Представление Счетной палаты Российской Федерации
от 2 июня 2017 г. N ПР 11-129/11-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российский фонд фундаментальных исследований" (далее - РФФИ, Фонд).
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение части 3 статьи 9 и пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, в РФФИ лицом, ответственным за оформление факта хозяйственной жизни не были представлены первичные учетные документы (товарная накладная) для регистрации содержащихся в них данных (принято 10 сотовых телефонов) в регистре бухгалтерского учета "Оборотно-сальдовая ведомость по счету 01" РФФИ за 2016 год, в связи с чем данные, содержащиеся в первичных учетных документах, не учтены в регистре бухгалтерского учета.
1.2. В РФФИ осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита организовано с нарушением п. 2 и п. 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в части возложения указанных функций на отдел внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, не обеспечив соблюдение принципа объективности, эффективности и независимости деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
1.3. В соответствии с пунктом 1.5 приказа РФФИ от 11 января 2016 г, N 2 "О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания РФФИ в 2016 году" субсидия может быть использована исключительно в целях выполнения государственных работ, в соответствии с требованиями к содержанию, качеству, объему, условиям (формам) выполнения государственных работ, определенными в государственном задании РФФИ, в рамках осуществления основных видов деятельности, предусмотренных Уставом Фонда.
Вместе с тем РФФИ допустило нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания в сумме 32,0 тыс. рублей.
Так, РФФИ было утверждено государственное задание на 2016 год, предусматривающее выполнение работ по организационному и информационному обеспечению проведения конкурсного отбора научных и научно-исследовательских программ и проектов; проведению экспертизы научных, научно-технических программ и проектов по фундаментальным, прикладным научным исследованиям, экспериментальным разработкам при проведении конкурса и на всех стадиях реализации таких программ и проектов; научно-методическому обеспечению.
Вместе с тем, за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания была произведена оплата расходов на командировки, которые не были связаны с выполнением государственного задания (в Норвегию с целью участия в финальной конференции "Норвежская программа кооперации с Россией 2011-2016" и в г. Тамбов с целью участия и выступления с докладом на 3-й Международной конференции с элементами научной школы "Актуальные проблемы энергосбережения и эффективности в технических системах").
1.4. В нарушение части 9 статьи 94 Закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 3 Положения о подготовке и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093, РФФИ по двум контрактам от 2 февраля 2016 г. N 103-15-16/п172-16 и от 12 октября 2015 г. N 050-15/п33-15 отчеты об исполнении их отдельных этапов были размещены с нарушением сроков (в течение 7 рабочих дней) от 18 дней до 9 месяцев.
1.5. В нарушение подпункта 8 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункта 6 Порядка предоставления информации государственным учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, РФФИ не обеспечена открытость и доступность информации - не размещены на официальном интернет сайте (www.bus.gov.ru) сведения о проведенных в отношении Фонда контрольных мероприятиях и их результатах.
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. Фондом были заключены три контракта на оказание юридических услуг (на период с 17 февраля 2016 года по 16 августа 2017 года) с Адвокатским кабинетом Ленкова Н.А. на общую сумму 6 190,0 тыс. рублей. Фактически в 2016 году оплачено 3 640,0 тыс. рублей (с учетом переходящей суммы контракта 2015 года). Оплата услуг Ленковой Н.А. в месяц составила 303,3 тыс. рублей, при этом средняя заработная плата работников РФФИ в 2016 году сложилась в размере 113,8 тыс. рублей.
В предыдущие годы оказание юридических услуг РФФИ также делегировалось сторонним исполнителям, в том числе в 2014 году на общую сумму 5 160,0 тыс. рублей, в 2015 году - 2 100,0 тыс. рублей.
Вышеизложенное может свидетельствовать о фактической необходимости и востребованности в работе Фонда специалистов в области права - юристов, при этом согласно утвержденным в 2016 году штатным расписаниям РФФИ в структуре Фонда штатная единица юриста или соответствующее структурное подразделение не были предусмотрены.
2.2. В период с 21 октября 2016 года и на дату завершения контрольного мероприятия (27 апреля 2017 года) в Фонде создано два структурных подразделения, функции которых дублируются - Отдел внутреннего контроля в составе Управления контроля и Отдел внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2.3. РФФИ были заключены с РАН договоры по содержанию и обслуживанию помещений от 6 декабря 2013 г. N 10201/13-05Л-у и от 5 мая 2016 г. N 10201/16-С6Л-у. В расчеты стоимости услуг, которые являются неотъемлемой частью договоров, включены расходы, не относящихся к предмету договора (расходы на экспедиционно-курьерские услуги, услуги парковки, ремонтно-строительные работы и приобретение строительных конструкций).
2.4. Программа деятельности Российского фонда фундаментальных исследований на 2014 - 2020 годы, утвержденная советом РФФИ 3 декабря 2013 года, требует актуализации в части программных мероприятий, ресурсного обеспечения, а также показателей и индикаторов, в связи с реорганизацией РФФИ. Установленная в программе методика оценки (расчета) эффективности ее реализации не позволяет объективно проводить такую оценку, поскольку при не достижении в 2016 году более чем четверти установленных показателей уровень ее реализации соответствовал высокой степени эффективности.
2.5. Анализ организации РФФИ грантовой поддержки выявил следующие недостатки:
2.5.1. В 2016 году в значительном количестве конкурсов РФФИ был установлен фиксированный размер гранта. Решение о размере фиксированного гранта для различных конкурсов принималось коллегиальным органом управления Фонда - бюро совета Фонда, размер гранта указывался в составе конкурсной документации. При этом методика (порядок) расчета размера гранта РФФИ отсутствует.
2.5.2. Положение об экспертных советах и экспертах РФФИ, утвержденное бюро совета РФФИ 22 сентября 2011 года, не содержит механизма отбора кандидатур в эксперты РФФИ и порядок получения такого статуса. Критерии, которым должен соответствовать эксперт, носят общий характер и не имеют показателей, позволяющих осуществить отбор экспертов без использования субъективных оценок, что формирует риски привлечения в их качестве лиц, не обладающих необходимой научной компетенцией, и может повлиять на качество проведения экспертизы проектов.
2.5.3. Согласно Правилам проведения экспертизы для РФФИ, утвержденным решением бюро совета Фонда 29 января 2014 года, эксперту доступны сведения о научном проекте в полном объеме (включая сведения об исполнителях), в результате чего возникают риски в необоснованной оценке научного проекта.
2.5.4. Действующими нормативными документами Фонда (условия конкурсов, перечни допускаемых расходов, утвержденные бюро совета Фонда, договоры с грантополучателями) получатель гранта РФФИ поставлен в условия, при которых он обязан передать организации до 20 % суммы гранта для компенсации ее затрат, связанных с предоставлением условий для выполнения научного проекта, независимо от необходимости использования таких услуг. Критерии, устанавливающие обоснованность и размер таких затрат отсутствуют. Размер согласовывается грантополучателем и организацией.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об изменении механизма взаимодействия грантополучателя с организацией, путем предоставления ему права, а не обязанности привлечения организации для реализации научного проекта. Актуальность данного вопроса возрастает в связи с выделением с 2016 года грантов на научные исследования в области гуманитарных наук, не требующих наличия материально-технической базы.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Российскому фонду фундаментальных исследований надлежит выполнить следующие требования:
1. Организовать внутренний финансовый контроль в соответствии с требованиями Правил N 193, исключив участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
2. Разместить на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) сведения о проведенных в отношении РФФИ контрольных мероприятиях и их результатах.
3. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Принять меры по недопущению выявленных нарушений и недостатков, а также по устранению их причин и условий.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 мая 2017 г. N 32К (1177)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 2 июня 2017 г. N ПР 11-129/11-01
Опубликование:
-