Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 12-102/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - Университет, МГУ).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Ведение бюджетного и бухгалтерского учета осуществлялось Университетом с нарушением требований Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкции N 157н, N 174н, N 162н), что повлекло за собой недостоверность бюджетной и бухгалтерской отчетности:
1.1.1. В нарушение пункта 28 Инструкции N 157н произошедшее в 2016 году увеличение на 16 046 737,0 тыс. рублей или на 13,4% кадастровой стоимости земельных участков (непроизведенных активов), закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за Университетом, в бухгалтерском учете не отражено.
1.1.2. В нарушение пункта 116 Инструкции N 174н и пунктов 73, 74 Инструкции N 162н по состоянию на 1 января 2017 года;
показатели по счетам 020433000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" и 021006000 "Расчеты с учредителем" в бюджетном и бухгалтерском учете Университета занижены относительно балансовой стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, в отношении которого Университет не имеет права самостоятельного распоряжения, на 22 689 793,3 тыс. рублей;
с учетом занижения балансовой (кадастровой) стоимости земельных участков на 16 046 737,0 тыс. рублей, показатели по счетам 020433000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" и 021006000 "Расчеты с учредителем" соответственно в бюджетной и бухгалтерской отчетности Университета занижены на 38 736 530,2 тыс. рублей, или на 24,9%.
1.1.3. В бюджетном и бухгалтерском учете Университета отражение операций по предоставлению субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений осуществлялось с нарушением корреспонденции счетов, предусмотренной пунктами 80, 121 Инструкции N 162н и пунктами 93, 150 Инструкции N 174н, в результате чего по состоянию на 1 января 2017 года в Балансе главного распорядителя бюджетных средств (ф. 0503130) по счету 020600000 "Расчеты по выданным авансам" не отражена дебиторская задолженность по неиспользованным остаткам субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений в сумме 1 062 727,5 тыс. рублей, в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) этот же остаток не отражен по счету 020500000 "Расчеты по доходам".
1.1.4. В нарушение пунктов 22, 332, 333 Инструкции N 157н здание и складские помещения Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ (обособленное структурное подразделение, размещенное по адресу: г. Москва, Ленинские Горы, д.1, стр.4), на которое Университетом оформлено право оперативного управления, в учете и отчетности отражалась одновременно на балансовом счете 410110000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения" и на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" в составе имущества казны.
Это привело к искажению показателей Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (приложение к форме 0503730, строка 012) в сумме 11 130,5 тыс. рублей.
1.1.5. В нарушение пункта 38 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н) в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) показатели графы 4 "Утверждено плановых назначений" по разделам отчета "Доходы учреждения" и "Расходы учреждения" не соответствуют утвержденным показателям Плана финансово-хозяйственной деятельности Университета на 2016 год с изменениями от 30 декабря 2016 г.) и суммам, отраженным по соответствующим счетам аналитического учета счета 050410000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года". Расхождения по поступлениям (доходам учреждения) составляют 153 371,0 тыс. рублей (1,5%), по выплатам (расходам учреждения) - 153 544,6 тыс. рублей (1,4%).
1.1.6. В нарушение пункта 381 Инструкции N 157н 75 объектов недвижимого имущества с годовой суммой арендной платы 97 391,7 тыс. рублей (с учетом НДС) на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" в 2016 году не учитывались, в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (приложение к Балансу государственного (муниципального) учреждения ф. 0503730) по состоянию на 1 января 2017 года не отражены.
1.1.7. В нарушение части 1, 6 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также пункта 5 Инструкции N 33н, бухгалтерская отчетность Университета за 2016 год сформирована без учета показателей деятельности филиалов в городах Ташкенте, Баку, Душанбе, Ереване и представительства в Республике Абхазии - пансионат "Солнечный" МГУ. Бухгалтерская (финансовая) отчетность данными обособленными подразделениями Университету не предоставлялась.
1.1.8. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год проведена Университетом с нарушением требований статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н, и не в полном соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания):
инвентаризация вложений в нефинансовые активы, бланков строгой отчетности не проводилась;
данные инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами подтверждены (согласованы) не всеми дебиторами и кредиторами, по которым у Университета числится соответствующая задолженность. Вместе с тем такое подтверждение (согласование) предусмотрено формой по ОКУД 0504089 "Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
инвентаризация финансовых вложений проведена Университетом формально. При сверке показателей Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) по состоянию на 1 января 2017 года с данными аналитического учета по счету 020430000 "Акции и иные формы участия в капитале" и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), установлены:
не принятые к учету финансовые вложения в уставные (складочные) капиталы 7 обществ на общую сумму 2693,4 тыс. рублей (63,8% от суммы финансовых вложений по счету 020430000);
числящиеся в учете финансовые вложения в уставные (складочные) капиталы 3 обществ на общую сумму 342,0 тыс. рублей, из состава которых Университет исключен в 2016 году и ранее (8,1% от суммы финансовых вложений по счету 020430000);
принятые к учету финансовые вложения в сумме 68,8 тыс. рублей, в отношении которых отсутствуют аналитические данные для идентификации видов вложений и обществ, в уставных (складочных) капиталах которых имеется доля МГУ;
расхождение данных бухгалтерского учета данным ЕГРЮЛ в части стоимости доли МГУ в уставном (складочном) капитале ООО "Центр перспективных технологий" на сумму 9,0 тыс. рублей.
1.1.9. В нарушение статей 9, 10 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", абзаца 3 пункта 3 Инструкции 157н Университетом не обеспечивалась своевременная регистрация и накопление в регистрах бухгалтерского учета данных, содержащихся в первичных учетных документах:
необходимая документация для постановки на бухгалтерский учет в качестве объекта основных средств космического аппарата "Михайло Ломоносов", запуск которого осуществлен 28 апреля 2016 года, по состоянию на 7 апреля 2017 года не оформлена; затраты на создание фактически эксплуатируемого объекта в сумме 417 000,0 тыс. рублей продолжали учитываться на счете 106.10 "Вложения в недвижимое имущество учреждения";
по состоянию на 1 января 2017 года на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" не отражен факт поставки компьютерного оборудования и офисной техники для оснащения объекта незавершенного строительства Блок "Б" по контракту от 22 сентября 2016 г. N 0417-2016;
по состоянию на 1 января 2016 года на балансе Университета числился объект основных средств пансионата "Солнечный" МГУ" (Республика Абхазия) под инвентарным номером 02102000010261 "Домики 8 домов х 2063=16504 1 дом х 4126=4126 из 2х домиков" балансовой стоимостью 33 678,2 тыс. рублей. В 2016 году стоимость указанного объекта увеличена на 50 501,5 тыс. рублей на основании актов приемки законченного строительством объекта формы КС-11 N 1/1 от 22 февраля 2011 г. на сумму 22 001,5 тыс. рублей и от 20 августа 2011 г. на сумму 28 500,0 тыс. рублей. Таким образом, отражение фактов хозяйственной жизни осуществлено Университетом на 5 лет позже их наступления, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Кроме того, согласно информации, размещенной на официальном сайте МГУ в сети Интернет, на месте деревянных домов пансионата "Солнечный" МГУ", расположенного на указанном земельном участке в Республике Абхазия, возведены 3 новых 3-х этажных корпуса, здание столовой и административное здание. Указанные объекты в бухгалтерском учете Университета не отражены. Документы, позволяющие установить их стоимость, в Университете отсутствуют. Инвентаризация объектов основных средств пансионата "Солнечный" МГУ в 2016 году не проводилась.
1.1.10. Сопоставимость аналогичных показателей форм бухгалтерской отчетности за 2016 год Университетом не обеспечена;
данные Отчета по форме 0503790 "Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения" не соответствуют данным Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) в части сумм вложений в объекты недвижимого имущества, распределенных по источникам финансового обеспечения. По состоянию на 1 января 2017 года итоговые показатели расходов, отраженные в форме 0503790 (строка 060), за счет субсидии из федерального бюджета занижены на 417 000,0 тыс. рублей, за счет привлеченных средств (собственных доходов) - завышены на ту же сумму;
данные о кредиторской задолженности по форме 0503769 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения" (деятельность по государственному заданию), отраженные по счету 302.11 "Расчеты по заработной плате" не соответствуют данным формы 0503775 "Сведения о принятых и неисполненных обязательствах". Расхождение составляет 49,4 тыс. рублей.
1.2. В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, информация о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ "Развитие науки и технологий" и "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы Университетом ответственным исполнителям не предоставлялась.
1.3. В нарушение пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в помещении Гимназии МГУ по адресу: 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп. 7 осуществлялось оказание медицинских услуг обучающимся в отсутствие у Университета лицензии на осуществление медицинской деятельности по указанному адресу.
Несмотря на это медицинская деятельность в Гимназии МГУ осуществляется, в ходе осмотра медкабинета на момент проверки находились двое детей с температурой в изоляторе.
1.4. В нарушение части 1 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Университет осуществляет прием на обучение по специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в отсутствие бюджетных мест: на 2015/2016 учебный год сверх контрольных цифр приема принято на обучение по программам бакалавриата 8 человек, специалитета 3 человека, магистратуры 25 человек; на 2016/2017 учебный год по программам бакалавриата 3 человека, специалитета 4 человека, магистратуры 11 человек.
1.5. В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) Университетом не осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на один земельный участок и регистрация права оперативного управления на 50 зданий.
1.6. В нарушение пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которому, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания, МГУ заключены договоры аренды в отсутствие положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности.
1.7. В нарушение Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", утвержденных приказом Росстата от 15 августа 2016 г. N 427, Университет не отразил 5 объектов незавершенного строительства в разделе 5 формы С-1, вложения в которые составляют 698 996,8 тыс. рублей.
В нарушение Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения 1-БЗ "Сведения об использовании ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в федеральную адресную инвестиционную программу", утвержденных приказом Росстата от 15 августа 2016 г. N 427, данные федерального статистического наблюдения по форме 1-БЗ не соответствуют сведениям о капитальных вложениях, отраженным в форме 0503790 "Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (годовая)".
1.8. В нарушение пунктов 6, 13, 302.1 Инструкции N 157н в составе Учетной политики Университета отсутствуют рабочий план счетов бухгалтерского учета, порядок отражения в учете событий после отчетной даты, порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, порядок перевода на русский язык первичных учетных документов, составленных на иных языках, порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете).
2. В ходе проверки выявлены следующие недостатки.
2.1. По государственному контракту, заключенному Университетом с ООО "НАЙХЕТ", поставлено исполнителем и принято Университетом по товарной накладной от 21 ноября 2016 г. N 21/11/16-13 оборудование на сумму 27 719,6 тыс. рублей. Монтаж оборудования в соответствии с условиями контракта на момент проверки осуществлен не полностью - не установлены 12 из 704 единиц компьютерной техники по независящим от поставщика причинам (6 помещений Блока "Б" не освобождены подрядчиком). Таким образом, МГУ не обеспечил для ООО "НАЙХЕТ" условия для своевременного выполнения контракта и не произвел его оплату, в связи с чем существует риск предъявления неустойки в адрес МГУ.
2.2. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что права на имущество МГУ, находящееся в селе Амжвахук (Каваклук), Гудаутского района Республики Абхазия, не зарегистрированы (постановлением Народного Собрания Республики Абхазия о даче согласия Кабинету Министров Республики Абхазия на предоставление земельного участка в прибрежной зоне площадью 2,0 га в селе Амжвахук (Каваклук), Гудаутского района в постоянное (бессрочное) пользование МГУ для строительства спортивно-оздоровительного лагеря).
2.3. В период с 1 января по 31 декабря 2016 года действовало 75 договоров аренды нежилых помещений, в которых Университет выступал арендодателем. При этом задолженность арендаторов перед МГУ, подлежащих оплате до конца года, составляет 44 150,8 тыс. рублей (с учетом НДС). Меры по взысканию задолженности МГУ в 2016 году не принимались.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в бюджетную и бухгалтерскую отчетность Университета с представлением измененных форм отчетности в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Принять меры к предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности филиалами Университета в городах Ташкенте, Баку, Душанбе, Ереване и представительством в Республике Абхазии и отражению показателей их деятельности в составе сводной бухгалтерской отчетности Университета в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
3. Привести Учетную политику Университета в соответствии с требованиями законодательства.
4. Принять меры по государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Университета в отношении одного земельного участка, регистрации права оперативного управления на 50 зданий в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 14, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
5. Провести инвентаризацию вложений в нефинансовые активы, финансовых вложений, бланков строгой отчетности, объектов имущества и финансовых обязательств пансионата "Солнечный" МГУ" (Республика Абхазия), а также организовать сверку расчетов с дебиторами и кредиторами Университета в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
6. Принять меры по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в помещении Гимназии МГУ по адресу: 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп. 7 в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
7. Провести проверку по каждому из выявленных фактов нарушений законодательства, допущенным в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
8. Принять меры по недопущению выявленных нарушений и недостатков, а также по устранению их причин и условий.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 мая 2017 г. N 31К (1176).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ректору Университета или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года, а по пункту 4 - до 1 октября 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 12-102/12-04
Текст представления официально опубликован не был