Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2019 г. N 03-04-06/7460
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 4015-1 добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.
В соответствии с действующими правилами добровольного пенсионного страхования страховым случаем признается дожитие застрахованного лица до даты начала выплаты пенсии. Дата начала выплат пенсии не может быть ранее достижения застрахованным лицом пенсионного возраста, предусмотренного действующим на момент заключения договора страхования законодательством Российской Федерации для назначения пенсий по старости.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 213 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются страховые выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 213 Кодекса применяются в случае получения физическим лицом страховой выплаты по договору добровольного пенсионного страхования, заключенному таким физическим лицом в свою пользу со страховой организацией, при наступлении у физического лица пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что согласно части 9 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" основания приобретения права на получение негосударственной пенсии (пенсионные основания), установленные законодательством Российской Федерации и закрепленные в заключенных в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" до 1 января 2019 года договорах негосударственного пенсионного обеспечения, сохраняются до исполнения негосударственными пенсионными фондами обязательств по таким договорам.
По мнению Департамента, аналогичный подход может быть использован в отношении договоров добровольного пенсионного страхования.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2019 г. N 03-04-06/7460
Текст письма официально опубликован не был