Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2017 г. N ПР 13-125/13-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
1. По результатам выявлены следующие нарушения:
1.1. В нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) и пункта 3 Общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 476, приказом Минстроя России от 8 декабря 2015 г. N 880 утверждены Требования к закупаемым Минстроем России и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) без обязательного предварительного обсуждения проекта правового акта на заседаниях общественных советов при Минстрое России.
1.2. В нарушение части 6 статьи 38, части 23 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ отдельные работники контрактной службы Минстроя России не имели высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд).
1.3. В нарушение пункта 10 Типового положения (регламенту) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 и пункта 1.1. Распределения полномочий и функциональных обязанностей между сотрудниками контрактной службы, утвержденного приказом Минстроя России от 3 сентября 2015 г. N 635/пр, руководителем контрактной службы не определены должностные обязанности и персональная ответственность работников контрактной службы Минстроя России, а также не распределены функциональные обязанности между указанными работниками.
1.4. В нарушение статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Минстроем России при осуществлении отдельных закупок при обосновании начальной максимальной цены контракта методом сопоставимых рыночных цен использовалась информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросам Минстроя России у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществлявших поставки идентичных или однородных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам.
1.5. В нарушение статьи 32 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Минстрой России при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса от 22 апреля 2016 г. N 0195100000516000026 на выполнение работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям безопасности информации осуществил оценку заявок участников закупки по критериям, не установленным документацией о проведении открытого конкурса.
Так, оценке по подкритерию "Деловая репутация" критерия "Квалификация участника" подлежало количество положительных отзывов о деятельности участника в области выполнения работ, являющихся предметом закупки, полученных от федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих информационную безопасность Российской Федерации, либо осуществляющих специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам обеспечения защиты информации. Вместе с тем оценка заявки участника закупки ООО "Итеранет" осуществлена по отзыву, полученному от Федерального казенного государственного учреждения "Войсковая часть 43753", что оказало непосредственное влияние на решение об объявлении указанного участника победителем открытого конкурса.
1.6. В нарушение пункта 4 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1629-р, согласно которому административное здание Минстроя России, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, строение 1 подлежит обязательной охране полицией, Минстроем России заключен контракт от 28 декабря 2015 г. N 0195100000515000075-0453946-01 с Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на оказание в 2016 году услуг по государственной охране административного здания и прилегающей территории Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на сумму 10 264,3 тыс. рублей.
1.7. В нарушение пункта 11 и 19 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) регистр бухгалтерского учета - Главная книга (ф. 0504072) за 2016 год, сформированный Минстроем России на бумажном носителе, не содержит оборотов по счетам санкционирования расходов.
1.8. В нарушение части 4 статья 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ и пункта 11 Инструкции N 157н первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим Журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, не сброшюровывались, на обложках не указывались: название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бухгалтерского учета (Журнала операций) с указанием при наличии его номера; количество листов в папке (деле) (например, Журналы операций расчетов с подотчетными лицами).
1.9. В нарушение части 5 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ и Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н (далее - Методические указания N 52н) материально-ответственными лицами Минстроя России не применялся инвентарный список нефинансовых активов (ф. 0504034) для учета объектов основных средств (кроме объектов библиотечных фондов, предметов мягкого инвентаря, посуды), а также нематериальных и непроизведенных активов в местах их нахождения (хранения, эксплуатации).
1.10. В нарушение раздела 2 Методических указаний N 52н документы, приложенные к авансовым отчетам (ф. 0504505), не нумеровались подотчетными лицами в порядке их записи в отчете (например, авансовые отчеты за ноябрь 2016 г. N N 326, 325,328, 329, 330, 331, 332 и т.д.).
1.11. В нарушение раздела 3 Методических указаний N 52н в карточках учета нефинансовых активов (ОКУД 0504031) не указывались сведения об объектах (марка, модель, заводской номер, документ, устанавливающий правообладание и др.).
1.12. В ходе выборочной проверки журналов операций расчетов с подотчетными лицами и оформления командировочных расходов установлено, что отдельные документы, подтверждающие оплату командированными сотрудниками найма жилого помещения, не содержат указания на количество комнат в жилом помещении (например, авансовые отчеты от 14 ноября 2016 г. N 327, от 1 июня 2016 г. N 138, 139, от 2 июня 2016 г. N 164, от 3 июня 2016 г. N 204 и т.д.). Таким образом, в данных случаях отсутствует документальное подтверждение соблюдения норм, установленных пунктом 18 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813.
Кроме того в отдельных случаях к авансовым отчетам командированных государственных гражданских служащих не приложены кассовый чек или документ на бланке строгой отчетности гостиницы, подтверждающие проживание в гостинице (например, авансовые отчеты от 8 июня 2016 г. N 186, от 20 июля 2016 г. N 182, от 27 июля 2016 г. N N 175, 183, от 3 октября 2016 г. N N 281, 282, 283, от 11 октября 2016 г. N 353).
1.13. По результатам проверки выявлено, что отчетность Минстроя России за 2016 год является недостоверной.
Так, Минстроем России в нарушение требований пункта 7 Инструкции о порядке составления и предоставления дополнительных форм годовой и квартальной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н, в сведениях об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190) по 22 объектам отражены данные о кассовых и фактических расходах на начало отчетного периода, не соответствующие фактически произведенным расходам на строительство объектов нарастающим итогом с начала осуществления вложений, а также стоимости работ, выполненных на объектах на начало отчетного периода.
Согласно отчету Минстроя России (ф. 0503190) финансовые вложения в указанные объекты, отраженные на счете 110611000, по состоянию на 1 января 2016 года отсутствуют, а по состоянию на 1 января 2017 года составляют 5 205,4 млн. рублей. При этом в 2016 году объем финансирования по этим объектам в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" составил 1 503,4 млн. рублей, кассовое исполнение 1 495,8 млн. рублей.
Таким образом, отраженные в форме 0503190 сведения о финансовых вложениях в объекты незавершенного строительства в 2016 году в объеме 3 709,6 млн. рублей не подтверждаются документально, в связи с чем необходимо проведение инвентаризации финансовых вложений, кассовых расходов, а также объемов незавершенного строительства в целях выявления расхождения между фактическими данными и данными регистров бухгалтерского учета для регистрации в бухгалтерском учете в соответствии с положениями части 4 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ.
Финансирование указанных объектов осуществлялось в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323, подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России", основное мероприятие "Реализация проекта Международного банка реконструкции и развития "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России (КБК 05 05 05 2 03 90000 200).
В нарушение требований пункта 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н и пункта 5 Положения об особенностях списания федерального имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834, в форме 0503190 "Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества" бюджетной отчетности Минстроя России за 2016 год в отсутствие подтверждающих документов отражено уменьшение вложений в объекты незавершенного строительства в Чеченской Республике в сумме 801,9 млн. рублей.
В отсутствие результатов обязательной инвентаризации при выявлении фактов порчи имущества в случае стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, и постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании незавершенного строительства, Минстроем России необоснованно принято решение о списании с бухгалтерского учета ФКУ "Объединенная дирекция по реализации инвестиционных программ" произведенных вложений в объекты незавершенного строительства в Чеченской Республике с отражением их в расходах текущего периода 2016 года (приказ Минстроя России от 11 ноября 2016 г. N 793/пр). Результаты необоснованного списания отражены в бюджетной отчетности ФКУ "Объединенная дирекция" и соответственно в отчетности Минстроя России, что свидетельствует о недостоверности отчетности.
Указанные выше сведения отражены в форме 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета" по строке 091, в связи с чем форма 0503130 также является недостоверной и требует корректировки.
1.14. В нарушение срока, установленного пунктом 10 Графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 23 июля 2015 г. N 238, план информатизации Минстроя России на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 года утвержден 16 марта 2016 года (срок - 15 февраля 2016 года).
1.15. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (в редакции от 22 ноября 2013 г.) (далее - Правила N 365), а также пункта 27 Правил N 365 (в редакции от 5 мая 2016 г.), в 2016 году Минстроем России осуществлялось финансирование мероприятий по информатизации, не включенных в утвержденный план информатизации на общую сумму 6 374,6 тыс. рублей.
2. Выявлены следующие недостатки:
При расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственным автономным учреждениям Минстроем России в расчет принимались экономически не обоснованные нормативные затраты на оплату труда работников, которые превышали средние значения оплаты труда по отрасли более чем в два раза. Например, нормативные затраты на оплату труда Федерального автономного учреждения " "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" (далее - ФАУ "ФЦЦС"), непосредственно связанных с выполнением государственного задания, на 2016 год рассчитаны исходя из следующих значений: начальник департамента - 5,7 млн. рублей в год (479,0 тыс. рублей в месяц), заместитель начальника департамента - 4,7 млн. рублей в год (396,0 тыс. рублей в месяц), начальник управления 4,1 млн. рублей в год (345,0 тыс. рублей в месяц), главный специалист - 3,0 млн. рублей в год (255,0 тыс. рублей в месяц), ведущий специалист - 2,2 млн. рублей в год (185,4 тыс. рублей в месяц). При этом среднее значение заработной платы работников отрасли по данным Росстата России не превышало 90,0 тыс. рублей в месяц.
Кроме того, Минстроем России при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственным автономным учреждениям не анализировались штатные расписания автономных учреждений, которые имели непропорциональное соотношение исполнительных и руководящих должностей, что также приводило к завышению стоимости трудовых ресурсов. Например, в 2016 году в штатное расписание ФАУ "ФЦЦС" входил Департамент информационных технологий, состоящий из 6 должностей: 1 - "Начальник департамента", 1 - "Заместитель начальника департамента", 2 - "Начальник управления", 1 - "Главный специалист", 1 - "Инженер".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Обеспечить обсуждение принятых Минстроем России правовых актов о нормировании в сфере закупок на заседаниях общественных советов при Минстрое России и учесть рекомендации указанного совета.
2. Обеспечить формирование состава работников контрактной службы Минстроя России в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части уровня их профессионального образования в сфере закупок.
3. Обеспечить определение руководителем контрактной службы Минстроя России должностных обязанностей и персональной ответственности работников контрактной службы в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631.
4. Обеспечить применение материально-ответственными лицами Минстроя России инвентарных списков нефинансовых активов (ф. 0504034) для учета объектов основных средств (кроме объектов библиотечных фондов, предметов мягкого инвентаря, посуды), а также нематериальных и непроизведенных активов в местах их нахождения (хранения, эксплуатации) в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н.
5. Привести регистры бюджетного учета и первичные учетные документы в соответствие с требованиями приказов Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н и от 30 марта 2015 г. N 52н.
6. Провести инвентаризацию объемов незавершенного строительства, финансовых вложений, кассовых расходов в объекты, реализуемые в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России", по результатам которой отразить выявленные расхождения в бухгалтерском учете, а также обеспечить восстановление в бухгалтерской отчетности ФКУ "Объединенная дирекция по реализации инвестиционных программ" необоснованно списанных вложений в объекты незавершенного строительства в Чеченской Республике, после чего внести изменения в бюджетную отчетность Минстроя России и представить ее в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
7. Обеспечить экономически обоснованные расчеты финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственным автономным учреждениям.
8. Провести проверки по каждому из фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
9. Принять меры к меры к недопущению выявленных нарушений, а также по устранению их причин и условий.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2017 г. N 30К (1175)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов и информации до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2017 г. N ПР 13-125/13-03
Текст представления официально опубликован не был