Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2019 г. N 03-07-14/2787
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Минфина России, сообщает.
О повышении ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС)
В целях выполнения задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации), рассматривались различные предложения в части донастройки налоговой системы, которые способствовали бы реализации национальных целей развития. В частности, обсуждалось введение налога с продаж, переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц и повышение ставки этого налога. Были предложения отмены всех налоговых льгот, включая льготы по НДС на продукты питания, лекарственные препараты, детские товары.
Однако, принятие положительного решения по данным вариантам привело бы к снижению доходов наименее обеспеченных слоев населения и росту социально-экономической напряженности в обществе.
Повышение ставки НДС с 18 до 20 процентов, предусмотренное Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в размере более 600 млрд рублей в год, начиная с 2019 года. Данные средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового маневра будут основным источником для финансирования национальных целей развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации.
В целях снижения нагрузки на наименее обеспеченные слои населения все льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранены - это пониженные 10-процентная ставка в отношении продовольственных, детских, медицинских товаров и нулевая ставка на внутренние воздушные перевозки в Республику Крым, город Севастополь, Калининградскую область и Дальневосточный федеральный округ.
О повышении акцизов на подакцизные товары
При установлении ставок акцизов на подакцизные товары учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, дорожных фондов, а также воздействие на уровень потребления алкогольной и табачной продукции.
Так, налоговая политика в части ставок акцизов на табачную продукцию определяется с учетом положений Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон).
Статьей 13 указанного Закона установлено, что в целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.
Ставки акциза на табачную продукцию ежегодно индексируются и при этом учитывается, что возможность их увеличения в Российской Федерации ограничена угрозой создания экономически выгодных условий для роста нелегального оборота указанной продукции, в том числе связанных с различиями в уровне ставок акцизов, действующих в государствах - членах Евразийского экономического союза.
Об увеличении в 2019 году фискальной нагрузки на индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Так, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин - пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.
В целях поддержания приемлемой фискальной нагрузки в части уплаты страховых взносов плательщиками, не производящими выплат физическим лицам (не работодателями), был принят Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, упомянутым Федеральным законом изменен подход к расчету страховых взносов в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей, который исключил из формулы расчета величину минимального размера оплаты труда (учитывая принятое решение о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения), и установлена абсолютная величина страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате данной категорией плательщиков и обеспечивающая минимальный размер пенсионных накоплений, необходимый для формирования объема пенсионных прав для данных лиц.
Таким образом, уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями в размере меньшем, чем установленный совокупный размер страховых взносов приведет к недопоступлению страховых взносов, в частности, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и, соответственно, к возможным рискам, связанным с ограничением формирования объема пенсионных прав для данной категории застрахованных лиц.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2019 г. N 03-07-14/2787
Текст письма официально опубликован не был