Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2017 г. N ПР 07-113/07-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год на объекте Девятый арбитражный апелляционный суд (далее - 9 ААС).
По результатам выявлены следующие нарушения.
1. Выявлены факты, указывающие на признаки нецелевого использования средств федерального бюджета по договорам на оказание платных образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования и повышению квалификации государственных гражданских служащих и судьи 9 ААС.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей) 9 ААС заключен договор на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования от 29 сентября 2016 г. N И15/098 с образовательным частным учреждением высшего образования "Московский финансово-экономический институт" (далее - ОЧУ ВО "МФЭИ") стоимостью 45,0 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 договора на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования от 29 сентября 2016 г. N И15/098 предметом договора является обучение сотрудников 9 ААС по дополнительной профессиональной образовательной программе: "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг" (далее - программа).
Согласно пункту 1.4 договора на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования от 29 сентября 2016 г. N И15/098 после прохождения сотрудниками суда полного курса обучения, и успешной итоговой аттестации им выдается документ о повышении квалификации установленного образца.
Проверкой установлено, что документ о повышении квалификации установленного образца выдан сотрудникам суда, являющимся в соответствии со штатным расписанием 9 ААС, утвержденным 11 января 2016 года, работниками аппарата 9 ААС.
Согласно пункту 4.1 Положения об аппарате 9 ААС, утвержденного приказом председателя 9 ААС А.А. Евстифеевым от 8 декабря 2009 г. N 44од, работники аппарата суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и осуществляют функции, возложенные на аппарат суда.
Согласно данным платежного поручения от 11 октября 2016 г. N 541611 (реквизит "Назначение платежа") услуги за курсы по повышению квалификации оплачены за счет федерального бюджета по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 438 0105 9090090019 244.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей) 9 ААС заключен договор на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования от 29 сентября 2016 г. N И15/099 с ОЧУ ВО "МФЭИ" стоимостью 90,0 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 договора на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования от 29 сентября 2016 г. N И15/099 предметом договора является обучение сотрудников 9 ААС по дополнительной профессиональной образовательной программе: "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг" (далее - программа).
Согласно пункту 1.4 договора на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования от 29 сентября 2016 г. N И15/099 после прохождения сотрудниками суда полного курса обучения, и успешной итоговой аттестации им выдается документ о повышении квалификации установленного образца.
Проверкой установлено, что документ о повышении квалификации установленного образца выдан сотрудникам суда, являющимся в соответствии со штатным расписанием 9 ААС, утвержденным 11 января 2016 года, работниками аппарата 9 ААС.
Согласно пункту 4.1 Положения об аппарате 9 ААС, утвержденного приказом председателя 9 ААС А.А. Евстифеевым от 8 декабря 2009 г. N 44од, работники аппарата суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и осуществляют функции, возложенные на аппарат суда.
Согласно данным платежного поручения от 18 октября 2016 г. N 717380 (реквизит "Назначение платежа") услуги за курсы по повышению квалификации оплачены за счет федерального бюджета по КБК 438 0105 9090090019 244.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей) 9 ААС заключен договор от 18 июля 2016 г. N 20/19 с негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Консалтинговый центр" (далее - НОУ ДПО "Консалтинговый центр") стоимостью 3,2 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 18 июля 2016 г. N 20/19 предметом договора является обучение одного сотрудника 9 ААС по программе "Новое в учете и отчетности казенных учреждений в 2016 году" (далее - программа по договору N 20/19).
Согласно пункту 2.1 договора от 18 июля 2016 г. N 20/19 слушателю, успешно освоившему программу, выдается удостоверение о повышении квалификации.
Проверкой установлено, что удостоверение о краткосрочном повышении квалификации выдано НОУ ДПО "Консалтинговый центр" сотруднику, являющемуся в соответствии со штатным расписанием 9 ААС, утвержденным 11 января 2016 года, заместителем начальника финансового отдела 9 ААС.
Согласно пункту 4.1 Положения об аппарате 9 ААС, утвержденного приказом председателя 9 ААС А.А. Евстифеевым от 8 декабря 2009 г. N 44од, работники аппарата суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и осуществляют функции, возложенные на аппарат суда.
Согласно данным платежного поручения от 5 августа 2016 г. N 224230 (реквизит "Назначение платежа") услуги по повышению квалификации оплачены за счет федерального бюджета по КБК 438 0105 9090090019 244.
В соответствии с Указаниями о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, по подразделу 0105 "Судебная система" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, системы федеральных судов общей юрисдикции, системы федеральных арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировых судей и их аппаратов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, и его территориальных органов, расходы на развитие судебной системы России, а также расходы на предоставление государственных гарантий, обусловленных статусом судей, иных гарантий в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с абзацем 7 пункта 3.2 раздела 3 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (в редакции приказа Минфина России от 5 октября 2015 г. N 156н), расходы на оказание услуг по реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ подлежат отражению по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" классификации расходов бюджетов.
Согласно ответу Департамента бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы Минфина России (письмо от 22.03.2017 N 14-02-11/16522) на запрос Счетной палаты Российской Федерации от 17.03.2017 N ЗИ 07-04-33/07-04 в 2016 году сводной бюджетной росписью бюджетные ассигнования на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации судей и федеральных государственных гражданских служащих аппаратов судов по КБК 438 0105 9090090000 200 не предусмотрены.
Кроме того, в проекте сметы на 2016 год 9 ААС расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по КБК 438 0105 9090090019 244 226 не предусматривались. В представленной в ходе контрольного мероприятия бюджетной смете на 2016 год 9 ААС (по состоянию на 31 декабря 2016 года) расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации не предусмотрены.
Таким образом, оплата 9 ААС услуг на оказание в рамках договоров на оказание платных образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования от 29 сентября 2016 г. N И15/098, И15/099 в сумме 135,0 тыс. рублей и договора на оказание услуг по повышению квалификации от 18 июля 2016 г. N 20/19 в сумме 3,2 тыс. рублей по КБК по разделу 01 "Общегосударственные расходы", подразделу 05 "Судебная система", целевой статье расходов 9090090019 "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов", виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" на общую сумму 138,2 тыс. рублей имеет признаки нецелевого использования средств федерального бюджета, определенные статей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. В нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации 9 ААС в 2016 году приняты бюджетные обязательства на 2017 год на общую сумму 17 308,8 тыс. рублей в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства приняты по следующим государственным контрактам:
с ЗАО "ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ" заключен государственный контракт от 14 декабря 2016 г. N 37/16 на оказание услуг связи в 2017 году на сумму 517,5 тыс. рублей (КБК 438 0105 9090090019 242 221);
с ООО "ГК сервис" заключен государственный контракт от 22 декабря 2016 г. N 39/16 на оказание услуг по сканированию в 2017 году на сумму 1 500,0 тыс. рублей (КБК 438 0105 9090090019 244 226);
с ФГУП "Охрана" Росгвардии заключен государственный контракт от 23 декабря 2016 г. N 40/16 на военизированную охрану в 2017 году на сумму 3 397,3 тыс. рублей (КБК 438 0105 9090090019 244 226);
с ООО "Арида" заключен государственный контракт от 26 декабря 2016 г. N 41/16 на обслуживание служебных помещений здания арбитражного суда и прилегающей к нему территории в 2017 году на сумму 11 894,0 тыс. рублей (КБК 438 0105 9090090019 244 225).
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" вступил в силу 21 декабря 2016 года (дата официального опубликования). Бюджетные данные на 2017 год (бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств) доведены Судебному департаменту расходным расписанием от 22 декабря 2016 г, N 438/001. Судебный департамент довел 9 ААС лимиты бюджетных обязательств на 2017 год расходным расписанием от 29 декабря 2016 г. N 285.
З. В нарушение пункта 4.3 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента и его органов, утвержденного приказом Судебного департамента от 10 апреля 2014 г. N 82 (далее - Порядок, утвержденный приказом Судебного департамента от 10 апреля 2014 г. N 82), 9 ААС изменения в бюджетную смету для утверждения направлялись Судебному департаменту по истечении установленных сроков, а именно позднее 10 числа 2, 3 и 4 кварталов (письма 9 ААС: исх. от 20 апреля 2016 г. N 79-ф (изменение N 1 в показатели бюджетной сметы на 2016 год - сумма изменений (+) 13 721,7 тыс. рублей); исх. от 22 сентября 2016 г. N 1199-ф (изменение N 2 в показатели бюджетной сметы на 2016 год - сумма изменений (+) 33 704,6 тыс. рублей; исх. от 17 октября 2016 г. N ФО-214ф (изменение N 3 в показатели бюджетной сметы на 2016 год - сумма изменений (+) 5 919,3 тыс. рублей).
Кроме того, в нарушение пункта 4.6 Порядка, утвержденного приказом Судебного департамента от 10 апреля 2014 г. N 82, 9 ААС нарушен срок представления главному распорядителю бюджетных средств уточненной сметы по состоянию на 1 января 2017 года. В соответствии с пунктом 4.6 указанного Порядка, уточненная смета 9 ААС по состоянию на 1 января 2017 года, должна представляться в течение пятнадцати дней после завершения финансового года. Уточненная бюджетная смета 9 ААС на 2016 год по состоянию на 1 января 2017 года на сумму 413 527,6 тыс. рублей представлена в Судебный департамент 26 января 2017 года (исх. от 26 января 2017 г. N 18-ф).
4. Девятым ААС в нарушение пункта 1 статьи 296, статьи 298, пункта 1 статьи 690 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" без согласия Территориального управления Росимущества по городу Москве и без проведения конкурса или аукциона осуществлена передача в безвозмездное пользование недвижимого имущества (помещение столовой арбитражного суда общей площадью 69,1 кв. метра и находящееся в нем оборудование стоимостью 122,9 тыс. рублей), находящиеся в собственности Российской Федерации и закрепленные за судом на праве оперативного управления (договоры от 1 июля 2015 г. N 10 и от 1 июня 2016 г. N 10).
5. В нарушение части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее - Правила), 9 ААС не представил в 2016 году документы в территориальное управление Росимущества в городе Москве для отнесения к специализированному жилищному фонду двух квартир общей стоимостью 19 900,0 тыс. рублей, приобретенных 9 ААС по государственным контрактам от 15 декабря 2015 г. N 31/15, 32/15.
Согласно пункту 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Вопреки требованиям законодательства 9 ААС указанные жилые помещения переданы судьям по договорам найма от 28.12.2015 N б/н. Вступившим в законную силу решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 8 сентября 2016 года по делу N 2-2416/16 за судьей 9 ААС признано право собственности на одну из квартир.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Девятому арбитражному апелляционному суду надлежит выполнить следующие требования:
1. Представить в Территориальное управление Росимущества по г. Москве документы в целях отнесения жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Базовская, д. 15, корп. 4, кв. 161, к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
2. Обеспечить согласование с Территориальным управлением Росимущества по г. Москве передачу в пользование третьим лицам имущества, находящегося в оперативном управлении суда.
3. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц 9 ААС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2017 г. N 29К (1174).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю Девятого арбитражного апелляционного суда или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2017 г. N ПР 07-113/07-04
Текст представления официально опубликован не был