Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 07-91/07-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" на объектах: Федеральная служба государственной статистики, федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Федеральной службы государственной статистики".
1. По результатам контрольного мероприятия в Федеральной службе государственной статистики выявлены следующие нарушения.
1.1. Бухгалтерская и бюджетная отчетность Росстата за 2016 год недостоверна в связи со следующими нарушениями.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
При выборочной проверке соответствия фактического наличия основных средств и материальных запасов, находящихся на складах центрального аппарата Росстата данным бухгалтерского учета выявлены излишки и недостачи имущества, которые указывают на некачественное проведение инвентаризации и являются причиной недостоверности бухгалтерской и бюджетной отчетности Росстата.
Выборочной проверкой установлена недостача оборудования на сумму 1 206,6 тыс. рублей (остаточная стоимость), относящегося к сфере информационно-коммуникационных технологий, выдача которого со склада с момента окончания инвентаризации документально не подтверждена. Отсутствие (выбытие) данного оборудования на складе Росстатом в нарушение пункта 51 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), в бухгалтерском учете не отражено.
Также на складах центрального аппарата выявлено имущество, закупленное к проведению Всероссийской переписи населения 2010 года и Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года на сумму 1 844,3 тыс. рублей, а также отдельный объект учета, относящийся к полиграфической продукции. Указанные излишки в нарушение пункта 31 Инструкции N 157н, в бухгалтерском учете по их текущей оценочной стоимости Росстатом не отражены.
1.2. В нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ в целом ряде инвентарных карточек и в оборотных ведомостях не указаны полное наименование, марка, модель и иные требуемые данные объектов основных средств, основания принятия их к учету (первичный документ).
1.3. В нарушение подпункта "д" пункта 15 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644, Росстатом не обеспечена актуализация событий в системе учета информационных систем в срок не более 10 рабочих дней в части числящихся в бюджетном учете 32 информационных систем.
В системе учета информационных систем зарегистрированы 12 информационных систем, из которых 9 не соответствуют по количеству и по наименованиям числящимся в бюджетном учете Росстата информационным системам.
1.4. В нарушение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" Росстатом в отношении находящихся в его ведении федеральных государственных унитарных предприятий не утверждались стратегии их развития на срок от 3 до 5 лет.
1.5. В нарушение пункта 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, программы деятельности предприятий на 2016 год утверждены приказом Росстата от 27 апреля 2016 г. N 217, т.е. через 6 месяцев после установленного Правительством Российской Федерации срока - до 1 ноября.
1.6. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) центральный аппарат Росстата осуществил закупку у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на 10,15 % ниже установленного норматива (не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок).
1.7. В нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ условиями государственных контрактов от 30 декабря 2014 г. N 127-ЦА-2015-2017/МегаФон-3, от 15 декабря 2015 г. N 144-ЦА-2015-2016/МегаФон-1, от 7 ноября 2016 г. N 127-ВСХП-2016/МегаФон-1, заключенных между Росстатом и ПАО "МегаФон", обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки не предусмотрены, что повлекло фактическое и документальное неподтверждение фактов оказания услуг на общую сумму 153 564,0 тыс. рублей.
1.8. В нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ и пункта 8 раздела I Инструкции N 157н, в акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 30 декабря 2016 г. N 00000009,12 обязательные для заполнения реквизиты не содержат наименование получателя (ее структурного подразделения), как это предусмотрено в унифицированной форме N 0504101, утвержденной приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н, об имуществе балансовой стоимостью 356 388,0 тыс. рублей.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. В отчетном периоде Росстатом ненадлежащим образом исполнялись полномочия, предусмотренные статьей 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части планирования (прогнозирования) источников финансирования дефицита федерального бюджета по курсовой разнице, возникающей при осуществлении операций со средствами федерального бюджета по покупке и продаже иностранной валюты.
2.2. Приказом Росстата от 7 октября 2016 г. N 586 утверждено Положение об информационно-вычислительной системе Росстата (далее - ИВС Росстата), которым предусмотрена организация работ по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации компонентов ИВС Росстата, при этом полномочия по организации и проведению таких работ за Росстатом нормативными правовыми актами до настоящего времени не закреплены.
2.3. Росстатом ненадлежащим образом исполнялись полномочия учредителя в отношении ФГУП НИПИстатинформ Росстата в части проведения обязательной оценки результативности его деятельности в соответствии с пунктом 1 Положения о комиссиях по оценке результативности деятельности ФГУП НИИстатистики Росстата и ФГУП НИПИстатинформ Росстата, утвержденного приказами Росстата от 5 апреля 2010 г. N 146, от 17 апреля 2015 г. N 193 и пунктом 1 Методики оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Федеральной службе государственной статистики, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденной приказами Росстата от 9 декабря 2010 г. N 432 и от 17 апреля 2015 г. N 195.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научными организациями признаются юридические лица независимо от организационно-правой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
Одной из подведомственных организаций Росстата является Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский проектно-технологический институт статистической информационной системы Федеральной службы государственной статистики" (далее - НИПИстатинформ), название которого указывает на его принадлежность к научным организациям.
При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности НИПИстатинформ является разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги. Проведение научных исследований и разработок в области естественных и технических наук является дополнительным видом деятельности.
Таким образом, исходя из изложенного, НИПИстатинформ не соответствует определению научной организации, установленному статьей 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ.
Кроме того, начиная с 2007 года в НИПИстатинформ Ученый совет не создавался, положения о его деятельности, а также планы научных работ не утверждались, научную деятельность данное предприятие не осуществляло.
2.4. В ходе контрольного мероприятия установлены факты неэффективного использования Росстатом федерального имущества, в том числе расходы на сопровождение которого в 2016 году составили 928,6 тыс. рублей, в период 2006-2015 годов расходы на приобретение составили 3 683,3 тыс. рублей.
Так, по государственному контракту от 22 декабря 2015 г. N 149-ПРР-2016/АСБК-1 на сопровождение программного продукта "1С: Предприятие 8", числящегося в бюджетном учете Росстата за 2016 год оплачено, в том числе сопровождение подсистемы "1С: Склад", которая фактически не использовалась. Складской учет в центральном аппарате Росстата осуществлялся вручную. При этом общая сумма платежей по его сопровождению составила 928,6 тыс. рублей.
Кроме того, на складе центрального аппарата выявлены излишки имущества с символикой ВПН 2010, приобретенного в 2010 году в рамках государственных контрактов от 26 ноября 2010 г. N N 165 - ВПН -2010/Гознак -2 и 167 - ВПН - 2010/СЕНТАРИС-4, от 30 ноября 2010 г. N 164 - ВПН - 2010/СОЛО-СПОРТ-1, от 8 декабря 2011 г. N 191 - ВПН - 2011/Федоров-3 на общую сумму сумме 1 844,3 тыс. рублей, которое в течение нескольких лет не востребовано. В бюджетном учете данные объекты отсутствуют.
Также на складе центрального аппарата хранится пресс для горячего тиснения ТС-800Т (далее - Пресс), приобретенного в 2006 году для оформления печатной продукции по итогам ВСХП 2006, стоимость которого по состоянию на 20 декабря 2006 года составляла 79,8 тыс. рублей. Фактически в промышленной эксплуатации Пресс не использовался, находится в таре для транспортировки, в заводской смазке.
На приобретение неиспользуемого более трех лет оборудования и оргтехники, калькуляторов, хранящихся на складе центрального аппарата, Росстатом в период 2011-2014 годов израсходовано 1 759,2 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Росстату надлежит выполнить следующие требования:
1) провести инвентаризацию на складах центрального аппарата Росстата с последующим отражением в соответствии с пунктами 31 и 51 Инструкции N 157н в регистрах бухгалтерского учета Росстата;
2) в соответствии с уточненными данными бухгалтерского учета и в соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, внести изменения в бюджетную отчетность Росстата и представить в Федеральное казначейство и в Счетную палату Российской Федерации;
3) привести в соответствие регистры бухгалтерского учета в части внесения в них информации о наименовании, марке, модели и иных требуемых данных, необходимых для идентификации объекта учета, а также о месте их нахождения и о материально ответственных лицах;
4) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644, актуализировать события в системе учета информационных систем об информационных системах, числящихся в бюджетном учете, а также обеспечить соответствие наименований информационных систем (подсистем), числящихся в бюджетном учете, зарегистрированных в системе учета информационных систем и в Положении об ИВС Росстата;
5) провести проверку по фактам нарушений законодательства, допущенным в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", и по результатам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших;
6) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2017 г. N 30К (1175).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Росстата или лицу, исполняющему обязанности, необходимо уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 07-91/07-03
Текст представления официально опубликован не был