Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2017 г. N ПР 12-123/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год направлением проведена внешняя проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год в федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "ВЦМК "Защита", Учреждение).
По результатам выявлены следующие нарушения.
1. Бухгалтерская отчетность ФГБУ "ВЦМК "Защита" за 2016 год не является достоверной.
1.1. В нарушение пункта 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), ФГБУ "ВЦМК "Защита" земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:4, полученный в безвозмездное пользование, на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не учитывается, что подтверждается справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503730) за 2016 год.
В соответствии с кадастровым паспортом от 1 апреля 2016 г. N 77/501/16-369600 кадастровая стоимость участка 77:08:0009021:4 составляет 101 562,92 тыс. рублей.
1.2. В нарушение пункта 38 Инструкции N 157н, ФГБУ "ВЦМК "Защита" вспомогательные сооружения (без балансовой стоимости) по ул. Живописная, д. 23, в том числе панельная проходная, складской ангар, металлическое складское помещение, деревянные хозяйственные постройки, закрепленные за ФГБУ "ВЦМК "Защита" на праве оперативного управления (свидетельство от 16 декабря 2016 г. N 07701189), не приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, а отражены на забалансовом счете 01.
1.3. В ходе контрольного мероприятия при визуальном осмотре земельного участка по адресу: г. Москва, Живописная улица, д. 23, выявлены неоприходованные и неучтенные излишки основных средств (деревянные хозяйственные постройки, металлические складские помещения), что свидетельствует о нарушении статьи 11 Закон о бухгалтерском учете, пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, согласно которым, данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств, проведенной учреждением в порядке, им установленном в рамках формирования учетной политики, и как следствие может свидетельствовать о формальном подходе к инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год.
2. Выявлены иные нарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета:
2.1. В нарушение пункта 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 (далее - Положение об особенностях направления работников в служебные командировки), которым предусмотрена выдача работнику при направлении его в командировку денежного аванса на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), в 2016 году 15 сотрудникам ФГБУ "ВЦМК "Защита" (выборочная проверка), направленным в командировку, аванс не выдавался, все расчеты производились после возвращения сотрудников из командировки.
2.2. В нарушение части 7 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) исправления в авансовом отчете от 15 февраля 2016 г. N 42 не содержат дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (исправлена дата авансового отчета).
2.3. В нарушение части 2, 6 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете, согласно которой экономический субъект формирует свою учетную политику и ведет бухгалтерский учет, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учетная политика ФГБУ "ВЦМК "Защита", утвержденная приказом от 30 декабря 2015 г. N 206 (с изменениями) не приведена в соответствие с Инструкцией N 157 с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н, от 6 августа 2015 N 124н, от 1 марта 2016 г. N 16н.
2.4. В нарушение пункта 6 Инструкции 157н в учетной политике ФГБУ ВЦМК "Защита" отсутствует порядок отражения в учете событий после отчетной даты, порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов.
2.5. В нарушение пункта 134 Инструкции N 157н в учетной политике ФГБУ "ВЦМК "Защита" отсутствует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).
2.6. В нарушение пункта 302.1 Инструкции N 157н в учетной политике ФГБУ "ВЦМК "Защита" не предусмотрены резервы предстоящих расходов.
2.7. В нарушение Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н, новая форма первичного учетного документа (ф. 0504505 - авансовые отчеты) ФГБУ "ВЦМК "Защита" не применялась.
2.8. В нарушение пункта 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфином России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания N 49):
инвентаризация была проведена при отсутствии восьми членов комиссии (в различный период проведения инвентаризации), что служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными;
приказ о назначении комиссии по инвентаризации от 31 октября 2016 г. N 171 "О проведении инвентаризации" и создании рабочей комиссии не соответствует унифицированной форме первичной учетной документации ИВН - 22, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. При этом в нарушение части 3 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете в приказе не был установлен срок проведения инвентаризации.
2.10. В нарушении части 1 статьи 19 Закона о бухгалтерском учете, в учетной политике ФГБУ "ВЦМК "Защита" отсутствует порядок, регламентирующий организацию и осуществление внутреннего контроля фактов хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Положение об организации системы внутреннего контроля в 2016 году не утверждено, внутренний контроль хозяйственной деятельности Учреждения не осуществлялся.
Таким образом, в Учреждении существуют риски неэффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности.
3. В соответствии с пунктом 11 Положения о резерве медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Минздрава России от 26 августа 2013 г. N 598 (далее - приказ N 598, Положение о резерве медицинских ресурсов) ФГБУ "ВЦМК "Защита" является ответственным за создание, хранение, использование и восполнение медицинских ресурсов, а также их учет. Вместе с тем в ходе проверки выявлены нарушения, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении ФГБУ "ВЦМК "Защита" своих полномочий.
3.1. В нарушение Номенклатуры и объема резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, установленной приказом Минздрава России от 26 августа 2013 г. N 598, из 241 наименований лекарственных препаратов, предусмотренных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, 129 в резерве отсутствуют, 46 имеются в объеме менее 50%, 16 - от 95 до 100% от потребности. Из 217 наименований медицинских изделий в резерве отсутствует 45 наименовании, 31 наименование присутствует в объеме менее 50%, 85 наименований - от 95 до 100%.
Следовательно количество лекарственных препаратов и медицинских изделий, находящихся в резерве Минздрава России в соответствии с приказом N 598, значительно ниже предусмотренных или отсутствуют вообще.
Сложившаяся ситуация с формированием резерва медицинских ресурсов Минздрава России создает риски срыва обеспечения выполнения проводимых Всероссийской службой медицины катастроф мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и (или) для оказания гуманитарной помощи (содействия) на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Одновременно в нарушение приказа N 598 Учреждением превышен объем медицинских изделий по 11 наименованиям на 20 до 163%.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 9 Положения о резерве медицинских ресурсов по решению Минздрава России, медицинские ресурсы, выпущенные из Резерва в связи с освежением и (или) заменой, могут передаваться в установленном порядке в медицинские организации, подведомственные Минздраву России. Однако, в 2016 году ФГБУ "ВЦМК "Защита" списано с последующей утилизацией лекарственных препаратов и медицинских изделий на сумму 25 803, 21 тыс. рублей.
Кроме того, ФГБУ "ВЦМК "Защита" заключен контракт от 7 декабря 2016 г. N 0373100084916000195-0003436-02, которым предусмотрено уничтожение списанных лекарственных препаратов на общую сумму 250,0 тыс. рублей.
Таким образом Минздравом России и ФГБУ "ВЦМК "Защита" не в полной мере проработан вопрос передачи медицинских ресурсов, выпущенных из резерва в связи с освежением и (или) заменой, в медицинские организации, подведомственные Минздраву России.
3.2. В нарушение пункта 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н (далее - Порядок предоставления информации), ФГБУ "ВЦМК "Защита" предоставил через официальный сайт www.bus.gov.ru документы, определенные пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (приказ о назначении директора от 29 марта 2016 г. N 75пк, акт выездной проверки Фонда социального страхования от 21 октября 2016 года N 82 ОССН, акт выездной проверки Управления администрирования страховых взносов и персонифицированного учета от 28 октября 2016 года) с превышением установленного срока (не позднее 5 рабочих дней) на 46 - 71 день.
4. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) ФГБУ "ВЦМК "Защита" не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на здания, расположенные по адресу:
- г. Москва, ул. Щукинская, д. 5, стр. 11 (трансформаторная подстанция). Проводится государственная экспертиза в связи с допущенными кадастровыми ошибками (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 июня 2015 г. Д N А-40208589);
- г. Москва, ул. Щукинская, д. 5, стр. 7 (трансформаторная подстанция). Проводится экспертиза, направлен соответствующий запрос в управление Росимущества в г. Москве от 22 ноября 2016 г.;
- г. Москва, ул. Щукинская, д. 5, стр. 2 (склад, газобаллонная). Деление здания на двух правообладателей. ВЦМК "Защита" и экспериментальные мастерские ФМБА России (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 ноября 2013 г. N А-40-45765/2013) в двухстороннем порядке направлены письма в Территориальное управление Росимущества в г. Москве от 6 февраля 2017 г.
Кроме того, ФГБУ "ВЦМК "Защита" не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 2 земельных участка - кадастровый номер 77:08:000:90:132 по адресу Москва, ул. Щукинская, вл. 5 и 77:08:080:21:004 по адресу Москва, ул. Живописная, д. 23.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации необходимо выполнить следующие требования:
1) провести инвентаризацию имущества и принять к учету основные средства, расположенные по адресу г. Москва, Живописная улица, д. 23, не учтенные ранее;
2) внести соответствующие изменения в бухгалтерскую отчетность ФГБУ "ВЦМК "Защита" (форму по ОКУД 0503730 и форма по ОКУД 0503768) в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, и представить уточненную бухгалтерскую отчетность в Минздрав России и Счетную палату Российской Федерации;
3) привести учетную политику ФГБУ "ВЦМК "Защита" в соответствие с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н, от 6 августа 2015 N 124н, от 1 марта 2016 г. N 16н в Инструкцию N 157н;
4) привести формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в соответствие с приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению";
5) разработать порядок, регламентирующий организацию и осуществление внутреннего контроля фактов хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, а также положение об организации эффективной системы внутреннего контроля;
6) ФГБУ "ВЦМК "Защита" совместно с Минздравом России обеспечить в 2017 году восполнение лекарственных препаратов для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с приказом N 598;
7) принять меры по обеспечению государственной регистрации права оперативного управления на здания по адресу: г. Москва, ул. Щукинская, д. 5, стр. 11, стр. 7, стр. 2;
8) принять меры по обеспечению государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на 2 земельных участка - кадастровый номер 77:08:000:90:132 по адресу Москва, ул. Щукинская, вл. 5 и 77:08:080:21:004 по адресу Москва, ул. Живописная, д. 23;
9) провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 мая 2017 г. N 32К (1177)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Руководителю ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года, за исключение пунктов 7, 8 требований, по которым необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации в срок до 1 декабря 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2017 г. N ПР 12-123/12-03
Текст представления официально опубликован не был