Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2017 г. N ПР 14-105/14-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в федеральном бюджетном учреждении "Информационно-технический центр ФАС России" (далее - ФБУ "ИТЦ ФАС России", Учреждение).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение подпункта "п" пункта 1 и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ФБУ "ИТЦ ФАС России" не представило в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сведения об основных видах деятельности, указанных в Уставе Учреждения, утвержденном приказом ФАС России от 27 ноября 2015 г. N 1183/15 (пункты 15.16, 15.21, 15.24, 15.25, 15.26, 16.1, 16.5, 16.8, 16.9, 16.10, 16.11 Устава).
1.2, В нарушение статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Учреждением не вносились изменения в учетную политику при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В нарушение пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, в утвержденной приказом ФБУ "ИТЦ ФСТ России"1 от 29 декабря 2012 г. N 6 (с дополнениями, внесенными приказом ФБУ "ИТЦ ФСТ России" от 11 июня 2014 г. N 40/2) учетной политике ФБУ "ИТЦ ФСТ России" отсутствует порядок отражения в учете событий после отчетной даты, порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты. Также учетная политика, утвержденная приказом ФБУ "ИТЦ ФСТ России" от 29 декабря 2012 г. N 6, содержит ссылки на нормативные правовые акты, признанные утратившими силу.
1.3. План счетов бухгалтерского учета, применяемый по виду финансового обеспечения для субсидии на выполнение государственного задания ФБУ "ИТЦ ФАС России", являющийся приложением N 4 к приказу ФБУ "ИТЦ ФСТ России" от 29 декабря 2012 г. N 6, не соответствует действующей в 2016 году редакции плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - приказ N 174н), в части наименований отдельных счетов, аналитического кода КОСГУ по счету "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения", наличия счетов, исключенных из плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом N 174н.
Также в рабочем плане счетов Учреждения отсутствуют счета, включенные в план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
1.4. ФБУ "ИТЦ ФАС России" бухгалтерский учет операций по поступлению субсидии на выполнение государственного задания вело по кредиту счета 420581660 "Уменьшение дебиторской задолженности" вместо кредита счета 420531660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг", что является нарушением пункта 72 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н.
1.5. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) ФБУ "ИТЦ ФАС России" не направляло требование об уплате неустойки поставщикам (подрядчикам) в связи с просрочкой исполнения обязательств по заключенным государственным контрактам:
по государственному контракту от 19 января 2016 г. N 0373100131015000071-0466930-02 на выполнение работ по устройству вводного распределительного щита (ВРЩ) здания по адресу; г. Москва, Старосадский пер., д. 8, стр. 1, подрядчиком ООО "МТТ Центр" нарушены сроки выполнения работ, установленные пунктом 3.1. данного контракта (просрочка составила 9 дней). За просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, пунктами 6.4 и 6.5 указанного государственного контракта предусмотрена неустойка в размере 42 558,43 рублей (расчетно), требование об уплате которой ФБУ "ИТЦ ФАС России" не предъявлялось;
по государственному контракту от 4 июля 2016 г. N 0373100131016000022-0466930-01 на поставку материалов для выполнения работ по текущему ремонту зданий ФАС России поставщиком ООО "МТТ Центр" нарушены сроки выполнения работ, установленные пунктом 1.3. указанного контракта (просрочка составила 1 рабочий день). За просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, пунктом 5.4 указанного государственного контракта предусмотрена неустойка в размере 260,76 рублей (расчетно), требование об уплате которой ФБУ "ИТЦ ФАС России" не предъявлялось.
1.6. В нарушение требований подпункта 2 ("е") пункта 5 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. N 182/7н (далее - Особенности размещения информации), по большинству позиций графы 6 плана-графика размещения заказов ФБУ "ИТЦ ФАС России" на 2016 год отсутствовали минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта.
1.7. В нарушение подпункта 1 пункта 15 примечаний к форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на ____ год (Приложение N 2 к совместному приказу Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков", Учреждением не вносились изменения в план-график на 2016 год при изменении более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг. Данные факты установлены в отношении четырех закупок с суммарной начальной (максимальной) ценой контракта 3 724,8 тыс. рублей (реестровые номера закупок 0373100131016000021, 0373100131016000032, 0373100131016000044, 0373100131016000051).
1.8. В нарушение пункта 6 Особенностей размещения информации Учреждением по ряду закупок изменения в план-график вносились без соблюдения установленных сроков (реестровые номера закупок 0373100131016000051, 0373100131016000032, 0373100131016000012), что содержит признаки нарушения пункта 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.9. В нарушение части 19 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ФБУ "ИТЦ ФАС России" не разместило за январь - май 2016 года в единой информационной системе в сфере закупок сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), сведения о договорах по результатам закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых приняты решения Правительства Российской Федерации, а также по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.10. В ходе контрольного мероприятия установлено, что ФБУ "ИТЦ ФАС России" в 2016 году за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществило компенсационные выплаты заместителям директора Учреждения за отказ от использования служебного автомобиля в общей сумме 1 129 389,60 рублей. Указанные выплаты осуществлены по виду расходов 112 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда".
Статьей 188 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием.
Аналогичные нормы предусмотрены Положением об оплате труда работников федерального бюджетного учреждения "Информационно-технический центр ФАС России" (далее - Положение об оплате труда), утвержденного приказом Учреждения от 6 мая 2016 г. N 54/1. Так, согласно пункту 5.6 Положения об оплате труда заместителям директора Учреждения для выполнения трудовых функций предоставляется служебный автотранспорт, по желанию работника может производиться замена использования служебного автотранспорта на личный. При этом производится в соответствии со статьей 188 Трудового кодекса Российской Федерации компенсационная выплата в целях возмещения расходов при использовании личного имущества работников в размере, определяемом по соглашению сторон трудового договора.
Однако, в нарушение указанных норм ФБУ "ИТЦ ФАС России" был издан приказ от 30 октября 2015 г. N 123, которым установлен размер компенсации, выплачиваемый заместителям директора ФБУ "ИТЦ ФАС России" в случае отказа от использования служебного автомобиля без предоставления документов, подтверждающих использование личного автомобиля. Также дополнительными соглашениями от 1 ноября 2015 г. N 2, от 28 марта 2016 г. N 1 в трудовые договора от 6 августа 2015 года N 21, от 28 марта 2016 г. N 23, заключенные с заместителями директора С.В. Красноруцким и В.Б. Колмаковым, соответственно, были внесены дополнения, касающиеся предоставления служебного автотранспорта или замены его использования денежной компенсацией в размере 57 000,0 рублей в месяц.
В результате в отсутствие законных оснований ФБУ "ИТЦ ФАС России" осуществило компенсационные выплаты заместителям директора Учреждения за отказ от использования служебного автомобиля в сумме 1 129 389,60 рублей.
1.11. ФБУ "ИТЦ ФАС России" в 2016 году субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания была направлена на цели, не предусмотренные государственным заданием.
Так, в рамках выполнения государственного задания ФБУ "ИТЦ ФАС России" оплачены услуги по добровольным видам автомобильного страхования (КАСКО) по 2 контрактам:
- контракту от 30 ноября 2015 г. N АА3011-04-1, заключенному между ФБУ "ИТЦ ФАС России" и САО "ВСК", на оказание услуги по страхованию транспортных средств (КАСКО) в количестве 10 автомобилей, принадлежавших ФБУ "ИТЦ ФАС России" на праве оперативного управления, на сумму 752 739, 74 рублей;
- контракту от 6 июня 2016 г. N АЛ0606-04-1, заключенному между ФБУ "ИТЦ ФАС России" и САО "ВСК", на оказание услуги по страхованию транспортных средств (КАСКО) в количестве 14 автомобилей, принадлежащих ФБУ "ИТЦ ФАС России" на праве оперативного управление на сумму 1 027,9 тыс. рублей. В соответствии с платежными поручениями от 8 августа 2016 г. N 265392 и от 24 октября 2016 г. N 17657 по контракту осуществлена оплата 8 полисов страхования (КАСКО) на сумму 870 764, 8 рублей.
Пунктом 2.3.1 Соглашения установлено, что Учреждение обязано осуществлять использование субсидии в целях выполнения работ в соответствии с требования к объему (содержанию), порядку выполнения работ, определенными в государственном задании. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных Соглашением, Учреждение несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условиями Соглашения, а также государственного задания N 161-00002-16-05 от 25 апреля 2016 г. расходы на услуги по добровольному страхованию транспортных средств за счет средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания не предусмотрены.
Кроме того, Регламентом взаимодействия транспортного отдела ФБУ "ИТЦ ФАС России" с должностными лицами ФАС России по обеспечению автотранспортного обслуживания, утвержденного директором ФБУ "ИТЦ ФАС России" Ф.И. Цариковским и согласованного начальником Управления делами ФАС России С.Н. Беловым 2 ноября 2015 года, страхование транспортных средств КАСКО не предусмотрено.
Таким образом, в нарушение пункта 2.3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 25 мая 2016 г. N 161-03-002 ФБУ "ИТЦ ФАС России" осуществлено нецелевое использование субсидии на финансовое обеспечение государственного задания по 2 контрактам на оказание услуг по страхованию транспортных средств (КАСКО):
по контракту от 30 ноября 2015 г. N АА3011-04-1 в размере 752 739,74 рублей;
по контракту от 6 июня 2016 г. N АЛ0606-04-1 в размере 870 764,8 рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФБУ "ИТЦ ФАС России" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сведения об основных видах деятельности, указанных в Уставе Учреждения, утвержденном приказом ФАС России от 27 ноября 2015 г. N 1183/15 (пункты 15.16, 15.21, 15.24, 15.25, 15.26, 16.1, 16.5, 16.8, 16.9, 16.10, 16.11 Устава).
2. Привести порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению субсидии на выполнение государственного задания, а также учетную политику, рабочий план счетов Учреждения, в соответствие с требованиями приказов Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
3. Провести претензионную работу по взысканию с ООО "МТТ центр" неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственным контрактам от 19 января 2016 г, N 0373100131015000071-0466930-02, от 4 июля 2016 г. N 0373100131016000022-0466930-01.
4. Признать утратившим силу приказ ФБУ "ИТЦ ФАС России" от 30 октября 2015 г. N 123 "О порядке выплаты компенсации за отказ от использования служебного автомобиля ФБУ "ИТЦ ФАС России", внести соответствующие изменения в трудовые договора, заключенные с заместителями директора Учреждения.
5. Принять меры к возврату в федеральный бюджет денежных средств, выплаченных заместителям директора Учреждения за отказ от использования служебного автомобиля в отсутствие законных оснований в сумме 1 129 389,60 рублей.
6. Принять меры к возврату в федеральный бюджет субсидии на выполнение государственного задания, использованной не на цели, связанные с выполнением государственного задания, в части оплаты услуг по 2 контрактам на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО):
по контракту от 30 ноября 2015 г. N АА3011-04-1 в размере 752 739,74 рублей;
по контракту от 6 июня 2016 г. N АЛ0606-04-1 в размере 870 764,8 рублей.
7. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2017 г. N 30К (1175).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" директору ФБУ "ИТЦ ФАС России" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
------------------------------
1 В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 1412-р федеральное бюджетное учреждение "Информационно-технический центр ФСТ России" отнесен к ведению ФАС России. Согласно приказу ФАС России от 17 августа 2015 г. N 726/15 "Об изменении наименования федерального бюджетного учреждения "Информационно-технический центр ФСТ России" и утверждении его устава" наименование указанного учреждения изменено на федеральное бюджетное учреждение "Информационно-технический центр ФАС России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2017 г. N ПР 14-105/14-04
Текст представления официально опубликован не был