Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Организационный раздел
1.1. Общие вопросы
Бюджетный учет в Россельхознадзоре ведется в соответствии с:
- Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ);
- Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н);
- федеральными стандартами бухгалтерского учета, иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы бюджетного (бухгалтерского) учета.
Основными задачами бюджетного учета бюджетных средств являются:
- формирование документированной, систематизированной и достоверной информации о деятельности Россельхознадзора, его имущественном и финансовом положении;
- контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;
- своевременное, непрерывное и сплошное документирование всех хозяйственных операций по получению и использованию лимитов бюджетных обязательств на содержание Россельхознадзора;
- своевременное, правильное и обособленное отражение информации по получению и использованию бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета на соответствующих счетах аналитического и синтетического учета;
- выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
- правильное формирование и раскрытие информации об использовании лимитов бюджетных ассигнований Россельхознадзора в отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечение информацией для контроля за своевременным и целевым использованием, выделенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 402-ФЗ ответственными являются:
- за организацию ведения бюджетного учета и хранение документов бюджетного учета - руководитель Россельхознадзора;
- за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной отчетности - начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности (главный бухгалтер) или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
При отражении операций на счетах бюджетного учета применяется корреспонденция счетов:
- предусмотренная Инструкцией N 162н;
- определенная Россельхознадзором самостоятельно (при отсутствии ее в Инструкции N 162н) и согласованная с Федеральным казначейством.
Россельхознадзор самостоятельно утверждает внутренними приказами:
- перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов, имеющих полномочия подписывать денежные и расчетные документы, визировать финансовые обязательства в пределах и на основаниях, определенных законом;
- перечень должностных лиц, которым разрешена выдача наличных денежных средств, денежных документов под отчет и доверенностей;
- состав постоянно действующей комиссии для проведения инвентаризации;
- состав комиссии, осуществляющей внезапную проверку кассы;
- лимит остатка кассы;
- состав комиссии по поступлению и выбытию активов Россельхознадзора;
- перечень должностных лиц, работа которых имеет разъездной характер, обеспечиваемых ежемесячно проездными документами;
- перечень должностных лиц, которым в связи с производственной необходимостью требуется пользоваться мобильной связью, а также суммы утвержденных лимитов указанных расходов (не более лимитов, утвержденных приказом Россельхознадзора от 31.05.2016 N 347 "Об утверждении требований к закупаемым центральным аппаратом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ее территориальными органами и подведомственными бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".
1.2. Способ обработки учетной информации
Обработка учетной информации и ведение бухгалтерского учета в Россельхознадзоре осуществляется на основе компьютерных технологий, с использованием специализированных бухгалтерских программ комплекса 1C: Предприятие 8 конфигурация "Бухгалтерия государственного учреждения", 1C: Предприятие конфигурация "Зарплата и кадры бюджетного учреждения" в единой финансово-кадровой системе Россельхознадзора (ЕФКС).
Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, распечатываются на бумажных носителях по окончании отчетного периода (месяц, квартал, год).
1.3. Порядок документооборота, первичные учетные документы, и регистры бухгалтерского учета
Данные, прошедшие внутренний контроль первичных (сводных) учетных документов регистрируются, систематизируются и накапливаются в регистрах бухгалтерского учета, составленных:
- по унифицированным формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ Минфина России N 52н);
- по формам, самостоятельно разработанным Россельхознадзором, содержащим обязательные реквизиты, указанные в части 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.
Первичные учетные документы составляются на бумажных носителях.
Перечень должностных лиц, имеющих право подписи (утверждения) первичных учетных документов, счетов-фактур, денежных и расчетных документов, финансовых обязательств ежегодно утверждается приказом Руководителя Россельхознадзора, график документооборота в Россельхознадзоре прилагается к Учетной политике (Приложение N 7).
Все первичные (сводные) учетные документы, независимо от формы, подписываются руководителем Россельхознадзора или уполномоченным им лицом.
Первичный (сводный) учетный документ, оформляющий операции с денежными средствами, кроме руководителя Россельхознадзора (уполномоченного лица) подписывается главным бухгалтером или уполномоченным им лицом.
Уполномоченные лица определяются письменным распоряжением того лица, которое передает соответствующие полномочия.
Главный бухгалтер имеет право не принимать документы о фактах финансово-хозяйственной деятельности, оформленные с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем Россельхознадзора и главным бухгалтером, данные (объекты) учета отражаются по письменному решению руководителя Россельхознадзора, в соответствии с пунктами 1, 2 части 8 статьи 7 Федерального закона N 402-ФЗ.
Построчный перевод первичных учетных документов, составленных на иных языках, на русский язык производится должностным лицом со знанием иностранных языков. Правильность перевода удостоверяется подписью переводчика.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются в хронологическом порядке и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета, составленных по унифицированным формам, утвержденным приказом Минфина России N 52н и другими нормативными документами, а также в регистрах, разработанных Россельхознадзором самостоятельно.
Факты хозяйственной деятельности Россельхознадзора отражаются в бюджетном учете на основании первичных учетных документов по дате их поступления, по дате осуществления хозяйственной операции.
При обнаружении в выходных формах документов ошибок, осуществляется диагностика ошибочных данных, их исправление и получение выходных форм документов с учетом исправлений. Без оформления документального подтверждения, исправления непосредственно в электронных базах данных не допускаются. Отражение операций при ведении бюджетного учета, а также исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учёта, осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н.
По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим Журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются. Документы подшиваются как горизонтально, так и вертикально. Страницы прошнуровываются и пронумеровываются. Если при нумерации страниц допущена ошибка, то для исправления зачеркивается старый номер и вписывается новый. Исправление заверяется надписью "Исправленному верить", подписью и ФИО исполнителя, а также датой исправления.
На обложке указывается: наименование субъекта учета; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), с указанием при наличии его номера; количества листов в папке (деле).
Порядок представления и обработки первичных учетных документов определен Графиком документооборота в Россельхознадзоре (Приложение N 7), являющимся обязательным к исполнению должностными лицами, указанными в нем.
Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в форме электронного регистра, а при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе (пункт 19 Инструкции N 157н).
При отсутствии возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета.
Регистры, бухгалтерского и налогового учета выводятся на бумажные носители с периодичностью, установленной Учетной политикой.
Первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность подлежат хранению в Россельхознадзоре в течение сроков, установленных Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры России от 25.08.2010 N 558.
Список лиц, имеющих полномочия подписывать денежные и расчетные документы, визировать нефинансовые обязательства в пределах и на основаниях, определенных законом, устанавливается приказом руководителя Россельхознадзора по согласованию с главным бухгалтером.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгталтерского учета, в том в виде электронного документа, принятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федераций, включаются в состав документов бухгалтерского учета (пункт 17 Инструкции N 157н).
1.4. Рабочий план счетов
Рабочий план счетов (Приложение N 1), применяемый Россельхознадзором, разработан в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденным приказом Минфина России N 157н, Планом счетов бюджетного учета, утвержденным приказом Минфина России N 162н и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указание N 65н).
1.5. Инвентаризация активов и обязательств
Инвентаризация активов и обязательств проводится в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 6, 20 Инструкции N 157н.
Целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества, сопоставление с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в бюджетном учете обязательств.
Положение о порядке проведения инвентаризации активов и обязательств и оформления ее результатов приведено в Приложении N 4.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются приказом Руководителя, за исключением случаев, предусмотренных в п. 81 ФСБУ "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится ежегодно на дату не ранее 1 октября или в иные сроки в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации и решениями Россельхознадзора.
Сроки проведения обязательных инвентаризаций:
- основные средства - один раз в год;
- дебиторская и кредиторская задолженность - ежеквартально;
- материальные запасы - один раз в год;
- бланки строгой отчетности - ежеквартально;
- наличные денежные средства, денежные документы, находящиеся в кассе Россельхознадзора или Управлений - ежемесячно.
Для проведения контроля, обеспечивающего сохранность материальных ценностей и денежных средств, помимо обязательных случаев проведения инвентаризации, в течение отчетного периода может быть инициировано проведение внеплановой инвентаризации. Для этого оформляются отдельные приказы Россельхознадзора.
Состав постоянно действующей комиссии для проведения инвентаризации утверждается приказом Россельхознадзора.
Активы и обязательства, подлежащие инвентаризации
Инвентаризации подлежат все активы независимо от их местонахождения, а также все виды обязательств, в том числе:
1. Активы и обязательства, учтенные на балансовых счетах:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- материальные запасы;
- объекты незавершенного строительства;
- денежные средства;
- денежные документы;
Расчеты, в том числе по счетам аналитического учета счетов:
- 0 205 00 000 "Расчеты по доходам";
- 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам";
- 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам";
- 0 210 00 000 "Прочие расчеты с дебиторами";
- 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам";
- 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
- 0 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами";
- 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов";
- 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов";
- 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов";
- 0 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств";
- 0 502 00 000 "Обязательства";
- 0 503 00 000 "Бюджетные ассигнования".
2. Активы и обязательства, учтенные на забалансовых счетах.
3. Другое имущество и обязательства в соответствии с приказом об инвентаризации.
Фактически находящееся в Россельхознадзоре имущество, не учтенное по каким-либо причинам, подлежит принятию к бюджетному учету.
Оформление результатов инвентаризации и регулирование выявленных расхождений
На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), по которым выявлено несоответствие фактического наличия финансовых и нефинансовых активов, иного имущества и обязательств данным бухгалтерского учета, отделом бухгалтерского учета оформляются ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В них фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета - недостачи и излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. На ценности, не принадлежащие Россельхознадзору на праве оперативного управления, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, составляется отдельная ведомость.
Оформленные ведомости подписываются главным бухгалтером и исполнителем и передаются председателю инвентаризационной комиссии.
По всем недостачам и излишкам, пересортице инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц, что должно быть отражено в инвентаризационных описях. На основании представленных объяснений и материалов проверок инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета.
По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии подготавливает руководителю Россельхознадзора предложения:
- по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо их списанию;
- по оприходованию излишков;
- по урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате;
- по списанию невостребованной кредиторской задолженности;
- по оптимизации приема, хранения и отпуска материальных ценностей;
- иные предложения.
При подсчете в Россельхознадзоре фактического наличия денежных средств и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (знаки почтовой оплаты, путевки в дома отдыха, авиа и железнодорожные билеты и т.д.). Инвентаризация денежных средств Россельхознадзора, находящихся в банках на счетах, производится путем сверки остатков сумм по данным отдела бухгалтерского учета с данными выписок по лицевому счету.
По задолженностям Россельхознадзора выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат должностным лицам.
При инвентаризации подотчетных сумм Россельхознадзора, проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу Россельхознадзора (дата выдачи, целевое назначение).
Инвентаризационная комиссия Россельхознадзора должна также установить:
- правильность расчетов с Управлением Федерального казначейства, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими организациями;
- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
- правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности.
При инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационными описями (ф. 0504089).
На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) комиссия составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к Акту прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю Россельхознадзора с приложением ведомости расхождений.
По результатам инвентаризации издается приказ Россельхознадзора.
Результаты проведения инвентаризации отражаются в бюджетном учете и отчетности того отчетного периода, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В подтверждение правильности результатов инвентаризации проводятся контрольные проверки. Указанные проверки оформляются отдельными приказами Россельхознадзора. Результаты контрольных проверок оформляются Актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма N ИНВ-25).
1.6. Внутренняя и регламентированная отчетность
Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
Бюджетная отчетность (в т.ч. по администрированию доходов бюджета) составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные бюджетным законодательством.
Россельхознадзор составляет и представляет месячную, квартальную, годовую бюджетную и иную финансовую отчетность в порядке и в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.
Россельхознадзор составляет консолидированную бюджетную отчетность на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных территориальными управлениями и подведомственными учреждениями, наделенными полномочиями бюджетополучателей.
Бюджетная отчетность должна обеспечивать достоверное представление о финансовом положении Россельхознадзора на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
При составлении отчетности по средствам федерального бюджета Россельхознадзор руководствуется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - приказ Минфина России N 191н), ФСБУ "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 260н и другими нормативными документами, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством.
Бюджетная отчетность за отчетный год формируется с учетом событий после отчетной даты. Обстоятельства, послужившие причиной отражения в отчетности событий после отчетной даты, указываются в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень форм регламентированной бюджетной отчетности территориальных управлений, сроки предоставления устанавливаются Россельхознадзором.
Представление налоговой и иной отчетности осуществляется в сроки, установленными нормативными документами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.