Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. N 301-КГ18-18524
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу от 12.09.2018 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - РО ФСС по Республике Коми, учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.02.2018 по делу N А29-324/2018, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.08.2018 по тому же делу
по заявлению учреждения к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Шиловскому Алексею Владимировичу (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании недействительным постановления от 29.12.2017 о возбуждении исполнительного производства N 18176/17/11022- ИП,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Жешартский фанерный комбинат" (далее - общество), установила:
решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.07.2017 по делу N А29-3498/2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.2018, с РО ФСС по Республике Коми в пользу общества взысканы излишне уплаченные капитализированные страховые взносы в сумме 26 451 476 рублей 67 копеек.
На основании исполнительного листа ФС N 013889356 от 14.12.2017, выданного обществу, постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.12.2017 в отношении учреждения возбуждено исполнительное производство N 18176/17/11022-ИП.
РО ФСС по Республике Коми, считая, что постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено в нарушение установленного порядка обращения взыскания на средства бюджета, каковыми являются средства бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащие выплате по делу N А29-3498/2017, обратилось в арбитражный суд в требованием по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.02.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.08.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, РО ФСС по Республике Коми ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 дело N А29-324/2018 Арбитражного суда Республики Коми истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таких оснований при изучении обжалуемых судебных актов и материалов дела применительно к доводам кассационной жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. Глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок обращения взыскания на средства бюджетов публично-правовых образований по обязательствам вследствие причинения вреда и по денежным обязательствам казенных учреждений и приравненных к ним субъектов. Специальных положений, касающихся государственных внебюджетных фондов, данная глава не содержит.
Судами приняты во внимание положения Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", а также разъяснения, изложенные в письме Федерального казначейства от 30.12.2013 N 42-7.4-05/9.3-895. Согласно данному письму, до принятия дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам), Фонду социального страхования Российской Федерации (его территориальным и центральным отраслевым отделениям), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, территориальным государственным внебюджетным фондам осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". об исполнительном производстве.
В деле имеются письма учреждения от декабря 2017 года, адресованные Федеральному фонду социального страхования, в которых учреждение просило разъяснить, по какому коду расходов следует произвести обществу возврат излишне уплаченных капитализированных платежей, а также просило вернуть обществу излишне уплаченные капитализированные платежи. Ответ на письма отсутствует.
При таких обстоятельствах общество обоснованно обратилось в службу судебных приставов. Основания для признания недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства отсутствовали.
В кассационной жалобе РО ФСС по Республике Коми заявляет об ошибочности выводов судов, повторяя свою позицию по делу.
Позиция фонда обстоятельно изучалась судами, получила надлежащую оценку и мотивирована отклонена. Суды указали, что отсутствие порядка исполнения исполнительных документов, предписывающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов, не означает, что они не должны исполняться до принятия дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права, сформулированы с учетом обстоятельств дела. Доводы кассационной жалобы сведений о наличии оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не содержат.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. N 301-КГ18-18524 по делу N А29-324/2018
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3126/18
18.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1962/18
16.04.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-324/18
07.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-324/18
29.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-324/18