Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2017 г. N ПР 10-134/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Министерстве транспорта Российской Федерации.
1. По результатам проверки выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение запрета, установленного абзацем вторым статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Минтранс России осуществил распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на сумму 5 250,0 млн. рублей получателю бюджетных средств - ФГКУ "Росгранстрой", не включенному в перечень подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минтранса России от 29 декабря 2007 г. N 204. Минтрансом России как главным распорядителем бюджетных средств не реализованы полномочия по формированию перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, установленные подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. Минтрансом России в рамках полномочий, предусмотренных подпунктом 5.2.53.41 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, не утверждены отраслевые сметные нормативы, применяемые при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог, разработанные в 2015-2016 годах ФАУ "РОСДОРНИИ" в рамках выполнения государственного задания. В этой связи указанные нормативы в практической деятельности не применяются.
1.3. Минтрансом России в нарушение пункта 20 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", по состоянию на 1 января 2017 года не обеспечено внесение в реестр федерального имущества сведений о 56 объектах.
1.4. Минтранс России в нарушение подпункта "а" пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" не направил в письменной форме уведомление АО "ГЛОНАСС" о перечислении неиспользованных остатков бюджетных инвестиций в объеме 60 255,4 тыс. рублей, сложившихся по состоянию на 1 января 2016 года, на счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса. Неиспользованные остатки бюджетных инвестиций в срок до 1 апреля 2016 года на указанные счета АО "ГЛОНАСС" не перечислены.
В нарушение части 5 статьи 5 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и в отсутствие правовых оснований и документов, подтверждающих наличие средств на счете территориального органа Федерального казначейства, Минтранс России распоряжением от 30 июня 2016 г. N ЕД-86-р принял решение об использовании в 2016 году АО "ГЛОНАСС" остатков бюджетных инвестиций в размере 29 998,0 тыс. рублей, сформированных по состоянию на 1 июля 2016 года.
Проверкой установлено, что АО "ГЛОНАСС" остатки неиспользованных бюджетных инвестиций в размере 29 998,0 тыс. рублей перечислены 8 июля 2016 года, остаток бюджетных инвестиций в размере 30 257,4 тыс. рублей израсходован АО "ГЛОНАСС" в первом полугодии 2016 года без соответствующего решения Минтранса России.
1.5. Минтрансом России нарушались сроки заключения контрактов по результатам проведенных аукционов в электронной форме (реестровые номера N 0173100013916000014, 0173100013916000013, 0173100013916000011, 0173100013916000010, 0173100013916000024, 0173100013916000160, 0173100013916000202, 0173100013916000203), установленные частью 7 статьи 70 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.6. В нарушение пунктов 9 и 22 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в 2016 году Минтрансом России внутренний финансовый контроль не осуществлялся, в том числе не формировались и не утверждались карты внутреннего финансового контроля, не велись учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, а также не формировался отчет о результатах внутреннего финансового контроля, предусмотренный пунктом 48 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденных приказом Минфина России от 7 сентября 2016 г. N 356.
Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. Минтранс России ненадлежащим образом осуществлял контроль за деятельностью подведомственных организаций, предусмотренный пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
2.1.1. ФКУ "Ространсмодернизация" заключило с ПАО "Кубаньэнерго" государственные контракты от 19 декабря 2016 г. N РТМ-241/16 на сумму 52,5 млн. рублей и N РТМ-242/16 на сумму 4 708,8 млн. рублей, а также государственный контракт с ДКРС ОАО "РЖД" от 19 декабря 2016 г. N РТМ-243/16 на сумму 6 658,5 млн. рублей со сроком исполнения в 2018 году, что является нарушением пункта 12 постановления от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", согласно которому принятие бюджетных обязательств, возникающих из государственных контрактов, по которым срок исполнения денежного обязательства превышает один месяц, после 1 декабря 2016 года в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2016 год, не допускается.
2.1.2. ФГКУ "Росгранстрой" заключило государственный контракт с ООО "Телеком-Монтаж-Юг" от 23 декабря 2016 г. N 169-02/16 на сумму 1 579,5 млн. рублей со сроком исполнения в 2018 году, что является нарушением пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456.
2.1.3. ФГКУ "Росгранстрой" в 2016 году приняло бюджетные обязательства по КБК 0412 4520099998 ВР 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности", превышающие доведенные до него лимиты бюджетных обязательств, что является нарушением пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В результате по форме бюджетной отчетности по ОКУД 0503128 "Отчет о бюджетных обязательствах" Минтранса России по КБК 0412 4520099998 ВР 400 доведено лимитов бюджетных обязательств на сумму 497 859,3 тыс. рублей, принято бюджетных обязательств на сумму 513 853,7 тыс. рублей, что превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств на 15 994,4 тыс. рублей.
2.1.4. ФГКУ "Росгранстрой" заключило государственный контракт от 23 декабря 2016 г. N 169-02/16 стоимостью 1 579 500,0 тыс. рублей на строительство многостороннего автомобильного пункта пропуска "Джанкой" с ООО "Телеком-Монтаж-Юг" как с единственным исполнителем без использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей), что является нарушением части 5 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно государственному контракту от 23 декабря 2016 г. N 169-02/16 основанием для заключения контракта с единственным исполнителем явился пункт 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, которым установлено, что заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Проверка показала, что заключение ФКГУ "Росгранстрой" государственного контракта от 23 декабря 2016 г. N 169-02/16 с ООО "Телеком-Монтаж-Юг" как с единственным исполнителем на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ является необоснованным.
2.1.5. Подведомственными Минтрансу России учреждениями не соблюдались требования пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пунктов 6 и 7 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, по обеспечению открытости и доступности информации на официальном сайте информационно-телекоммуниционной сети "Интернет":
ФГБУ "НЦКТП" не размещена информация о контрольных мероприятиях, проведенных в отношении учреждения, и об их результатах, а также отчеты о выполнении государственного задания за 2016 год;
ФБУ "Росавтотранс" не размещена информация о филиалах учреждения, о выполнении государственного задания за 2016 год, о плане финансово-хозяйственной деятельности, а также отчет о финансовых результатах деятельности и баланс государственного учреждения за 2016 год.
2.2. В соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Минтранс России утверждает заключение об эффективности реализации программы деятельности ГК "Автодор" на долгосрочный период, финансового плана и о достижении ГК "Автодор" целевых показателей указанной программы деятельности.
Согласно заключению на 2016 год, утвержденному распоряжением Минтранса России от 31 марта 2017 г. N МС-49-р, деятельность ГК "Автодор" в 2016 году способствовала росту скорости движения транспортных потоков, повышению качества, надежности и безопасности перевозок грузов и пассажиров, снижению затрат времени и транспортных расходов пользователей автомобильных дорог, улучшению транспортной доступности регионов Российской Федерации.
Вместе с тем ГК "Автодор" не выполнен значительный объем работ по капитальному ремонту, предусмотренных программой деятельности на 2016 год. Из установленных 68,8 км автодорог капитальный ремонт не произведен на 44,3 км автодорог (64%), в том числе:
км 132 - км 160 автодороги М-1 "Беларусь";
на участке км 1428+185 - км 1441+050 автодороги М-4 "Дон" из запланированных 11,1 км не введено после капитального ремонта 4,4 км;
км 1459+805 - км 1494+000 автодороги М-4 "Дон" (отсутствовало положительное заключение государственной экспертизы).
Средства субсидии из федерального бюджета в размере 453 149,0 тыс. рублей, не освоенные в рамках работ по капитальному ремонту, были направлены на авансирование и оплату работ по содержанию автодорог ГК "Автодор".
При этом согласно финансовому плану ГК "Автодор" на 2016 год содержание автодорог ГК "Автодор" осуществлялось в том числе за счет доходов по доверительному управлению, в то время как капитальный ремонт осуществлялся исключительно за счет субсидии из федерального бюджета. По итогам 2016 года расходы на содержание автодорог за счет доходов ГК "Автодор" по доверительному управлению осуществлены в сумме 136 983,0 тыс. рублей, что на 406 117,0 тыс. рублей меньше соответствующих расходов, утвержденных финансовым планом на 2016 год (543 100,0 тыс. рублей).
Таким образом, ГК "Автодор" в 2016 году увеличила расходы на содержание автодорог за счет средств субсидии на доверительное управление в размере 453 149,0 тыс. рублей, не освоенных в рамках работ по капитальному ремонту, одновременно сократив расходы на содержание автодорог за счет собственных средств на 406 149,0 тыс. рублей.
В результате увеличение ГК "Автодор" расходов на содержание автодорог в 2016 году за счет не освоенной в рамках капитального ремонта субсидии на доверительное управление в размере 453 149,0 тыс. рублей повлечет необходимость дополнительного финансирования из федерального бюджета в 2017 году объектов капитального ремонта, не завершенных по итогам 2016 года.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству транспорта Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) внести в перечень подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минтранса России от 29 декабря 2007 г. N 204, изменения в части дополнения подведомственным получателем бюджетных средств - ФГКУ "Росгранстрой";
2) утвердить в установленном порядке отраслевые сметные нормативы, разработанные ФАУ "РОСДОРНИИ" в 2015-2016 годах;
3) обеспечить внесение в реестр федерального имущества сведений о 56 объектах федерального имущества в порядке, предусмотренном Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447;
4) провести проверку по фактам нарушений законодательства Российской Федерации, допущенным в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", и по ее результатам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших;
5) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных недостатков, в том числе внести на рассмотрение наблюдательного совета ГК "Автодор" вопрос о направлении собственных средств ГК "Автодор" в размере 406 149,0 тыс. рублей на финансирование работ по капитальному ремонту объектов, не завершенных в 2016 году, с соответствующим сокращением размера субсидии из федерального бюджета на доверительное управление.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2017 г. N 27К(1172).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру транспорта Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2017 г. N ПР 10-134/10-03
Текст представления официально опубликован не был