Представление Счетной палаты РФ от 29 мая 2017 г. N ПР 14-63/14-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральном агентстве научных организаций (далее - ФАНО России).
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. Выявленные факты нарушений подведомственными организациями ФАНО России требований бухгалтерского учета привели к недостоверности данных годовой бухгалтерской отчетности ФАНО России за 2016 год:
1.1.1. В нарушение положений Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, ФГБУН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН стоимость незавершенного строительства в объеме 113 967,8 тыс. рублей по объекту "Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (четвертый пусковой комплекс, в том числе проектно-изыскательские работы)", переданного ему ФГБУН Санкт-Петербургский научный центр РАН, отнесена на увеличение стоимости зданий (счет 101 "Основные средства"), тогда как до завершения реконструкции указанный объем должен учитываться в составе незавершенного строительства (счет 106.1 "Вложения в недвижимое имущество учреждения").
1.1.2. В нарушение пункта 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, полученные в 2012 году суммы бюджетных инвестиций учитывались ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" в качестве доходов будущих периодов (на момент ликвидации в размере 601 533,6 тыс. рублей), которые при реорганизации перенесены на счет 401.40 "Доходы будущих периодов" бухгалтерского учета образованного ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН", что не соответствует требованиям Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н.
1.2. В нарушение запрета, установленного абзацем 2 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФАНО России осуществляло распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. ФАНО России как главным распорядителем бюджетных средств перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не утвержден.
1.3. В нарушение частей 6, 8 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) ФАНО России не направлено ООО "Авто РГ" требование об уплате неустойки (штрафа) за ненадлежащее исполнение обязательств в 2016 году, предусмотренных государственным контрактом от 29 декабря 2015 г. N 0195100000615000092-0547786-02, в размере 573,7 тыс. рублей (расчетно).
1.4. В нарушение части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ расчет неустойки (пени) по государственным контрактам от 30 августа 2016 г. N 0195100000616000042-0547786-01 с ООО "ЮНИМ", от 29 сентября 2016 г. N 16-044 с ЗАО "ЛАНИТ", от 6 октября 2016 г. N 0195100000616000053-0547786-01 с ООО "Консультационно-исследовательский центр "Бюджет-Эксперт" произведен не в соответствии с формулой, установленной пунктом 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, что привело к недополучению дохода в федеральный бюджет в размере 5 220,5 тыс. рублей.
1.5. В нарушение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", подпункта "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" не утверждены стратегии развития 17 подведомственных ФГУП ФАНО России.
1.6. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, ФАНО России в рамках госпрограммы "Развитие здравоохранения" отражало субсидию федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг "Подготовка научных кадров в докторантуре" и "Реализация основных профессиональных программ высшего образования" по подразделу 0110 "Фундаментальные исследования" бюджетной классификации расходов федерального бюджета, тогда как данные расходы следовало осуществить по подразделу 0706 "Высшее образование".
1.7. В нарушение пункта 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н, и пункта 4 Положения об организации работы по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи Федерального агентства научных организаций, утвержденного приказом ФАНО России от 22 декабря 2015 г. N 653, показатели бюджетной росписи до получателей средств федерального бюджета (Дальневосточного территориального управления ФАНО России, Сибирского территориального управления ФАНО России и Уральского территориального управления ФАНО России) ФАНО России до начала финансового года не доведены.
1.8. В нарушение статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ обоснования начальных (максимальных) цен контрактов с использованием метода сопоставимых рыночных цен (реестровые номера закупок: 0195100000615000103, 0195100000615000102, 0195100000616000020, 0195100000616000014, 0195100000616000011, 0195100000616000065, 0195100000616000039, 0195100000616000055, 0195100000616000056, 0195100000616000048, 0195100000616000049, 0195100000616000044) определена с использованием информации о ценах товаров, работ, услуг, не являющихся сопоставимыми с условиями планируемых закупок, а также с включением налога на добавленную стоимость на объекты закупок, не подлежащие налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.9. По закупкам ФАНО России на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем (реестровые номера закупок: 0195100000616000048, 0195100000616000049, 0195100000616000044) одним из этапов являлась разработка и согласование с заказчиком технического задания с последующим выполнением работ по нему в рамках последующих этапов исполнения государственных контрактов, в связи с чем объем закупаемых работ и услуг, а также конкретные требования к ним формировались на этапе исполнения государственных контрактов, что не соответствует требованиям, установленным статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
1.10. В нарушение части 1 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ произведена закупка (реестровые номера 0195100000616000011, 0195100000616000065) и оплата экспертных заключений в случаях, не предусмотренных статьей 58 и частью 3, 4 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, общей стоимостью 3 554,4 тыс. рублей.
1.11. В нарушение статей 66, 67 Федерального закона N 44-ФЗ Единой комиссией по осуществлению закупок Федерального агентства научных организаций, утвержденной приказом ФАНО России от 9 января 2014 г. N 2, в рамках проведения электронных аукционов с реестровыми номерами 0195100000616000072, 0195100000616000024 допущены участники закупок, в первых частях заявок которых отсутствовали конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и наименование страны происхождения товара соответственно.
1.12. В нарушение пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ ФАНО России заключено 11 государственных контрактов на общую сумму 3 227,9 тыс. рублей, предусматривающие условия о распространении действия данных контрактов на отношения сторон, возникшие до их подписания.
1.13. При проведении закупок, одним из объектов которых являлась передача неисключительных прав (лицензий) на программные продукты (реестровые номера закупок: 0195100000616000039, 0195100000616000041, 0195100000616000056), при описании в документации о закупке объекта закупки отсутствовало указание на срок предоставления неисключительных прав (лицензий), что не соответствует требованиям, установленным статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
1.14. ФАНО России на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в трех случаях в один день заключались государственные контракты до 100 тыс. рублей, фактически образующие единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами в целях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а не путем проведения конкурентной процедуры.
1.15. В нарушение пункта 8 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056), ФАНО России не соблюдались сроки подготовки и утверждения плана информатизации Федерального агентства научных организаций на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, установленные в графике подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 3 июля 2015 г. N 238:
итоговый план информатизации направлен в Минкомсвязь России с нарушением установленного срока на 51 день;
план информатизации ФАНО России на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов утвержден с нарушением установленного срока на 48 дней.
1.16. В нарушение пункта 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", подпункта "д" пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537, а также пункта 5 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), ФАНО России не сформированы и не утверждены государственные задания на 2016 год для 4 подведомственных ему бюджетных учреждений: ФГБУ "Троицкинвестстрой" РАН, ФГБУ "Опытная станция "Льговская" Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства", ФГБУ здравоохранения Пансионат "Наука" РАН, ФГБУ Управление материально-технического снабжения СО РАН".
1.17. В нарушение пункта 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - Правила), подпункта "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия":
программа деятельности ФГУП "Ононское" на 2016 год, программа деятельности ФГУП "Южное" на 2017 год утверждены позже установленного срока - 1 ноября предыдущего года;
не утверждены программы деятельности на 2016 год 14 ФГУП, программы деятельности на 2017 год - 8 ФГУП.
1.18. В нарушение пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещающего распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, без согласия его собственника, ФАНО России осуществило распоряжение федеральным имуществом без согласования с Росимуществом, предоставив в безвозмездное пользование Отделению медицинских наук ФГБУ "Российская академия наук" нежилое помещение площадью 1 039,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 14.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. ФАНО России не представлены документы, подтверждающие фактические условия предоставления в безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФАНО России, и договоры страхования указанного имущества, что не соответствует условиям согласования Росимуществом договоров безвозмездного пользования (ссуды), заключенных ФАНО России как ссудодателем с Российским научным фондом от 15 сентября 2015 г. N 007Н 15.1-09/1 (помещения общей площадью 1 043 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 14, стр. 3, стр. 5), с Комбинатом питания РАН от 15 сентября 2015 г. N 007-15.1-09/2 (помещения общей площадью 5 53,2 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 14, стр. 3), указанных в письмах Росимущества от 21 августа 2015 г. N ИБ-08/34464, от 21 августа 2015 г. N ИБ-08/34463.
2.2. ФАНО России не обеспечено страхование предоставленных ему в пользование помещений по договорам безвозмездного пользования (ссуды), заключенных ФАНО России как ссудополучателем с ФГУП "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук" от 4 октября 2016 г. N 1/962.2-13/011-285 (помещения общей площадью 244,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 46), ФГБУН Математический институт им. В.А. Стеклова РАН от 18 октября 2016 г. N ДИ-03/16 (помещения общей площадью 541,4 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Губкина, д. 8), в соответствии с требованиями пунктов 3 указанных договоров.
2.3. ФАНО России и подведомственными ему организациями в 2016 году не обеспечен должный контроль за реализацией мероприятий федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год (ФАИП). Ассигнования на эти цели до подведомственных организаций доведены в объеме 3 455 687,9 тыс. рублей, на 76 653,3 тыс. рублей (2,2%) меньше объема, утвержденного ФАИП. Не в полном объеме ассигнования доведены до Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии и Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН.
Расходы на бюджетные инвестиции в 2016 году по ФАНО России исполнены в объеме 3 025 713,9 тыс, рублей (85,7%). Не полностью освоены выделенные ассигнования по 11 объектам в объеме 506 627,3 тыс. рублей (14,3%). Средства, выделенные в рамках программной части ФАИП, не освоены по 2 объектам в объеме 99 917,6 тыс. рублей (22,8%). В рамках непрограммной части средства не освоены по 9 объектам в объеме 406 709,7 тыс. рублей (11,5%).
Полностью, в объеме 144 000,2 тыс. рублей, не освоены средства, выделенные на проектные и изыскательские работы по восстановлению после пожара здания Института научной информации по общественным наукам, с установленным сроком их завершения 2016 год.
2.4. На конец 2016 года по ФАНО России учтено 109 объектов с объемом незавершенного строительства 11 589 551,1 тыс. рублей, утвержденные сроки ввода которых в эксплуатацию истекли. В 2016 году не обеспечен своевременный, в соответствии с ФАИП, ввод в эксплуатацию трех объектов (фондовая оранжерея Главного ботанического сада РАН в г. Москве, общежитие для молодых ученых и специалистов РАН в г. Санкт-Петербурге, комплекс ВЭПП-5 в г. Новосибирске) с предусмотренным ФАИП сроком их ввода в эксплуатацию в 2014 - 2015 годах. Разрешения на их ввод в эксплуатацию до конца 2016 года не получены. В 2016 году не обеспечен ввод в эксплуатацию зданий Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии, радиоинтерферометрического комплекса "Квазар-КВО" Института прикладной астрономии), сроки их ввода в эксплуатацию с 2016 года перенесены на 2017 год.
2.5. В 2016 году ФАНО России не обеспечены выполнения целевых показателей (индикаторов) государственных программ Российской Федерации:
2.5.1. целевого показателя (индикатора) "Удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science)", утвержденный для ФАНО России по основному мероприятию "Выполнение фундаментальных научных исследований государственными академиями наук" госпрограммы "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 в размере 1,53%, фактически составил лишь 0,8 процента;
2.5.2. при целевом показателе (индикаторе) "Число исследователей, прошедших стажировку за рубежом из числа работающих в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Минздраву России, ФМБА России и ФАНО России, финансирование которых осуществляется по государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", без совместителей и лиц, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера)", предусмотренном для ФАНО России госпрограммой "Развитие здравоохранения" по подпрограмме 3 "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" в количестве 100 человек, стажировку за рубежом в 2016 году прошли лишь 23 работника учреждений ФАНО России.
2.6. ФАНО России не обеспечено своевременное и полное использование ассигнований, выделенных на реализацию федеральных целевых программ. Капитальные вложения на строительство и техническое перевооружение НИОКР-центра Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе, предусмотренные ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" в объеме 3 220 525,0 тыс. рублей (со сроком ввода объекта в эксплуатацию в 2017 году), исполнены в 2016 году в объеме 308 819,5 тыс. рублей (77,6%). Расходы бюджета, утвержденные ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" на техническое перевооружение радиоинтерферометрического комплекса ФГБУН "Институт прикладной астрономии РАН", исполнены в объеме лишь 29 462,9 тыс. рублей (73,7% к показателям сводной бюджетной росписи). Расходы бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих в рамках ФЦП "Жилище" на 2015 - 2020 годы исполнены в объеме 38 793,4 тыс. рублей (91,1% к утвержденным ассигнованиям),
2.7. ФАНО России допущен значительный рост дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета в расчетах по выданным авансам, которая увеличилась за 2016 год с 2 774 485,3 тыс. рублей до 4 722 334,5 тыс. рублей, или на 1 947 849,2 тыс. рублей (на 70,2%).
2.8. Субсидии на иные цели, предоставленные ФАНО России подведомственным учреждениям, не исполнены в размере 4 072 793,1 тыс. рублей, или на 52,2% по причине позднего доведения ФАНО России средств получателям субсидий. В объеме 1 506 101,5 тыс. рублей (68,1%) исполнены расходы на проведение капитального ремонта зданий и сооружений. В полном объеме (337 421,1 тыс. рублей) выделенные на эти цели субсидии освоены лишь 103 учреждениями, а 37 учреждениями субсидии на эти цели в объеме 367 140,3 тыс. рублей полностью не освоены.
2.9. В течение 2016 года сведения о значениях базовых нормативах затрат на оказание государственных услуг на 2016 год (и плановый период 2017 и 2018 годов), размещаемые ФАНО России на своем официальном сайте "Интернет", не актуализировались.
2.10. В ФАНО России не должным образом реализуются полномочия администратора доходов федерального бюджета, предусмотренные статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по виду доходов о перечислении чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий, а также контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, в соответствии с пунктом 10 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228;
6 подведомственных ФГУП (ФГУП "Холмогорское", ФГУП "Котласское", ФГУП "Архангельское", ФГУП имени Г. Цадаса Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП "Советская Россия", ФГУП "Горно-Алтайское") не произвели перечислений части чистой прибыли в федеральный бюджет на общую сумму 4 179 118,04 рублей;
16 подведомственных ФАНО России ФГУП перечислено 38 509 122,86 рублей из средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет в качестве части чистой прибыли, с нарушением сроков, установленных пунктом 8 Правил (после 15 июня 2016 года);
дебиторская задолженность по перечислению части чистой прибыли в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 2017 года составила 46 046 422,10 рублей, с учетом произведенных в 2017 году начислений (в том числе 54 548 639,07 рублей по предписанию Счетной палаты Российской Федерации от 17 января 2017 г. N ПП 01-7/14-02) задолженность по состоянию на 14 марта 2017 года составила 108 466 935,99 рублей.
2.11. ФАНО России должным образом не реализованы предусмотренные подпунктом 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", пунктами 5.3.1, 5.3.5, 5.5 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 959, полномочия по контролю за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего подведомственным ФГУП имущества, защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за ФАНО России и подведомственными ему организациями:
не обеспечен контроль представления информации о фактических условиях совершения согласованных ФАНО России подведомственными организациями крупных сделок, сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований; сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладами (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также акциями, принадлежащими предприятиям, подведомственным ФАНО России; решений об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества, в соответствии с пунктом 18 Порядка, утвержденного приказом ФАНО России от 7 марта 2014 г. N 4н;
ФАНО России не приняты меры по защите имущественных интересов Российской Федерации по вопросу распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за подведомственным ФАНО России ФГУП "Калининское" по договору купли-продажи сельскохозяйственной техники от 24 августа 2016 г. N 26 на сумму 16 079 107, 21 рублей.
2.12. В нарушение подпунктов "б" и "в" пункта 29, а также пункта 30 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, ФАНО России не было обеспечено проведение внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России, и аудиторских проверок в целях подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств в 2016 году ФАНО России. Не проводились аудиторские проверки территориальных органов Агентства и подведомственных ему получателей бюджетных средств.
2.13. Положение о внутреннем финансовом аудите ФАНО России, утвержденное приказом ФАНО России от 7 мая 2015 г. N 12н, не в полной мере соответствует Правилам осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в части определения объектов аудита и срока направления мотивированного запроса субъекту аудита.
2.14. Не по всем аудиторским проверкам согласованные руководителем ФАНО России аудиторские предложения по итогам внутреннего финансового аудита реализованы, что связано с ненадлежащим и несвоевременным выполнением плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков объектами аудита.
2.15. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Агентства и его территориальных органах, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом ФАНО России от 17 августа 2015 г. N 27н, не включает ряд должностей государственной гражданской службы, замещение которых связано с осуществлением коррупционно-опасных функций ФАНО России согласно перечню, одобренному на заседании Комиссии Федерального агентства научных организаций по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства научных организаций, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федерального агентства научных организаций и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством научных организаций, и урегулированию конфликта интересов (протокол от 15 декабря 2015 г. N 2).
2.16. По результатам выборочного анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в 2016 году гражданскими служащими ФАНО России и гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в ФАНО России, выявлено наличие оснований для проведения проверок достоверности представленных сведений, предусмотренных пунктом 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, которые в ФАНО России в 2016 году не проводились.
2.17. ФАНО России как главным распорядителем бюджетных средств ненадлежащим образом осуществлялись полномочия, установленные подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по обеспечению соблюдения получателями субсидий условий и порядка, установленных при их предоставлении, о чем свидетельствует следующее:
в нарушение пункта 18 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в отсутствие решения ФАНО России 5 учреждениями осуществлено расходование остатков средств целевой субсидии в 2016 году, а именно: ФГБНУ "Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (по коду 007004) - 689,7 тыс. рублей; ФГБНУ "Челябинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (по коду 007004) - 546,5 тыс. рублей; ФГБНУ "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (по коду 007025) - 325,2 тыс. рублей; ФГБУН Федеральный исследовательский центр "Единая геофизическая служба Российской академии наук" (по коду 007025) - 407,0 тыс. рублей; ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства" (по коду 007025) - 159,4 тыс. рублей;
возврат в федеральный бюджет остатков субсидий, предоставленных в 2016 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ) в размере 10 629,6 тыс. рублей, в нарушение пункта 40 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551) не осуществлен 11 учреждениями (ФГБУН Ботанический сад-институт Уфимского научного центра РАН, ФГБУН Институт биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина РАН, ФГБУН Институт лингвистических исследований РАН, ФГБУН Институт социально-политических исследований РАН, ФГБУН Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, ФГБУН Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, ФГБУ Комбинат питания РАН, ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства", ФГБУН "Институт морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского РАН", ФГБУН Институт востоковедения РАН);
7 учреждениями (ФГБУН Дагестанский научный центр РАН, ФГБУН Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, ФГБУН Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, ФГБУН Институт геофизики им. Ю.П. Булашевича Уральского отделения РАН, ФГБУН Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, ФГБУН Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН, ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН) в нарушение пункта 40 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551 перечислены средства в сумме 938,5 тыс. рублей с нарушением срока, то есть позже 1 апреля 2017 года.
2.18. В отсутствие должного контроля со стороны ФАНО России, установленного частью 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), и пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 (далее - Положение N 537), 145 учреждениями в нарушение пункта 10 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, находящихся в ведении ФАНО России, утвержденного приказом ФАНО России от 23 декабря 2013 г. N 6н (далее - Порядок N 6н), планы финансово-хозяйственной деятельности утверждены позже одного месяца с даты публикации Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ). Кроме того, в нарушение пункта 2 Порядка N 6н рядом учреждений планы утверждались не только на 2016 год, но и на плановый период 2017 - 2018 годов, не предусмотренный Федеральным законом N 359-ФЗ.
2.19. В отсутствие должного контроля со стороны ФАНО России, установленного частью 5.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, и пункта 3 Положения N 537, подведомственные ФАНО России учреждения в нарушение Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н (далее - Порядок N 86н), не в полном объеме размещали требуемую информацию на сайте www.bus.gov.ru либо размещали ее с нарушением срока, установленного пунктом 15 Порядка N 86н (5 рабочих дней). Руководителями последних представлены в ФАНО России отчеты о полном выполнении показателя эффективности по размещению информации на www.bus.gov.ru, что дало им право на получение в полном объеме выплат стимулирующего характера, предусмотренных руководителям учреждений приказом ФАНО России от 16 июня 2015 г. N 19н.
2.20. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки, относящиеся к деятельности правопредшественников ФГБНУ "Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН"1:
2.20.1. В нарушение пункта 10 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, находящихся в ведении ФАНО России, утвержденного приказом ФАНО России от 23 декабря 2013 г. N 6н "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций" (далее - Порядок N 6н), план финансово-хозяйственной деятельности ФГБНУ "ИПВЭ им. М.П. Чумакова" на 2016 год утвержден только 4 марта 2016 года, то есть позже одного месяца с даты публикации Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
2.20.2. В нарушение пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, приказа ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" от 29 января 2016 г. N 08-к о проведении инвентаризации имущества по состоянию на 1 февраля 2016 года перед проведением реорганизации ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" не проведена инвентаризация расчетов с дебиторами/кредиторами, нематериальных активов, финансовых вложений, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности.
2.20.3. В нарушение пункта 4 Положения об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности", инвентаризация результатов научно-технической деятельности ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" при реорганизации не проводилась.
2.20.4. В нарушение требований пункта 4 ПБУ 6/01 (в части действий ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова") и пункта 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (в части действий ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН"), приобретенное оборудование (2 трансформатора стоимостью 609,0 тыс. рублей каждый) не оприходовано как объекты основных средств. Также в нарушение положений пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации поставка оборудования (трансформаторов), отличающегося по своим характеристикам (мощности) от ранее установленного оборудования, не привела к изменению первоначальной стоимости объектов основных средств (трансформаторных подстанций). В связи с тем, что расходы по приобретению оборудования неосновательно отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг), отмечается риск занижения суммы фактически уплаченного налога на прибыль.
2.20.5. В нарушение статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" показатели дебиторской и кредиторской задолженности последней бухгалтерской отчетности реорганизуемого ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова", составленной в отсутствие инвентаризации соответствующих расчетов, искажены на сумму 13 040,59 тыс. рублей (или 1,9% показателя статьи баланса), что установлено при переносе остатков на баланс ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН".
2.20.6. В нарушение пункта 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, полученные суммы бюджетных инвестиций учитывались ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" в качестве доходов будущих периодов (на момент реорганизации в размере 601 533,6 тыс. рублей), которые при реорганизации перенесены на счет 401.40 "Доходы будущих периодов" бухгалтерского учета образованного ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН", что не соответствует требованиям Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
2.20.7. В нарушение части 12 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" не размещены в единой информационной системе в сфере закупок протоколы, составленные в ходе закупки (реестровые номера закупок 31603683129, 31603688282, 31603683375).
2.20.8. В нарушение требований пункта 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставный фонд ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" не был увеличен на сумму осуществленных в 2012 году бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объект недвижимости, закрепленный за предприятием на праве хозяйственного ведения, что повлекло за собой искажение данных бухгалтерской отчетности.
2.20.9. В нарушение части 1 статьи 20, пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", приказа ФАНО России от 7 марта 2014 г. N 4н ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" заключены крупные сделки общей стоимостью 63 410 тыс. рублей до получения согласования ФАНО России (договоры от 31 декабря 2015 г. N 32-4-0913/16 на поставку и транспортировку газа, от 1 февраля 2016 г. N 052-ОС на оказание услуг по организации и проведению доклинических исследований), а также крупные сделки на условиях, отличных от согласованных ФАНО России (договоры от 16 мая 2016 г. N 31603533323-ОК на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования, от 21 марта 2016 г. N 31603330066-ОК на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнению работ по ремонту оборудования).
2.20.10. В нарушение статьи 22 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" совершены сделки с заинтересованностью общей стоимостью 720 тыс. рублей (договоры от 2 февраля 2015 г. N 301-ОС, от 31 декабря 2015 г. N 780-ОС), стороной которой является руководитель предприятия А.А. Ишмухаметов, в отсутствие согласования ФАНО России.
2.20.11. В нарушение пункта 35 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. N 136н, документация о расторжении государственного контракта от 29 декабря 2015 г. N 0348100049115000115-0247607-01, заключенного ФГБНУ "ИПВЭ им. М.П. Чумакова" с ООО "Сибирские информационные технологии", не размещена в единой информационной системе.
2.20.12. ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" не соблюдался принцип экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, установленный частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, в частности:
цены по отдельным товарам, работам (услугам), закупаемых ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" (реестровые номера закупок: 31603619530, 31603335209, 31603657778, 31603553902, 31603657549, 31603665698, 31603682883, 31603387263, 31603355256, 31603382397, 31603330066, 31603453041, 31603680964, 31502590929, 31603605869, 31603199337, 31603548979), значительно выше ценовых предложений рынка (анализ произведен на основании средних потребительских цен на товары и услуги, содержащихся, в прайс-листах компаний, а также информации, содержащейся в открытом доступе сети Интернет и единой информационной системе в сфере закупок);
начальные (максимальные) цены договоров (цены договоров) вышеизложенных закупок формировались с использованием коммерческих предложений постоянных поставщиков ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова".
2.20.13. В Положение о закупках ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" закреплены случаи осуществления закупок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащие неопределенные основания закупок, фактически предоставляющие предприятию право удовлетворить любую потребность у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что не соответствует принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному частью 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, а также пункту 2 раздела VII Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденного ФАС России.
2.20.14. В нарушение пунктов 8 и 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, 4 объекта основных средств, выявленных при инвентаризации ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова", приняты к учету по рыночной стоимости с учетом НДС, что привело к завышению первоначальной стоимости основных средств на 46,22 тыс. рублей.
2.20.15. Государственный контракт от 25 января 2016 г. N 0348100049115000113-0247607-01 на сумму 535,4 тыс. рублей, заключенный между ФГБНУ "ИПВЭ им. М.П. Чумакова" и ООО "Сибирские информационные технологии" на часть комплекса работ по капитальному ремонту и консервации последствий аварийной ситуации в помещении N 025 подвала лабораторного корпуса (в том числе на разработку проекта усиления конструктивных элементов подвального помещения N 025 и комплекта сметной документации), имеет признаки оплаты невыполненных работ, в том числе отсутствуют предусмотренные контрактом акты приемки работ и справки форм КС-2 и КС-3, отсутствует результат работы - сметная документация.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Федеральному агентству научных организаций надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в бухгалтерскую отчетность и представить соответствующие изменения в Минфин России, Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Утвердить перечень подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
3. Провести претензионную работу по взысканию с ООО "Авто РГ" неустойки (штрафа) в размере 573,7 тыс. рублей (расчетно), с ООО "ЮНИМ", ЗАО "ЛАНИТ", ООО "Консультационно-исследовательский центр "Бюджет-Эксперт" недоначисленных сумм неустойки (пени) в размерах 547,3 тыс. рублей, 1 191,3 тыс. рублей, 3 481,9 тыс. рублей (расчетно) соответственно.
4. Обеспечить утверждение стратегий развития подведомственных ФГУП.
5. Провести проверки по фактам нарушений законодательства, допущенным в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и по результатам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших.
6. Принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2017 г. N 27К (1172).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства научных организаций или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
------------------------------
1 На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 59-р ФГБНУ "Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН" создано 4 июля 2016 г. путем реорганизации в форме преобразования ФГУП "Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова". 1 ноября 2016 г. к созданному учреждению присоединено ФГБНУ "Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.