Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2017 г. N ПР 07-141/07-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральном казначействе (с учетом бюджетной отчетности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора об исполнении федерального бюджета за 2016 год)1.
------------------------------
1 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" Федеральная служба финансово-бюджетного контроля упразднена с 2 февраля 2016 г. Функции Федеральной службы финансово-бюджетного контроля по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", переданы Федеральному казначейству.
------------------------------
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная отчетность Федерального казначейства является недостоверной в связи со следующим - в нарушение требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, уплата неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта на общую сумму 47 767,0 тыс. рублей зачислена и отражена в формах бюджетной отчетности (ф. 0503127, 0503160, 0503164, 0503169) по коду бюджетной классификации 1 16 33000 00 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", тогда как такие платежи подлежат зачислению по коду бюджетной классификации 1 16 90000 00 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба".
1.2. В нарушение пункта 16 Порядка внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19 мая 2014 г. N 278 (далее - Порядок внесения изменений в ФАИП), устанавливающего, что предложения главных распорядителей бюджетных средств о внесении изменений в данные об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимого имущества, включенных в адресную программу, и предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на финансовый год и на плановый период (ф. 0501065) (далее - Предложения) формируются с соблюдением требований, определенных пунктами 1 - 5 Порядка внесения изменений в ФАИП, Предложения сформированы Федеральным казначейством и согласованы Минэкономразвития России (письмо Федерального казначейства от 3 марта 2016 г. N 08-03-02/09, письмо Минэкономразвития России от 10 марта 2016 г. N 6316-ЕЕ/Д17и) в отсутствие соответствующего решения Федерального казначейства и без соблюдения требований, установленных пунктами 1 - 5 Порядка внесения изменений в ФАИП.
1.3. План информатизации Федерального казначейства на 2016 финансовый год и плановый период 2017, 2018 годы утвержден и размещен на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29 февраля 2016 года, что является нарушением пункта 10 Графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 3 июля 2015 г. N 238 (срок утверждения и размещения плана - 15 февраля 2016 года).
1.4. В нарушение пункта 25 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392), изменения в План информатизации Федерального казначейства на 2016 финансовый год и плановый период 2017, 2018 годы, получившие положительное заключение Минкомсвязи России (письмо Минкомсвязи России от 30 декабря 2016 г. N ОП-П8-585-28774), не утверждены Федеральным казначейством.
1.5. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) Федеральным казначейством направлялись в Минкомсвязь России проекты изменений в План информатизации Федерального казначейства на 2016 финансовый год и плановый период 2017, 2018 годы, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29 февраля 2016 г. N 30 (в редакции приказа Федерального казначейства от 21 ноября 2016 г. N 428) после 10 декабря 2016 года (2 марта 2017 года).
1.6. В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" Федеральным казначейством в установленный срок (16 марта 2016 года) не обеспечено распределение и доведение до подведомственных получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг, а также на осуществление бюджетных инвестиций в объеме 220 406,6 тыс. рублей.
1.7. Бюджетной росписью Федерального казначейства на 2016 год предусмотрено 1 055 340,6 тыс. рублей для финансирования капитального ремонта объекта культурного наследия регионального значения "Большая Сибирская гостиница" Н.Д. Стахеева, 1900 г., архитектор М.Ф. Бугровский. Здесь в 1926 году жил писатель А.П. Платонов" (далее - объект культурного наследия) в соответствии с принятой от упраздненного Росфиннадзора научно-проектной документацией. Поскольку данной проектной документацией предусмотрены работы, изменяющие параметры объекта культурного наследия (количество этажей, площадь, объем, приспособление чердака под эксплуатируемое подкровельное пространство, осуществление надстройки мансардного этажа к двухэтажной пристройке объекта, замена несущих строительных конструкций и другие) и являющиеся в соответствии с частью 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не капитальным ремонтом, а реконструкцией объекта капитального строительства, финансирование указанных работ Федеральному казначейству необходимо осуществлять в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
Кроме того, государственная экспертиза проектной документации проведена учреждением, подведомственным органу власти субъекта Российской Федерации, а не государственным учреждением, подведомственным Минстрою России, что не соответствует положениям подпункта "к" пункта 9, пункта 12 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 840 "О некоторых вопросах организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости указанных объектов", согласно которым организация и проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации, подготовленной для объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности (государственного учреждения, подведомственного Минстрою России).
1.8. В нарушение пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, Федеральным казначейством не была обеспечена государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации приказа Федерального казначейства от 15 июля 2016 г. N 264 "Об утверждении Порядка принятия Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства и Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по главе 100 "Федеральное казначейство".
1.9. В 2016 году центральным аппаратом Федерального казначейства как администратором доходов федерального бюджета уточнены платежи, зачисленные в федеральный бюджет как невыясненные поступления, на сумму 4 602,0 тыс. рублей. При этом из 5 уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа 3 уведомления были направлены с нарушением срока, установленного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации". Нарушение сроков составило от 4 до 9 рабочих дней.
1.10. В нарушение приказа Федерального казначейства от 29 июля 2016 г. N 299 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата Федерального казначейства" и приказа Федерального казначейства от 29 июля 2016 г. N 300 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" Федеральным казначейством с июля 2016 года использовались принятые от упраздненного Росфиннадзора автотранспортные средства стоимостью более 1 млн. рублей за единицу и мощностью более 150 л/с без персонального закрепления.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. Данные формы 0503190 "Сведения об объектах незавершенного строительством, вложениях в объекты недвижимого имущества" по строке 040 "4. Капитальные вложения, произведенные в объекты, строительство которых не начиналось" не содержат в полном объеме сведений, подлежащих расшифровке в строках 041 "4.1. Расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию" и 042 "4.2. Прочие расходы, предшествующие началу строительства, отнесенные на счет 010611000". Так, в графах 10-16 по строкам 040-042 содержатся показатели в отношении только одного объекта - "Реконструкция административного здания Управления Федерального казначейства по Калининградской области по адресу: г. Калининград, ул. Комсомольская, 95А", вместе с тем в графах 17, 18, 21, 22, 25, 26, 29, 30, 33, 34 по строке 040 отражены показатели, превышающие объемы бюджетных назначений и расходов по указанному объекту на сумму 2 990,0 тыс. рублей, а строки 041 и 042 не содержат сведений, расшифровывающих указанные назначения и расходы.
2.2. Федеральным казначейством не надлежащим образом реализовывались полномочия по осуществлению контроля за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства, предусмотренные подпунктом 6.5. пункта 6 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703, в результате чего УФК по Владимирской области не в полном объеме выполнялись функции заказчика по истребованию сумм неустоек за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных государственными контрактами, на общую сумму 34 781,5 тыс. рублей (расчетный показатель):
2.2.1. В нарушение статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой кредитор вправе требовать уплаты неустойки, пунктов 4 и 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, пунктов 6.6 и 6.7 Государственного контракта N 153/15-эа от 21 сентября 2015 г. устанавливающих, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, начисляется штраф в виде фиксированной суммы (1 039,8 тыс. рублей), за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, начисляется пеня, определяемая по соответствующей формуле, УФК по Владимирской области расчет неустойки за просрочку исполнения ООО "Н-КОМ" обязательств по Государственному контракту N 153/15-эа от 21 сентября 2015 г. произведен не за весь период просрочки (с 26 декабря 2015 года по 26 апреля 2016 года - 122 дня), а за два отдельных периода: с 26 декабря 2015 года по 24 февраля 2016 года - 61 день и с 12 марта 2016 года по 26 апреля 2016 года - 46 дней, требование о выплате штрафа не выставлено. В результате, в доход федерального бюджета не зачислены поступления по неустойкам, подлежащим начислению за нарушение условий Государственного контракта N 153/15-эа от 21 сентября 2015 года (просрочка исполнения обязательств подрядчиком), в сумме 30 788,8 тыс. рублей (расчетный показатель), а также по штрафу за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств в сумме 1 039,8 тыс. рублей;
2.2.2. В нарушение пункта 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), пунктов 3.1 указанных ниже государственных контрактов, согласно которым работы выполняются ООО "Н-КОМ" с момента заключения контракта до установленных контрактами сроков, УФК по Владимирской области требования об уплате неустойки (пени) подрядчику (ООО "Н-КОМ") в 2016 году не направлялись. Так, Государственный контракт N 93/16-эа от 12 мая 2016 года исполнен ООО "Н-КОМ" не 15 сентября, а 18 ноября 2016 года, Государственный контракт N 104/16-эа от 3 августа 2016 г. исполнен ООО "Н-КОМ" не 1 ноября, а 27 декабря 2016 года. Проверкой установлено, что в доход федерального бюджета не зачислены поступления по неустойкам, подлежащим начислению, за нарушение условий (просрочка исполнения обязательств подрядчиком) Государственного контракта N 93/16-эа от 12 мая 2016 года в сумме 1 475,8 тыс. рублей (расчетный показатель) и Государственного контракта N 104/16-эа от 3 августа 2016 г. в сумме 1 477,1 тыс. рублей (расчетный показатель).
2.3. Порядком принятия Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства и Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по главе 100 "Федеральное казначейство", утвержденным приказом Федерального казначейства от 15 июля 2016 г. N 264, предусмотрено, что в качестве основания для принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности может являться акт Росфиннадзора об уничтожении постановления о назначении административного наказания, содержащий дату вынесения такого постановления и его номер, что не соответствует статье 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.4. Приказом Федерального казначейства от 27 октября 2016 г. N 401 (далее - Приказ N 401) предусмотрено исполнение не всех бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в частности, не предусмотрены следующие полномочия:
предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
При этом Приказ N 401 не предусматривает иные положения, необходимые для реализации полномочий администратора доходов бюджетов, что не соответствует требованиям подпункта "к" пункта 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995.
В перечне источников доходов, закрепляемых за территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями, осуществляющими полномочия администраторов доходов федерального бюджета (приложение N 2 к Приказу N 401), в отношении ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, подлежащих распределению в бюджеты государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Кыргызской Республики), в перечне документов, являющихся правовым основанием по источнику доходов федерального бюджета в отношении указанных платежей, не содержится ссылка на договор от 23 декабря 2014 года "О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному казначейству надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в формы бюджетной отчетности (ф. 0503127, 0503160, 0503164, 0503169) в части отражения поступлений по уплате неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контрактов на общую сумму 47 767,0 тыс. рублей по коду бюджетной классификации 1 16 90000 00 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба".
2. Направить в ФАУ "Главгосэкспертиза России" проектную документацию на выполнение работ по объекту культурного наследия регионального значения "Большая Сибирская гостиница" Н.Д. Стахеева, 1900 г., архитектор М.Ф. Бугровский. Здесь в 1926 году жил писатель А.П. Платонов", по результатам которой рассмотреть вопрос о включении указанного объекта в федеральную адресную инвестиционную программу.
3. Внести изменения в форму 0503190 "Сведения об объектах незавершенного строительством, вложениях в объекты недвижимого имущества" в части уточнения показателей в графах 10-16 по строкам 040-042 и в графах 17, 18, 21, 22, 25, 26, 29, 30, 33, 34 по строкам 041 и 042, связанных с осуществленными капитальными вложениями в сумме 2 990,0 тыс. рублей.
4. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения и недостатки.
5. Принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2017 г. N 33К (1178).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального казначейства или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор
|
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2017 г. N ПР 07-141/07-01
Текст представления официально опубликован не был