Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2017 г. N ПР 10-146/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведена внешняя проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год в Федеральном агентстве морского и речного транспорта.
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. Росморречфлотом нарушены требования Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640).
1.1.1. В нарушение пункта 48 Положения N 640, согласно которому органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных учреждений, устанавливаются правила осуществления контроля за выполнением государственного задания, Росморречфлотом указанные правила не утверждены.
1.1.2. В нарушение пункта 45 Положения N 640, согласно которому перечисление субсидии в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания осуществляется в соответствии с графиком, Росморречфлотом 23 раза нарушены сроки перечисления подведомственным учреждениям субсидий, установленные графиками перечисления субсидий (нарушение срока от 1 до 15 дней).
1.1.3. В нарушение пункта 46 Положения N 640, согласно которому перечисление платежа, завершающего выплату субсидии, в IV квартале должно осуществляться после предоставления федеральным бюджетным учреждением предварительного отчета о выполнении государственного задания, а субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги, Росморречфлотом приняты отчеты о выполнении государственных заданий по ФБУ "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" и "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" с показателями ниже установленного объема с учетом допустимых отклонений на 15 % и 10 %, однако субсидия в объеме неоказанной государственной услуги в федеральный бюджет не перечислена, а направлена указанным бюджетным учреждениям.
Объем субсидии, подлежащий перечислению в федеральный бюджет, расчетно составил 1,8 млн. рублей.
1.2. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056) и пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) Росморречфлотом заключены государственные контракты на сумму 61,9 млн. рублей и осуществлена оплата по ним до утверждения Плана информатизации. Согласованный Минкомсвязи России План информатизации Росморречфлота на 2016 - 2018 годы утвержден в феврале 2017 года.
1.3. В соответствии с Порядком предварительного согласования совершения подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", утвержденным приказом Росморречфлота от 2 марта 2011 г. N 126 (далее - Порядок предварительного согласования), решение о предварительном согласовании (либо отказе в предварительном согласовании) совершения крупных сделок принимается Росморречфлотом на основании обращения, представляемого федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Росморречфлоту, подписанного руководителем Учреждения (лицом, исполняющим его обязанности) (пункт 2). Согласно пункту 4 Порядка предварительного согласования указанное обращение должно содержать в том числе обоснования необходимости и цель совершения сделки, источники финансирования сделки, указание статьи доходов или расходов, в рамках которой данные товары, работы, услуги предусмотрены в утвержденном финансовом плане Учреждения (Плане доходов и расходов, Плане капитальных вложений и др.) и другую информацию.
Кроме того вместе с обращением в виде отдельных приложений, заверенных руководителем Учреждения, должна быть представлена в том числе информация о финансовом состоянии Учреждения и его способности исполнять свои обязательства по сделке с учетом оценки экономической эффективности деятельности Учреждения.
При непредставлении Учреждением указанных в пункте 4 Порядка предварительного согласования документов или неполном их представлении, Росморречфлот принимает решение об отказе в рассмотрении обращения (пункт 6, 9).
Проверкой установлено, что Росморречфлот вопреки требованиям Порядка предварительного согласования согласовал сделку по приобретению ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота" высокоскоростного катера стоимостью 18 093,3 тыс. рублей в отсутствие документов, указанных в пункте 4, включая документы, содержащие источник финансирования сделки, информацию о финансовом состоянии учреждения и его способности исполнять свои обязательства по данной сделке.
В результате ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота" по результатам открытого аукциона в электронной форме заключен договор от 19 февраля 2016 г. N МСС-014/2016 с ООО "Марин Про Метал Ботс" на поставку высокоскоростного катера стоимостью 18 093,3 тыс. рублей.
Оплата указанного договора произведена за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2016 году.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. По причине отсутствия надлежащего контроля со стороны Росморречфлота за выполнением подведомственными учреждениями государственного задания, не обеспечено соблюдение ФБУ "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" и "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" требований пункта 40 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", согласно которому федеральные бюджетные учреждения не позднее 1 апреля 2017 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2016 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания.
ФБУ "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" и "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" возврат в федеральный бюджет средств в объеме неоказанной государственной услуги осуществлен позднее установленного срока - 19 апреля 2017 года и 20 апреля 2017 года соответственно.
2.2. В 2016 году Росморречфлотом, как главным распорядителем бюджетных средств, не исполнены полномочия по обеспечению результативности и целевого характера использования бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.2.1. Проверка показала, что в отсутствие надлежащего контроля со стороны Росморречфлота за целевым расходованием субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота" допущено использование субсидий на цели не связанные с выполнением государственного задания в размере 22 792,3 тыс. рублей.
Так ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота" заключены договоры от 19 февраля 2016 г. N МСС-014/2016 на поставку высокоскоростного катера стоимостью 18 093,3 тыс. рублей и от 12 декабря 2016 г. N МСС-171/2016 на поставку маломерного судна-носителя нефтесборного оборудования стоимостью 4 699,0 тыс. рублей.
Оплата указанных договоров произведена за счет субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, что подтверждается: извещениями о проведении электронных аукционов, карточками счета 201.11.4 по оплате договоров, содержащими записи "КФО "Равно "4", инвентарной карточкой учета нефинансовых активов от 2 ноября 2016 г. N 0000002282 о постановке на бухгалтерский учет учреждения высокоскоростного катера под инвентарным номером 024101150000000004, третий знак в котором, согласно учетной политике учреждения, означает "КФО 4", отчетом об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в 2016 году (форма 0503737), реестром договоров, оплаченных ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота" за счет субсидии на выполнение государственного задания.
При этом обоснованием бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота" государственного задания, сформированным в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, предусмотрены только расходы на оплату труда и содержание имущества. Расходы на капитальные вложения за счет субсидии предусмотрены не были.
Согласно пункту 2.3.1 Соглашения от 31 декабря 2015 г. N 31 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2016 году ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" обязана использовать субсидию в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
Проверка показала, что объекты недвижимого имущества, приобретенные в 2016 году за счет субсидии из федерального бюджета, в выполнении государственного задания в 2016 году не участвовали, в план-график несения аварийно-спасательной готовности не включались.
2.2.2. Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) на 2016 год включала 51 объект Росморречфлота, в том числе со сроками завершения работ по 16 объектам в 2016 году, из них 8 объектов строительства и 8 проектно-изыскательских работ, из которых не завершены в установленные сроки работы по строительству 2 объектов и проектированию 4 объектов.
2.3. Росморречфлотом вопреки целям строительства спасательных судов "Балтика", "Мурман" и "Берингов пролив" общей стоимостью 9 264,0 млн. рублей, а именно: обеспечение аварийно-спасательной готовности для решения задач по оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, и ликвидации последствий морских аварий в установленных поисково-спасательных районах Российской Федерации, построенных в рамках подпрограммы "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, согласованы сделки по передаче ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота" указанных судов нефтедобывающим компаниям в аренду (фрахт).
Суда используются в районах разработки месторождений нефти.
Спасательные суда "Мурман" и "Берингов пролив" стоимостью 5 990,0 млн. рублей после их передачи Учреждению 10 и 23 декабря 2015 года переданы в аренду и фрахт практически одновременно - 20 декабря 2015 года и 28 декабря 2015 года соответственно.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству морского и речного транспорта надлежит выполнить следующие требования:
1. В соответствии с пунктом 48 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, утвердить правила осуществления контроля за выполнением государственного задания.
2. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2017 г. N 27К (1172)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Росморречфлота или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2017 г. N ПР 10-146/10-03
Текст представления официально опубликован не был