Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2019 г. N 21-КГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики на определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Доловой Анжелы Заурбиевны к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании решения об отказе во включении в список государственных служащих, имеющих внеочередное право на получение субсидии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Хакулова К.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Долова А.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минстрой Кабардино-Балкарской Республики) об оспаривании решения от 10 марта 2017 года об отказе во включении ее в список государственных гражданских служащих, имеющих внеочередное право на получение субсидий для приобретения жилья за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, а также о возложении обязанности включить ее в указанный список. В обоснование своих требований заявитель сослалась на то, что в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 августа 2008 года N 187-ПП "О порядке предоставления государственным гражданским служащим Кабардино-Балкарской Республики единовременной субсидии на приобретение жилой площади за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики" (далее - постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 августа 2008 года N 187-ПП) она с учетом стажа государственной службы и семейного положения имеет право на получение такой субсидии; с 2014 года неоднократно обращалась к административному ответчику с заявлениями о предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения, однако ее обращения оставались без удовлетворения; на очередное обращение письмом Минстроя Кабардино-Балкарской Республики от 10 марта 2017 года вновь отказано во включении заявителя в список государственных гражданских служащих Кабардино-Балкарской Республики, имеющих право на получение субсидий.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 августа 2017 года административное исковое заявление удовлетворено: отказ Минстроя Кабардино-Балкарской Республики от 10 марта 2017 года во включении Доловой А.З. в список государственных гражданских служащих Кабардино-Балкарской Республики, имеющих право на получение субсидий, признан незаконным; на Минстрой Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность включить Долову А.З. в список государственных гражданских служащих, имеющих внеочередное право на получение субсидий на приобретение жилой площади за счет средств республиканского бюджета в соответствии с пунктом 26 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 августа 2008 года N 187-ПП.
Определением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2017 года Правительству Кабардино-Балкарской Республики, не привлеченному к участию в деле, восстановлен процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы на решение названного суда от 16 августа 2017 года.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики определением от 16 февраля 2018 года апелляционную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 августа 2017 года оставила без рассмотрения.
Определением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 мая 2018 года Правительству Кабардино-Балкарской Республики отказано в передаче кассационной жалобы на определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2018 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Правительство Кабардино-Балкарской Республики просит об отмене определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2018 года.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 17 декабря 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом апелляционной инстанции допущены такого рода нарушения.
Согласно пункту 5 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить ее без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 данного кодекса, в том числе если апелляционная жалоба подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции.
Оставляя апелляционную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики без рассмотрения, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики исходила из того, что данная жалоба подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приведенный вывод суда апелляционной инстанции считает основанным на неправильном применении норм процессуального права.
В силу статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом (часть 2).
Отношения, связанные с государственной гражданской службой Кабардино-Балкарской Республики, регулирует Закон Кабардино-Балкарской Республики от 28 октября 2005 года N 81-РЗ "О государственной гражданской службе Кабардино-Балкарской Республики".
Пункт 3 части 2 статьи 3-1 названного закона установление порядка и условий предоставления гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы относит к полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики в области гражданской службы.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики, реализуя указанное полномочие, приняло постановление от 6 августа 2008 года N 187-ПП, которым утвердило Порядок предоставления государственным гражданским служащим Кабардино-Балкарской Республики единовременной субсидии на приобретение жилой площади за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - Порядок).
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что для рассмотрения вопросов предоставления субсидий образуется Комиссия по вопросам предоставления государственным гражданским служащим Кабардино-Балкарской Республики единовременных субсидий на приобретение жилой площади (далее - Комиссия). Положение о Комиссии и ее персональный состав утверждаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики (пункт 18).
В соответствии с пунктом 19 Порядка Комиссия решает следующие вопросы: включение (исключение) гражданского служащего в общий список гражданских служащих, имеющих право на получение субсидий; включение (исключение) гражданского служащего в список гражданских служащих, имеющих право на получение субсидий в очередном (текущем) финансовом году; внеочередное предоставление субсидии в случаях, установленных Порядком.
Из приведенных положений следует, что полномочия по включению гражданского служащего в список гражданских служащих, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилой площади, предоставлены исключительно Комиссии, состав которой утверждается Правительством Кабардино-Балкарской Республики и которая на момент возникновения спорных правоотношений не была сформирована.
В соответствии с пунктом 27 Порядка список государственных гражданских служащих Кабардино-Балкарской Республики, имеющих право на получение субсидий в очередном (текущем) финансовом году, утверждается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Изложенное свидетельствует о том, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики принимает участие в формировании соответствующих списков через Комиссию, утверждая ее состав, либо непосредственно путем утверждения указанных списков.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вывод суда апелляционной инстанции о том, что решением Нальчикского городского суда от 16 августа 2017 года не разрешен вопрос о правах и обязанностях Правительства Кабардино-Балкарской Республики, принимающего участие в формировании списков и не привлеченного к участию в деле, правильным признать не может.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что обжалуемый судебный акт нарушает фундаментальное право на доступ к правосудию, Судебная коллегия находит обоснованным. Иной подход лишал бы Правительство Кабардино-Балкарской Республики права на обжалование указанного решения суда.
С учетом того, что судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении норм процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2018 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2018 года отменить и направить дело в тот же суд на апелляционное рассмотрение.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2019 г. N 21-КГ18-12
Текст определения официально опубликован не был