ФАС России было рассмотрено заявление АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее - Заявитель) об отмене приказа Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 26.12.2014 N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Омской области" и по результатам рассмотрения было установлено следующее.
По мнению Заявителя, Приказ РЭК Омской области от 26.12.2014 N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Омской области" (далее - Приказ РЭК Омской области от 26.12.2014 N 663/78) был принят органом регулирования с превышением полномочий и противоречит действующему законодательству по следующим основаниям:
- В составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" были учтены объемы оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки ТЭЦ-4 АО "ТГК-11" (в отношении АО "Газпромнефть-ОНПЗ") в отсутствие правовых оснований для владения ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" присоединенными к указанной ТЭЦ объектами электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС;
- В составе НВВ ПАО МРСК Сибири" - "Омскэнерго" не подлежат учету затраты на аренду пристанционного оборудования ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 АО "ТГК-11" на основании заключенных с АО "ТГК-11" договоров аренды пристанционного оборудования (от 13.12.2013 N 04.103.955.13, от 11.12.2015 N 05.5500.6675.15) в силу действующего запрета на передачу объектов пристанционного оборудования в составе объектов по производству электрической энергии, в контексте запрета на совмещение деятельности по производству электрической энергии с деятельностью по ее передаче по электрическим сетям в ценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности.
1. Учет затрат на аренду пристанционного оборудования ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 АО "ТГК-11" в составе НВВ ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 N 989 были внесены изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
В соответствии с пунктом 81(6) Основ ценообразования N 1178, при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии не учитываются расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления, а также объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
По информации, предоставленной РЭК Омской области, в период с 2015 по ноябрь 2016 года в составе НВВ ПАО "МРСК Сибири" были учтены затраты на аренду пристанционного оборудования ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 АО "ТГК-11" в соответствии с заключенными договорами аренды, после - РЭК Омской области пересмотрела единые котловые тарифы на передачу электрической энергии в связи с исключением из состава НВВ ПАО "МРСК Сибири" расходов на аренду и содержание ОРУ, ЗРУ ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 АО "ТГК-11".
Приказом РЭК Омской области от 28.10.2016 N 224/54 "О внесении изменений в некоторые приказы Региональной энергетической комиссии Омской области" были пересмотрены единые котловые и индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии в связи с исключением из НВВ ПАО "МРСК Сибири" расходов на аренду и содержание ОРУ, ЗРУ ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 АО "ТГК-11". Данный факт подтверждается протоколом правления РЭК Омской области от 28.10.2016 N 54.
ФАС полагает, что доводы Заявителя о незаконном включении в состав НВВ ПАО "МРСК Сибири" расходов на аренду и содержание пристанционного оборудования необоснованны, ввиду исключения РЭК Омской области расходов на содержание данных объектов.
2. Учет в составе НВВ ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" объемов оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки ТЭЦ-4 АО "ТГК-11".
В соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204 (далее - Правила устройства электроустановок) определяются первая, вторая и третья категории надежности электроснабжения.
Согласно пунктам 1.2.18 и 1.2.19 Правил устройств электроустановок, электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых, взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания, может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.
Таким образом, производственные объекты АО "Газпромнефть" относятся к объектам первой категории надежности.
Вышеуказанное подтверждается пунктом 1.5 Договора от 16.01.2012 N 7/10-ЕЭК/N ЭУ-0016 между ОАО "ФСК" и ОАО "Газпромнефть-ОНПЗ" в редакции Дополнительного соглашения от 17 декабря 2012 года N 5 к указанному Договору (далее - Договор N 7/10-ЕЭК/N ЭУ-0016), в соответствии с которым стороны согласовали первую категорию надежности энергопринимающих устройств Потребителя (ОАО "Газпромнефть-ОНПЗ").
Объекты АО "Газпромнефть - Омский НПЗ", в части надежности электроснабжения, обеспечены за счет:
- непосредственного присоединения к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС";
- опосредованного присоединения к электрическим сетям через энергетические установки ТЭЦ-4 АО "ТГК-11" - к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС":
- ВЛ 220 кВ Д-7, Д-8, Д-17, Д-18 "ТЭЦ-4 - Лузино" (заход на Ароматику);
- ВЛ 220 кВ ТЭЦ-4 - Ульяновская - Московка (ВЛ 220 кВ Омская ТЭУ-4 - Нефтезаводская),
что находит отражение в подписанном между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "Газпромнефть - ОНПЗ" Актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности N 3 от 01 марта 2012 года (Приложение N 1 к Договору N 7/10-ЕЭК/N ЭУ-0016 от 16.01.2012);
- опосредованного присоединения к электрическим сетям через энергетические установки ТЭЦ-3 АО "ТГК-11".
При этом документами, имеющимися в материалах дела, не подтверждается информация Заявителя о том, что максимальная мощность, необходимая АО "Газпромнефть - ОНПЗ", целиком покрывается мощностью только электростанции (ТЭЦ-4) и мощностью от сетей ПАО "ФСК ЕЭС" (непосредственное присоединение АО "Газпромнефть - ОНПЗ" к сетям ПАО "ФСК ЕЭС" по линиям ВЛ-220 кВ).
Генераторы, установленные на станции (ТЭЦ-4), имеют разные величины номинальной мощности и при определенных ремонтных режимах (вывод в ремонт одновременно двух генераторов с максимальной номинальной мощностью) мощность станции (ТЭЦ-4) снижается более чем на 50% - это приводит к тому, что суммарная мощность оставшихся в работе генераторов станции (ТЭЦ-4) и мощность от сетей ПАО "ФСК ЕЭС" (непосредственное присоединение АО "Газпромнефть - ОНПЗ" к сетям ПАО "ФСК ЕЭС" по линиям ВЛ-220 кВ) не обеспечивают максимальную мощность, необходимую АО "Газпромнефть - ОНПЗ".
Порядок оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием электрических сетей сетевых компаний, опосредованно присоединенных к энергопринимающим устройствам потребителей через энергетические установки производителей электрической энергии, позволяет задействовать резервный источник снабжения электрической энергии в случаях возникновения отключений или введения ограничения потребления электрической энергии таким производителем.
Данное правило соответствует такому закрепленному в статье 6 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) принципу организации экономических отношений, как обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
ФАС России установлено, что АО "Газпромнефть - Омский НПЗ" присоединен к распределительным устройствам объекта по производству электрической энергии, который, в свою очередь, одновременно присоединен к электрическим сетям организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ПАО "ФСК ЕЭС") и не относящимся к ЕНЭС сетям территориальной сетевой организации (опосредованное присоединение через объект по производству электрической энергии).
Объект по производству электрической энергии присоединен к сетям ЕНЭС на более высоком уровне напряжения по отношению к не относящимся к ЕНЭС электрическим сетям территориальной сетевой организации.
Во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 13, пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктами 59, 60 Правил ОДУ N 854, пунктом 5 Правил N 861, в случае, если потребитель электрической энергии присоединен к распределительным устройствам объекта по производству электрической энергии, который, в свою очередь, одновременно присоединен к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" и не относящимся к ЕНЭС сетям территориальной сетевой организации (опосредованное присоединение через объект по производству электрической энергии), организацией, обязанной оказывать потребителю услуги по передаче электрической энергии, является ПАО "ФСК ЕЭС", поскольку электрические сети указанной сетевой организации в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.
При этом ФАС России установлен факт наличия присоединения распределительного устройства ТЭЦ-4 (АО "ТГК-11") к сетям ПАО "МРСК Сибири - "Омскэнерго" по ВЛ-110 кВ, услуга по передаче электрической энергии по договору оказания услуг от 01.03.2011 N 18.5500.109.11 оказывается Заявителю ПАО "МРСК Сибири - "Омскэнерго" по настоящее время, что подтверждается актами об оказанных услугах.
Тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказанные ПАО "МРСК Сибири - "Омскэнерго" по договору оказания услуг от 01.03.2011 N 18.5500.109.11, применен в соответствии с наиболее высоким уровнем напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии АО "ТГК-11" присоединены к электрическим сетям сетевой организации ПАО "МРСК Сибири - "Омскэнерго" на уровне 110 кВ (ВН) при фактическом присоединении на уровне 35 кВ (СН-1) и 6 кВ (СН-2).
Оплата оказанных услуг осуществляется по двухставочному тарифу только по ставке на содержание электрических сетей, по ставке на оплату потерь оплата не производится, что соответствует действующему законодательству.
При этом, ФАС России отмечает, что при наличии правовых оснований АО "Газпромнефть - Омский НПЗ" вправе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки ТЭЦ-4 (АО "ТГК-11") с ПАО "ФСК ЕЭС", предварительно расторгнув договор с ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" в установленном гражданским законодательством порядке или в случае признания такого договора полностью или в части недействительным в установленном законом порядке.
Учитывая вышеизложенное, установление единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области с учетом объемов оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки ТЭЦ-4 АО "ТГК-11" (в отношении АО "Газпромнефть-ОНПЗ") при наличии действующего договора на услуги по передаче электрической энергии от 01.03.2011 N 18.5500.109.11 является обоснованным.
Руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. В удовлетворении требований АО "Газпромнефть-ОНПЗ", указанных в заявлении (исх. N 18/6854 от 16.03.2018, вх. N 40231/18 от 20.03.2018) об отмене приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 26.12.2014 N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Омской области", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.В. Доценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2019 г. N 39/19 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 26.12.2014 N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Омской области"
Текст приказа официально опубликован не был