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, установил:
решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2018, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.2018, производство по делу в части признания недействительными актов проверки прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и удовлетворить требования.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, управлением в соответствии с приказом от 19.06.2017 проведена внеплановая документарная проверка общества, аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, по результатам составлен акт проверки от 28.07.2017 N УФО-вн/27-АДП.
Изложенные в акте нарушения послужили основанием для выдачи предписания от 28.07.2017 об их устранении и вынесения приказа от 01.08.2017 N УФО-вн/7-ПО о приостановлении действия аккредитации общества.
В ходе внеплановой документарной проверки общества на предмет исполнения предписания от 28.07.2017 управлением установлено неустранение аккредитованным лицом выявленных нарушений, что зафиксировано в акте проверки от 01.09.2017.
Данные обстоятельства послужили основанием для издания уполномоченным органом приказа от 05.09.2017 о прекращении действия аккредитации общества.
Считая акты проверок, предписание и приказы управления незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу в части оспаривания актов проверок, судебные инстанции исходили из того, что данные акты не содержат распорядительно-властных предписаний и не обладают признаками ненормативных правовых актов, проверка законности которых может быть осуществлена в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая спор в остальной части заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив несоблюдение обществом как аккредитованным лицом требований пункта 14, подпунктов 8, 9, 15 пункта 16 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, что является нарушением пункта 18 Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, и пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закона об аккредитации), пришли к выводу о наличии у уполномоченного органа правовых оснований для выдачи заявителю предписания, требования которого согласуются с характером выявленных нарушений законодательства в сфере аккредитации и направлены на их устранение.
Учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения не входят в Перечень нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц не влекут за собой приостановление действия аккредитации, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 322, принимая во внимание, что недостоверные результаты исследований (испытаний) и измерений, полученные с нарушением установленных законом требований, влекут отрицательные последствия и нарушают права и законные интересы граждан, общества и государства, а также такое несоответствие может повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, судебные инстанции указали на правомерность принятия уполномоченным органом приказа о приостановлении действия аккредитации общества.
Поскольку нарушения требований законодательства об аккредитации обществом в установленный срок не устранены, суды, руководствуясь положениями пункта 5 части 1 статьи 22 Закона об аккредитации, признали приказ управления о прекращении действия аккредитации законным.
Доводы жалобы, касающиеся доказательственной базы (необходимости приобщения к материалам дела акта проверки N 33, предписания от 26.07.2016 и административных материалов, а также неправомерности принятия в качестве доказательств документов, представленных третьим лицом), подлежат отклонению, поскольку вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Доводы в обоснование возможности оспаривания акта проверки в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании заявителем положений процессуального законодательства.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе об отсутствии оснований для проведения внеплановой документарной проверки, о нарушении срока ее проведения и о наличии возможности представлять доказательства во исполнение предписания в срок до 04.09.2017, повторяют позицию общества по спору, являлись предметом рассмотрения судов и отклонены исходя из оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств настоящего спора, полномочиями по переоценке которых, суд, рассматривающий дело в порядке кассационного производства, не наделен.
Приведенные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, по существу, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и основаны на ином толковании применительно к ним положений законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Центр безопасности труда" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2019 г. N 309-КГ18-24356 по делу N А60-52863/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3339/18
27.09.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6153/18
13.06.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3339/18
24.01.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-52863/17