Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев решение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2018 г. N 25-тп/72 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО "Тюменьэнерго" энергопринимающих устройств ООО "СК "Стройинвест", установила:
В ФАС России письмом Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 сентября 2018 г. N 05/993 направлена копия решения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2018 г. N 25-тп/72 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО "Тюменьэнерго" энергопринимающих устройств ООО "СК "Стройинвест", которым утвержден размер платы в сумме 15 529,594 тысяч рублей (без учета НДС).
Письмом Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2018 г. N 04/1170 дополнительно по запросу ФАС России от 5 октября 2018 г. N ВК/80443/18 представлены заверенные копии решения, протокола заседания правления РЭК от 31 августа 2018 г. N 10, комплекта материалов по решению Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2018 г. N 25-тп/72 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО "Тюменьэнерго" энергопринимающих устройств ООО "СК "Стройинвест".
В протоколе заседания правления Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2018 г. N 10 указано, что ближайшая ВЛ-10 кВ ф. Учхоз от ПС 110 кВ Утяшево АО "Тюменьэнерго" находится на расстоянии менее 0,3 км (ВЛ-10 кВ Учхоз проходит по территории ООО "Стройинвест"). При этом с учетом существующей нагрузки ВЛ-10 кВ (82 А) существует ограничение на максимальную мощность для присоединения энергопринимающих устройств ООО "Стройинвест".
Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям предусмотрено мероприятие по развитию существующей электрической сети (пункт 10.3): замена в ячейке 10 кВ N 21 ЗРУ-10 кВ ПС 110 кВ Сибжилстрой трансформатора тока 30/5 на трансформатор тока 600/5.
Согласно пункту 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В соответствии с пунктом 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил технологического присоединения критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Пунктом 30 Правил технологического присоединения установлено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами технологического присоединения, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил технологического присоединения.
Вместе с тем, технические условия не предусматривают мероприятий АО "Тюменьэнерго" по развитию существующей электрической сети или технологическому присоединению электрических сетей АО "Тюменьэнерго" к электрическим сетям смежной сетевой организации в связи с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Стройинвест". Осуществляемые АО "Тюменьэнерго" мероприятия, перечисленные в пункте 10 технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям, являются мероприятиями по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих электрических сетей АО "Тюменьэнерго" до присоединяемых энергопринимающих устройств ООО "Стройинвест".
Учитывая изложенное, основания для установления платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Стройинвест" к электрическим сетям Акционерного общества "Тюменьэнерго" по индивидуальному проекту отсутствовали.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в соответствии со статьями 24 и 29.2 Закона об электроэнергетике.
Согласно части 1 статьи 29.1 Закона об электроэнергетике государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Положение устанавливает в том числе порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)).
В соответствии с пунктом 3 Положения государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении:
установления и (или) применения цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (подпункт "а");
регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), в части применения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики (подпункт "в").
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), органами местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов, а также мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в коммунальном комплексе, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - систематическое наблюдение и анализ) (подпункт "б");
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (подпункт "г").
В соответствии с подпунктом "в" пункта 30 Положения в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) осуществляется отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения, а также принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации решений об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, государственное регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (при осуществлении федерального государственного контроля (надзора)).
В соответствии с пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. N 123 (далее - Правила отмены решений), федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 Правил отмены решений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "3 марта 2004 г."
Пунктом 40 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29 августа 2017 г. N 1135/17, предусмотрено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций по индивидуальному проекту устанавливается только при наличии оснований, предусмотренных главой III Правил технологического присоединения.
Установив плату за технологическое присоединение в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 30 Правил технологического присоединения, Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа вышла за пределы своих полномочий.
Учитывая изложенное, в соответствии с Правилами отмены решений приказываю:
1. Отменить решение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2018 г. N 25-тп/72 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО "Тюменьэнерго" энергопринимающих устройств ООО "Стройинвест".
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Временно исполняющий |
А.Г. Цыганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 декабря 2018 г. N 1771/18 "Об отмене решения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2018 г. N 25-тп/72 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО "Тюменьэнерго" энергопринимающих устройств ООО "СК "Стройинвест"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его регистрации
Текст приказа официально опубликован не был