Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 53-АПГ8-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сетевая территориальная компания" о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26 декабря 2016 г. N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 445-п "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" по апелляционным жалобам Министерства тарифной политики Красноярского края, публичного акционерного общества "Межрегиональная энергетическая сетевая компания Сибири" в лице филиала "Красноярскэнерго", апелляционному представлению прокуратуры Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 26 июня 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения председателя Министерства тарифной политики Красноярского края Сутыриной Л.А., представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Красноярскэнерго" Ступина С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Сетевая территориальная компания" (далее - ООО "СТК") обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 17 приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26 декабря 2016 г. N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 445-п "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями".
Решением Красноярского краевого суда от 26 июня 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство тарифной политики Красноярского края (ранее Региональная энергетическая комиссия Красноярского края), публичное акционерное общество "Межрегиональная энергетическая сетевая компания Сибири" в лице филиала "Красноярскэнерго" (далее - филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"), прокуратура Красноярского края обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами и апелляционным представлением, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно жалобы ООО "СТК" представило возражение.
В судебное заседание представители ООО "СТК", Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры Красноярского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и апелляционном представлении, возражении на них, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края на дату принятия оспариваемого приказа являлась уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 8 декабря 2008 г. N 216-п.
Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) 19 декабря 2013 г. принят приказ N 445-п "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - приказ от 19 декабря 2013 г. N 445-п).
Приказом РЭК Красноярского края от 26 декабря 2016 г. N 676-п приказ от 19 декабря 2013 г. N 445-п дополнен приложением, которым установлены новые индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год с календарной разбивкой по полугодиям.
В пункте 17 данного приложения указаны тарифы для осуществления взаиморасчетов между филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и ООО "СТК", а именно двухставочный и одноставочный тарифы: на период с 1 января по 30 июня 2017 г. в размере 1 292 521, 36 руб./МВт. мес., 351,53 руб./МВт. ч., 2,02569 руб./кВт. ч.; на период с 01 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 2 809 810,16 руб./МВт мес., 592,35 руб./МВт.ч., 4,38119 руб./кВт.ч.
В обоснование заявленных требований общество указало, что названный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. По мнению общества, величина полезного отпуска тепловой энергии отпускаемой потребителям, принятая при расчете тарифов, превышает суммарный плановый сальдированный переток электроэнергии, поступающий в сети ООО "СТК" из сетей филиала "Красноярскэнерго" и других вышестоящих территориальных сетевых организаций.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 названного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) осуществляется с применением, в том числе метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Установление цен (тарифов) с применением указанного метода осуществляется органом регулирования в соответствии с утвержденными приказами Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 98-э, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания N 98-э) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Абзацем 8 данного пункта установлено, что расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуги по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Согласно пункту 52 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы устанавливаются в двух вариантах: двухставочный и одноставочный; расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей, базой для расчета которой является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, базой для расчета которой является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями. При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Согласно материалам дела, ООО "СТК", являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей, 29 апреля 2016 г. представило в РЭК Красноярского края заявление об установлении (корректировке) индивидуальных тарифов на 2017 год с обосновывающими материалами, предусмотренными пунктом 17 Правил регулирования цен (тарифов), в том числе баланс электрической мощности (таблица N П1.4), содержащий величину отпуска электроэнергии в сеть регулируемой организации (20 774,53 тыс. кВт.ч.), а также расчет отпуска электрической энергии с разбивкой по уровням напряжения.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что при расчете тарифов на период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2017 г. (приказ от 19 декабря 2013 г. N 445-п) органом регулирования плановый сальдированный переток электроэнергии из сетей филиала "Красноярскэнерго" в сети ООО "СТК" принят в размере 24 796,488 тыс. кВт.ч., а полезный отпуск электрической энергии потребителям из сетей ООО "СТК" учтен в объеме 7 635,458 тыс. кВт. ч.
При корректировке тарифа на 2017 г. величина планового сальдированного перетока электроэнергии из сетей филиала "Красноярскэнерго" в сети ООО "СТК" принят РЭК Красноярского края в объеме 15 531,873 тыс. кВт.ч, а полезный отпуск электрической энергии потребителям из сетей ООО "СТК" учтен в объеме 36 456,532 тыс. кВт.ч.
При этом органом регулирования какие-либо дополнительные материалы, уточняющие или обосновывающие заявленные ООО "СТК" величины отпуска (планового сальдированного перетока) электроэнергии из сетей филиала "Красноярскэнерго" и полезного отпуска электрической энергии из сетей ООО "СТК" потребителям не запрашивались.
Принятие органом регулирования взаимосвязанных между собой, но не согласованных величин планового сальдированного перетока электроэнергии из сетей филиала "Красноярскэнерго" в сети ООО "СТК" и полезного отпуска электрической энергии из сетей последней потребителям повлекло установление экономически необоснованных индивидуальных тарифов.
Кроме того, при установлении индивидуальных тарифов на 2017 год, органом регулирования нарушен порядок принятия нормативного правого акта.
Так в заключении о корректировке тарифов в нарушение пункта 23 Правил регулирования цен (тарифов) органом регулирования не дана оценка достоверности данных, приведенных регулируемой организацией в заявлении об установлении тарифов, также отсутствуют мотивы, по которым предложенные обществом значения не приняты к расчету.
Также в нарушение пункта 24 названных Правил в заключении о корректировке тарифов не приведены результаты проверки хозяйственной деятельности ООО "СТК" и данные за предшествующие периоды регулирования, в том числе фактические данные совокупного отпуска электрической энергии в сеть регулируемой организации, а также сведения о расходе электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям, с помощью которых возможен расчет полезного отпуска электрической энергии из сетей ООО "СТК.
В нарушение пункта 25 указанных Правил ООО "СТК" не было ознакомлено с проектом заключения органа регулирования.
Кроме того, признавая недействующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд первой инстанции, руководствуясь нормам Правил регулирования цен (тарифов), регулирующих вопросы процедуры их установления, а также статьей 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 г. N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края", согласно которой нормативные правовые акты края вступают в силу через 10 дней после их первого официального опубликования на краевом портале правовой информации, или в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", если в самом законе или ином нормативном правовом акте края не указан иной срок вступления в силу, установив, что приказ от 26 декабря 2016 г. N 676-п размещен на интернет-портале правовой информации Красноярского края 20 января 2017 г., а официально опубликован в газете "Наш Красноярский край" только 1 февраля 2017 г., при том, что согласно пункту 2 названного приказа, он вступает в силу со дня подписания и обратной силы не имеет, сделал обоснованный вывод, что поскольку оспариваемый приказ не может считаться вступившим в законную силу ранее 21 января 2017 г., то срок действия оспариваемых административным истцом тарифов составляет менее одного года, что противоречит пункту 7 Правил регулирования цен (тарифов).
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 26 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства тарифной политики Красноярского края и публичного акционерного общества "Межрегиональная энергетическая сетевая компания Сибири" в лице филиала "Красноярскэнерго", а также апелляционное представление прокуратуры Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 53-АПГ8-19
Текст определения официально опубликован не был