Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Капитал строй" (далее - Заявитель) на действия Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания Люсиновская ул. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0195400000419000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в связи с чем участнику закупки не представляется возможным определить объем товара, подлежащего поставке при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта;
2. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 01.02.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.02.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в связи с чем участнику закупки не представляется возможным определить объем товара, подлежащего поставке при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 19 информационной карты документации об Аукционе "Первая часть Заявки на участие в электронном Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) к техническому заданию документации об Аукционе в форме таблицы установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта.
При этом, согласно доводу Заявителя, в Приложении N 1 не указана информация о необходимом количестве товаров, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с извещением о проведении Аукциона товары, содержащиеся в Приложении N 1, не являются самостоятельным объектом закупки, и используются в целях исполнения государственного контракта по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в техническом задании документации об Аукционе представлена информация о характеристиках здания, услуги по обслуживанию которого необходимо оказать в рамках исполнения государственного контракта, о наименовании инженерных систем и оборудования, об ориентировочных объемах трудовых ресурсов, также установлена спецификация на оборудование, подлежащего эксплуатационно-техническому обслуживанию с указанием количественных характеристик, в связи с чем, содержащиеся в техническом задании документации об Аукционе сведения позволяют участникам закупки определить объем средств и ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что на основании сведений, установленных в техническом задании документации об Аукционе, не представляется возможным определить объем средств и ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Инструкция содержит, в том числе, следующие положения: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", "либо" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и" перед которыми (то есть после наименования показателя) стоит символ "двоеточие", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, заданных через данный символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой" и перед которым (то есть после наименования показателя) стоит символ "двоеточие", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление указанных положений в документации об Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих, что указанные положения Инструкции вводят участников закупки в заблуждение и препятствуют надлежащему заполнению заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, Инструкция не содержит правил указания в составе заявки характеристик товаров, сопровождающихся знаком ".".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару: "Лента поливинилхлоридная": "Ширина: [] или [
], [
], [
] или [
]".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в данном случае участнику закупки необходимо руководствоваться следующим положением Инструкции: "Все остальные слова, символы, союзы и обозначения, не оговоренные настоящей инструкцией и присутствующие в описании показателей (параметрах) товара, не подлежат уточнению и указываются в заданном (исходном) виде".
При этом, согласно пояснениям представителей Заказчика, участнику закупки в отношении товара "Лента поливинилхлоридная" в составе заявки по показателю "Ширина" необходимо указать конкретные значения показателя как до знака ".", так и после него.
Таким образом, по указанной позиции участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить предложение в отношении нескольких товаров разной ширины.
При этом, из положений Инструкции, документации об Аукционе не следует, что по показателю "Ширина" товара "Лента поливинилхлоридная" необходимо представить несколько значений показателя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, в Приложении N 1 по ряду позиций представлены товары с идентичными наименованиями, но с разными характеристиками, например, три товара с наименованием "Болт" с разными значениями показателей "тип резьбы", "длина" и других показателей.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что требование о предоставлении в составе заявки по позиции "Лента поливинилхлоридная" одновременно нескольких значений показателя "Ширина" вводит участников закупки в заблуждение, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным определить потребность Заказчика и надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти выводу о том, что Инструкция содержит правила, позволяющие определить порядок указания указанных характеристик в составе заявки по указанной позиции.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе в части порядка указания сведений о характеристиках показателей товаров, сопровождающихся символом ".", нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции от 27.12.2018, действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки, в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, пунктом 4.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "В случае если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой настоящего Контракта".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта установлено не в соответствии с действующей на момент размещения закупки редакцией Закона о контрактной системе, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Капитал строй" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу первой части заявки на участие в Аукционе в части порядка указания сведений о характеристиках показателей товаров, сопровождающихся символом ".".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.02.2019 N 19/44/105/354 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 февраля 2019 г. N 19/44/105/354 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был