Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 06-98/06-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Центральном банке Российской Федерации.
1. В ходе контрольного мероприятия установлено нарушение положений статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 4.5 Положения Банка России от 29 августа 2013 г. N 406-П "О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов" (далее - Положение Банка России от 29 августа 2013 г. N 406-П), что привело к недостоверности бюджетной отчетности Банка России за 2016 год.
Так, по результатам проведенной внеплановой инвентаризации задолженности по денежным взысканиям (штрафам) в Сибирском главном управлении Банка России согласно Акту инвентаризации от 16 декабря 2016 г. Комиссией принято решение о списании в срок до 1 декабря 2016 года числящейся в учете бездокументарной задолженности в сумме 45 394,56 тыс. рублей. В Акте инвентаризации указано, что решение о списании задолженности по денежным взысканиям (штрафам) принято инвентаризационной комиссией Сибирского главного управления Банка России на основании п. 4.5 Положения Банка России от 29 августа 2013 г. N 406-П.
Установлено, что документы, являющиеся основанием для списания задолженности по денежным взысканиям (штрафам) согласно п. 4.5 указанного Положения Банка России в приложении к Акту от 16 декабря 2016 г. N ВН-20-2-28/62429 не указаны (отсутствуют).
Таким образом, списание дебиторской задолженности по денежным взысканиям (штрафам) в размере 45 394,56 тыс. рублей произведено без наличия документов, являющихся основанием для списания указанной задолженности, что является нарушением положений статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 4.5 Положения Банка России от 29 августа 2013 г. N 406-П.
По результатам рассмотрения материалов контрольного мероприятия на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 16 мая 2017 года (протокол N 27К (1172) Счетной палатой Российской Федерации направлено письмо в Центральный банк Российской Федерации с предложением представить в Счетную палату Российской Федерации документы, являющиеся основанием для списания указанной задолженности, а в случае их отсутствия - восстановить в учете необоснованно списанную задолженность по платежам в бюджет и внести соответствующие изменения в годовую бюджетную отчетность Банка России за 2016 год.
Письмом Банка России от 22 мая 2017 г. N 017-45/3822 "О внесении изменений в годовую бюджетную отчетность" в Счетную палату Российской Федерации сообщено, что Сибирским главным управлением Банка России восстановлена в учете списанная в декабре 2016 года дебиторская задолженность в размере 45 394,56 тыс. рублей, и Банком России внесены соответствующие изменения в бюджетную отчетность по состоянию на 1 января 2017 года (формы 0503110 "Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года", 0503121 "Отчет о финансовых результатах деятельности", 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", 0503160 "Пояснительная записка" и 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности"), которая по согласованию с Минфином России и Федеральным казначейством 22 мая 2017 года направлена в МОУ Федерального казначейства через Систему удаленного финансового документооборота Федерального казначейства (СУФД), подсистему "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (ГИИС "Электронный бюджет") и в Счетную палату Российской Федерации посредством Автоматизированной информационной системы "Единая проектная среда" (АИС ЕПС).
Согласно письму Федерального казначейства от 18 мая 2017 г. N 45-9-3-11/614 в Банк России "представленные Банком России уточненные формы годовой отчетности за 2016 год будут учтены Федеральным казначейством в установленном порядке при корректировке отчета об исполнении федерального бюджета за 2016 год по результатам рассмотрения сводного заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2016 год".
2. Кроме того, установлены следующие недостатки.
2.1. Нормативный акт Банка России - Указание от 20 декабря 2016 г. N 4242-У "Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (вступил в силу с 19 марта 2017 года), разработан и издан Банком России позднее срока, предусмотренного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (в 2-месячный срок со дня вступления в силу указанного постановления, то есть до 1 августа 2016 года).
2.2. Годовая бюджетная отчетность за 2016 год соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и представлена Центральным банком Российской Федерации в установленный срок.
Вместе с тем проверкой установлено, что имели место отдельные отклонения показателей бюджетной отчетности Банка России за 2016 год:
в пояснительной записке за 2016 год (ф. 0503160) некорректно указано, что дебиторская задолженность по платежам в бюджет на 1 января 2017 года (1 434 100,73 тыс. рублей) уменьшилась по сравнению с 1 января 2016 года на 325 595,05 тыс. рублей. По данным бюджетной отчетности (форма 0503169) дебиторская задолженность на 1 января 2017 года (1 434 100,73 тыс. рублей) уменьшилась по сравнению с 1 января 2016 года (1 756 009,98 тыс. рублей) на 321 909,25 тыс. рублей. Отклонение составило 3 685,8 тыс. рублей или 1,1%;
в разделе 2 "Сведения о просроченной задолженности" ф. 0503169 "Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности" на 1 января 2017 года при отражении дебиторской задолженности по денежным взысканиям (штрафам) по конкретным дебиторам данные по показателю "Дата возникновения" (графа 3) дебиторской задолженности по денежным взысканиям (штрафам) не указаны по всем приведенным позициям в период ее возникновения, как в 2011 - 2015 годы, так и за отчетный 2016 год, что не в полной мере соответствует объему показателей ф. 0503169, установленному в пункте 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н.
2.3. Сумма текущей дебиторской задолженности по администрируемым Банком России доходам бюджета (со сроком образования до 12 месяцев) за 2016 год по сравнению с началом отчетного года (473 214,1 тыс. рублей) увеличилась на 171 233,1 тыс. рублей или на 36,2% и составила на 1 января 2017 года 644 447,2 тыс. рублей.
2.4. В ходе проверки инвентаризации задолженности и переплаты по доходам бюджетов по состоянию на 1 января 2017 года, проведенной подведомственными Банку России администраторами доходов бюджетов, установлено отсутствие единого подхода в оформлении результатов инвентаризации в актах территориальных учреждений Банка России (далее - ТУ Банка России), а также при назначении состава инвентаризационной комиссии ТУ Банка России.
2.5. Выборочной проверкой по 42 подведомственным подразделениям Банка России (51% от общего количества) установлено, что в ноябре-декабре 2016 года председателями инвентаризационных комиссий по 24 ТУ Банка России приказами руководителя были назначены начальники (зам. начальники, экономисты) Отдела платежных систем и расчетов, то есть лица, в должностные обязанности которых входит осуществление учета расчетов по доходам бюджетов и их контроль, и, следовательно, работу которых инвентаризационной комиссии по завершении инвентаризации задолженности и переплаты надлежало оценить.
Привлечение должностных лиц Отдела платежных систем и расчетов в качестве ответственных составителей реестра задолженности и переплаты и председателей инвентаризационной комиссии ТУ Банка России, не исключает риски ненадлежащего осуществления контроля за проведением сверки реестра задолженности и переплаты по денежным взысканиям (штрафам) и государственной пошлине с данными их учета.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Центральному банку Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) подтвердить документально восстановление Сибирским главным управлением Банка России в учете дебиторской задолженности по денежным взысканиям (штрафам) на общую сумму 45 394,56 тыс. рублей в соответствии с нормами Положения Банка России от 5 декабря 2016 г. N 563-П "О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов";
представить в Счетную палату Российской Федерации документы, подтверждающие внесение Федеральным казначейством уточнений в бюджетную отчетность Банка России за 2016 год;
2) провести проверку по фактам выявленных нарушений и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации;
3) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков;
4) в соответствии с нормативными документами Банка России (Указание Банка России от 28 ноября 2016 г. N 4224-У "О внутреннем финансовом аудите в Центральном банке Российской Федерации" и Указание Банка России от 29 сентября 2016 г. N 4141-У "Об осуществлении контроля за своевременной уплатой администрируемых Банком России денежных взысканий (штрафов) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и предоставлением информации в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах"), устанавливающими порядок контроля за своевременной уплатой администрируемых Банком России денежных взысканий (штрафов) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации подведомственными Банку России администраторами доходов бюджетов, уполномоченным подразделениям Банка России (Службе главного аудитора Банка России, Департаменту национальной платежной системы Банка России) усилить контроль за осуществлением подведомственными Банку России администраторами доходов бюджетов полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за соответствием показателей отчетности данным аналитического учета администрируемых доходов бюджетов, обеспечить подтверждение достоверности отчетности и сводной бюджетной отчетности в текущем году.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2017 года N 27К (1172).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю Центрального банка Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 29 июня 2017 года, по пункту 4 требований - представлять информацию и документы в Счетную палату Российской Федерации за 2017 год ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Аудитор |
А.В. Перчян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 06-98/06-02
Текст представления официально опубликован не был