Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Авоська" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. ООО "Авоська" оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования":
пункта 2 статьи 8 "Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений", устанавливающего порядок и формы представления указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации;
пункта 2.2 статьи 11, предусматривающего срок представления в уполномоченный орган соответствующих сведений о страховых взносах и страховом стаже каждого застрахованного лица;
статьи 17, регулирующей, в частности, вопросы ответственности страхователей.
Как следует из приложенных к жалобе материалов, за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, решением территориального управления Пенсионного фонда Российской Федерации на основании части третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ООО "Авоська" было привлечено к ответственности в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
Общество обратилось к председателю Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о предоставлении правовых актов, регламентирующих сдачу отчетности об индивидуальном (персонифицированном) учете. Не согласившись с ответом данного государственного учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к органам Пенсионного фонда Российской Федерации с требованием признать незаконным их бездействие, выразившееся, в частности, в непредоставлении для ознакомления указанных документов. Помимо этого заявитель просил суд обязать ответчика усовершенствовать систему администрирования сдачи отчетности об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований обществу было отказано. Как указал арбитражный суд, органы Пенсионного фонда Российской Федерации предприняли все необходимые меры по доведению до сведения страхователей нормативных правовых актов, регулирующих представление отчетности, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на "Официальном интернет-портале правовой информации" и официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в сети Интернет. Кроме того, арбитражный суд отметил, что требования общества фактически сводятся к несогласию с привлечением его к ответственности, однако применение к нему финансовой санкции заявителем оспорено не было.
По мнению ООО "Авоська", оспариваемые законоположения носят неопределенный характер и тем самым создают условия для произвольного привлечения страхователей к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а потому противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 18, 19 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Принятый в целях обеспечения организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, а также сведений о детях (преамбула).
Названный Федеральный закон определяет в качестве страхователей лиц, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, а также заключающих договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (абзац четвертый статьи 1). При этом для всех страхователей установлена обязанность представлять предусмотренные пунктами 2-2.2 статьи 11 данного Федерального закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 той же статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1 статьи 11). Помимо конкретного перечня сведений, подлежащих представлению страхователем в уполномоченный орган (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика), названным Федеральным законом закреплен порядок исполнения указанной обязанности: ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (пункт 2.2 статьи 11).
Для обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице сведений в форме электронного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и статьей 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" утвержден формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 1077п, зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года N 44964).
Данным Федеральным законом предусмотрена возможность привлечения страхователя к публичной ответственности за непредставление им в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений - в виде финансовой санкции в размере пятисот рублей (часть третья статьи 17), что, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (Определение от 17 июля 2018 года N 1712-О).
Таким образом, указанное регулирование в системной взаимосвязи, будучи направленным на обеспечение организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице, вопреки доводам заявителя, не носит неопределенного характера, а следовательно, оспариваемые им нормы Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Авоська", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. N 252-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Авоська" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8, пункта 2.2 статьи 11 и статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)