Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 69-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Самаровского лесничества, утвержденного приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 марта 2018 года N 13-нп, по апелляционной жалобе Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 марта 2018 года N 13-нп утвержден лесохозяйственный регламент Самаровского лесничества (далее также - Регламент, Регламент Самаровского лесничества).
Текст документа опубликован 7 марта 2018 года на Информационно-аналитическом интернет-портале ugra-news.ru ("Новости Югры") и 15 марта 2018 года в издании "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", N 3 (часть I, том 2), ст. 216.
Согласно пункту 1.7 Регламента на территории Самаровского лесничества располагаются шесть особо охраняемых природных территорий, в том числе государственные природные заказники федерального значения "Васпухольский" и "Елизаровский", а также памятник природы местного значения "Шапшинские кедровники".
В структуре Регламента имеется таблица N 4 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов", в которой приведено распределение лесов в границах Самаровского лесничества по целевому назначению и категориям на защитные и эксплуатационные леса.
При этом к эксплуатационным лесам отнесены, в том числе и лесные участки указанных выше особо охраняемых природных территорий. Так, в границах государственного природного заказника федерального значения "Васпухольский" к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки кварталов 634-639, 669-682, 685-697, 710-718, 720-722, 727-732, 735-749, части кварталов 719, 733, 734, 750, 751 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества, кварталы 153, 154, 156, части квартала 155 Троицкого урочища 1984 г. л/у Троицкого участкового лесничества, кварталы 293-301, 320-328 Самаровского урочища Троицкого участкового лесничества Самаровского лесничества; в границах природного заказника федерального значения "Елизаровский" к эксплуатационным лесам отнесен лесной участок части квартала 34 урочища Пойменного Троицкого участкового лесничества; в границах памятника природы местного значения "Шапшинские кедровники" к эксплуатационным лесам отнесен лесной участок части квартала 9 Самаровского урочища Ханты-Мансийского участкового лесничества.
Прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия Регламента Самаровского лесничества в части включения в эксплуатационные леса в таблице N 4 пункта 1.5 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов" лесных участков, включенных в состав вышеназванных особо охраняемых природных территорий.
В обоснование заявленных требований прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сослался на то, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав природных заказников федерального значения "Васхупольский" и "Елизаровский", памятника природы местного значения "Шапшинские кедровники", к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения законодательства, как указал прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, напрямую затрагивают интересы Российской Федерации как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2018 года административные исковые требования прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворены. Лесохозяйственный регламент Самаровского лесничества, утвержденный приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 марта 2018 года N 13-нп, в оспариваемой части признан не действующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
На апелляционную жалобу Департамента прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа, представители привлеченных к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц - Федерального агентства лесного хозяйства, БУ ХМАО - Югры "Природный парк "Самаровский чугас", ФГБУ "Государственный природный заповедник "Малая Сосьва", о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд, сославшись на положения статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, правильно указал, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, и в этой связи пришел к обоснованному выводу о превышении административным ответчиком, утвердившим оспариваемый в части Регламент, предоставленных ему полномочий.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 декабря 2016 года N 157, Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Депнедра и природных ресурсов Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Самаровского лесничества располагаются особо охраняемые природные территории: государственный природный заказник федерального значения "Елизаровский", учрежденный приказом Главного Управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 19 марта 1982 года N 78;
государственный природный заказник федерального значения "Васпухольский", учрежденный распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 2285-р;
памятник природы местного значения "Шапшинские кедровники", созданный решением Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 октября 1990 года N 181.
Таким образом, Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющийся исполнительным органом государственной власти автономного округа, утверждая в оспариваемой части Регламент Самаровского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Кроме того, разрешая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения Регламента Самаровского лесничества в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственных природных заказников федерального значения ("Елизаровский" "Васпухольский") и памятника природы местного значения ("Шапшинские кедровники"), к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 102 и 103 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, памятники природы.
В соответствии со статьями 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.
Как следует из пунктов 1.4, 2.1, 2.2 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Елизаровский", пунктов 1.4, 2.1, 2.2 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Васпухольский", утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 ноября 2003 года N 1500, заказники образованы без ограничения срока действия, основными задачами заказников являются, в том числе, сохранение, восстановление, воспроизводство ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении охотничьих животных, а также редких и исчезающих видов животных, сохранение среды их обитания, путей миграции, мест гнездования, зимовки, а также поддержание экологического баланса; на территории заказников запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе запрещена распашка земель, рубка леса, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, плодов, орехов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром.
Согласно пункту 3.3.3 Положения о природном парке "Самаровский чугас", утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 марта 2013 года N 65-п, на территории названного парка расположена лесопарковая зона, на территории которой находится особо ценный природный объект Шапшинский припоселковый кедровник - памятник природы местного значения "Шапшинские кедровники". На территории лесопарковой зоны запрещено проведение сплошных рубок, ведение сельского хозяйства, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (за исключением заготовки и сбора для собственных нужд).
Как установлено судом, перечень особо охраняемых природных территорий в границах Самаровского лесничества с указанием номеров кварталов или их части представлен в таблице N 6 Регламента.
Между тем на территории лесничества не выделена категория защитных лесов "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях", лесные участки, расположенные на таких территориях, отнесены к эксплуатационным лесам, что противоречит, как правильно указал суд, положениям статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
В Регламенте в отношении лесов, расположенных в границах Самаровского лесничества, установлены, в числе прочих такие виды разрешенного использования лесов, как: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; переработка древесины и иных лесных ресурсов.
Таким образом, в результате отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав природных заказников и памятника природы, к эксплуатационным лесам, в границах названных особо охраняемых природных территорий разрешены виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит целям создания заказника и памятника природы и нарушает права лиц, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Доводам административного ответчика о том, что оспариваемый Регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2010 года N 164 "Об отнесении лесов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ", которым установлена принадлежность лесных участков лесов Самаровского лесничества к категории эксплуатационных лесов, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у Судебной коллегии не имеется, поскольку судом установлено противоречие оспариваемых норм Регламента федеральным законам.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим с указанного в решении суда времени.
Суд принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании, его выводы подробно мотивированы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 69-АПГ18-10
Текст определения официально опубликован не был