Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2019 г. N 60-КГ18-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 января 2019 г. гражданское дело по иску Гладченко Марии Сергеевны к Управлению Федеральной миграционной службы России по Камчатскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконными приказа в части зачисления в распоряжение Управления Федеральной миграционной службы России по Камчатскому краю, приказов о расторжении контракта и увольнении, о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Гладченко Марии Сергеевны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 22 июня 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения истца Гладченко М.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю Курсаева А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гладченко Мария Сергеевна 28 декабря 2016 г. обратилась в суд иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Камчатскому краю (далее также - УФМС России по Камчатскому краю), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) о признании незаконными приказа в части зачисления в распоряжение УФМС России по Камчатскому краю, приказов о расторжении контракта и увольнении, о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Гладченко М.С. ссылалась на то, что с ноября 2006 г. проходила службу в УФМС России по Камчатскому краю на различных должностях. С августа 2010 г. занимала должность инспектора отдела по оформлению разрешений на временное проживание, видов на жительство и вопросов гражданства УФМС России по Камчатскому краю, имела специальное звание "капитан внутренней службы".
С 5 августа 2014 г. Гладченко М.С. был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет (до 18 февраля 2017 г.).
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" 8 апреля 2016 г. капитан внутренней службы Гладченко М.С. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю от 8 июля 2016 г. N 165 л/с инспектор отдела оформления видов на жительство, разрешений на временное проживание и вопросов гражданства Гладченко М.С, как сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированный к ФМС России, зачислена в распоряжение УФМС России по Камчатскому краю с 7 июля 2016 г.
Приказом Министра внутренних дел России от 28 ноября 2016 г. N 1510 л/с капитан внутренней службы Гладченко М.С. как прикомандированный к УФМС России по Камчатскому краю сотрудник органов внутренних дел уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа Министра внутренних дел России от 28 ноября 2016 г. N 1510 л/с приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю от 30 ноября 2016 г. N 298 л/с расторгнут контракт с находящейся в распоряжении капитаном внутренней службы Гладченко М.С. Выписка из приказа председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю от 30 ноября 2016 г. N 298 была получена Гладченко М.С. почтовой связью 22 декабря 2016 г.
Истец указала, что она неоднократно обращалась к должностным лицам МВД России по вопросу дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, однако вопрос о её трудоустройстве в установленном порядке решён не был.
По мнению Гладченко М.С., её увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку она не была уведомлена в установленный законом срок о предстоящем увольнении, с ней не проведена беседа, представление об увольнении не оформлялось, с приказами, касающимися увольнения, она не ознакомлена, ей не предоставлен выбор основания увольнения, не предоставлена возможность направления на обучение по дополнительным профессиональным программам, у председателя ликвидационной комиссии отсутствовали полномочия по изданию приказа об увольнении, ответчиком нарушен порядок зачисления её в распоряжение и срок нахождения в распоряжении УФМС России по Камчатскому краю, её кандидатура на замещение выбранных вакантных должностей не была согласована ответчиком ввиду подбора иных кандидатов, вопрос о преимущественном праве оставления её на службе ответчиком не рассматривался, а отказ от занятия предложенных Гладченко М.С. вакантных должностей не свидетельствует о законности действий ответчика при проведении процедуры увольнения.
Кроме того, в обоснование незаконности увольнения в связи с сокращением должности в органах внутренних дел Гладченко М.С. ссылалась на лишение её при увольнении по названному основанию социальных гарантий по сохранению трудовых отношений, предоставляемых женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
С учётом уточнённых исковых требований Гладченко М.С. просила суд признать незаконными: приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю от 8 июля 2016 г. N 165 л/с о зачислении её в распоряжение УФМС России по Камчатскому краю; приказ Министра внутренних дел России от 28 ноября 2016 г. N 1510 л/с об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации Гладченко М.С. как прикомандированного к ФМС России сотрудника, приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю от 30 ноября 2016 г. N 298 л/с о расторжении контракта с Гладченко М.С.,; восстановить Гладченко М.С. в должности инспектора отдела по оформлению разрешений на временное проживание, видов на жительство и вопросов гражданства УФМС России по Камчатскому краю с 1 декабря 2016 г.; взыскать с УФМС России по Камчатскому краю утраченное денежное довольствие за период вынужденного прогула с 19 февраля по 28 марта 2017 г. в размере 41 375, 18 руб.; взыскать с УФМС России по Камчатскому краю и МВД России компенсацию морального вреда в размере в размере 1 000 000 руб. с каждого ответчика.
Представители ответчиков - МВД России, УФМС России по Камчатскому краю и представители третьих лиц по делу - Управления МВД России по Камчатскому краю и ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю в суде иск не признали.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 марта 2017 г. в удовлетворении исковых требований Гладченко М.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 22 июня 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Гладченко М.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С. от 12 апреля 2018 г. в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
В повторной кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гладченко М.С. выражает несогласие с указанными судебными постановлениями, просит их отменить, как незаконные.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. от 27 августа 2018 г. Гладченко М.С. восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации в порядке части 3 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на решение Петропавловск -Камчатского городского суда Камчатского края от 28 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 22 июня 2017 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы по запросу заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 31 августа 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 17 декабря 2018 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. отменено, кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Представитель ответчика - УФМС России по Камчатскому краю и представитель третьего лица по делу - ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения истца Гладченко М.С., мнение представителя МВД России и Управления МВД России по Камчатскому краю, полагавшего судебные постановления подлежащими отмене, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Гладченко М.С. как сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированный к ФМС России, с ноября 2006 г. проходила службу в УФМС России по Камчатскому краю на различных должностях. С августа 2010 г. занимала должность инспектора отдела по оформлению разрешений на временное проживание, видов на жительство и вопросов гражданства УФМС России по Камчатскому краю, имела специальное звание "капитан внутренней службы".
С 5 августа 2014 г. Гладченко М.С. был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет (до 18 февраля 2017 г.).
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена ФМС России.
8 апреля 2016 г. капитан внутренней службы Гладченко М.С. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
8 июня 2016 г. начальником УФМС России по Камчатскому краю с Гладченко М.С. проводилась беседа по вопросу предложения ей вакантных должностей в подразделениях по вопросам миграции Управления МВД России по Камчатскому краю и Управления МВД России по г. Петропавловску - Камчатскому, ей была предложена должность инспектора отделения по оформлению и выдаче паспортов отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Петропавловску - Камчатскому, от занятия которой она отказалась, просила предоставить ей время для принятия окончательного решения ввиду болезни ребёнка.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю от 8 июля 2016 г. N 165 л/с инспектор отдела оформления видов на жительство, разрешений на временное проживание и вопросов гражданства УФМС России по Камчатскому краю Гладченко М.С. как сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированный к ФМС России, зачислена в распоряжение УФМС России по Камчатскому краю с 7 июля 2016 г.
3 октября 2016 г. Гладченко М.С. на имя начальника Управления МВД России по Камчатскому краю были поданы рапорты о согласии с назначением на должности: инженера регионального отделения информационного обеспечения Управления МВД России по Камчатскому краю; специалиста отделения обеспечения вооружением, метеорологии и пожарной безопасности отдела организации тылового обеспечения Управления МВД России по Камчатскому краю; старшего инспектора группы оперативных учётов оперативно - справочного отдела информационного центра Управления МВД России по Камчатскому краю. В согласовании кандидатуры Гладченко М.С. на указанные должности было отказано по причине наличия кандидатов, ранее прошедших согласование.
4 октября 2016 г. Гладченко М.С. на имя начальника Управления МВД России по Камчатскому краю был подан рапорт о согласии с назначением на должность инспектора отделения контроля учётно-регистрационной дисциплины штаба Управления МВД России по Камчатскому краю. В согласовании кандидатуры Гладченко М.С. на указанную должность было отказано ввиду того, что она не соответствовала предъявляемым требованиям и в связи с наличием кандидата на указанную должность, ранее прошедшего согласование.
14 октября 2016 г. Гладченко М.С. на имя начальника Управления МВД России по Камчатскому краю подан рапорт на занятие должности инспектора отделения по организации и осуществлению административного надзора отдела УУП и ПДН Управления МВД России по Камчатскому краю, от занятия которой она отказалась по результатам проведения 18 октября 2016 г. беседы об условиях прохождения службы.
2 ноября 2016 г. Гладченко М.С. был предложен список вакантных должностей, от ознакомления с которым она отказалась.
Приказом Министра внутренних дел России от 28 ноября 2016 г. N 1510 л/с капитан внутренней службы Гладченко М.С. как прикомандированный к УФМС России по Камчатскому краю сотрудник органов внутренних дел уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа Министра внутренних дел России от 28 ноября 2016 г. N 1510 л/с приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю от 30 ноября 2016 г. N 298 л/с расторгнут контракт с находящейся в распоряжении капитаном внутренней службы Гладченко М.С. Выписка из приказа председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Камчатскому краю от 30 ноября 2016 г. N 298 была получена Гладченко М.С. почтовой связью 22 декабря 2016 г.
На момент проведения процедуры увольнения Гладченко М.С. и издания приказов об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), Гладченко М.С. находилась в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет (до 18 февраля 2017 г.).
Разрешая спор и отказывая Гладченко М.С. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными приказа о зачислении в распоряжение УФМС России по Камчатскому краю, приказов о расторжении контракта и увольнении, восстановлении в ранее занимаемой должности, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормативные правовые акты ФМС России, регламентирующие, в частности, порядок прохождения службы в структуре ФМС России прикомандированных к ФМС России сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приказ ФМС России от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"), пришёл к выводу о законности увольнения истца по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом суд исходил из того, что увольнение Гладченко М.С. произведено уполномоченным лицом в рамках проводимой процедуры упразднения ФМС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции". Суд указал, что поскольку УФМС России по Камчатскому краю, в котором прикомандированный сотрудник органов внутренних дел Гладченко М.С. проходила службу, ликвидирован, она подлежала зачислению в УФМС России по Камчатскому краю для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел или о её прекращении.
В обоснование вывода о законности увольнения Гладченко М.С. по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд первой инстанции сослался на то, что уполномоченными лицами Управления МВД России по Камчатскому краю неоднократно предпринимались попытки вручить истцу уведомление о предстоящем сокращении её должности и возможности перевода на другую должность, копии приказов об увольнении, однако истец отказывалась от их получения, уклонялась от явки к ответчику для ознакомления с документами, связанными с её увольнением, а также от назначения на предложенные ей должности отказалась, что, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о наличии в действиях Гладченко М.С. признаков злоупотребления правом.
Также, по мнению суда первой инстанции, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере органов внутренних дел не возложена обязанность предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения занимаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для распространения на Гладченко М.С., находившуюся на момент увольнения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, гарантии, предусмотренной частью 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, о недопустимости расторжения трудового договора с женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, указав на то, что основанием расторжения трудового договора с истцом является ликвидация организации, в связи с чем препятствий для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, не имелось.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьёй 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом особенностей, установленных настоящим Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения).
Из приведённого правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Пунктом 10.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 1038 (действовавшей в период прикомандирования Гладченко М.С. к УФМС России по Камчатскому краю и утратившей силу в связи с изданием приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации"), было предусмотрено, что учёт прикомандированных сотрудников, контроль за соблюдением порядка прохождения ими службы осуществляется Главным управлением кадров и кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Аналогичные нормы в отношении прикомандированных сотрудников органов внутренних дел содержатся и в действующем в настоящее время Положении о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённом приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. N 660.
Так, согласно пункту 10.3 названного положения основными задачами Департамента является в том числе осуществление взаимодействия с Федеральной миграционной службой в области кадрового обеспечения, мобилизационной подготовки и мобилизации, гражданской обороны.
Основными функциями Департамента являются, в частности: организация контроля за прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, прикомандированными к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям с оставлением в кадрах МВД России; организация работы по дальнейшему прохождению службы сотрудниками по окончании прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям и командирования за пределы территории Российской Федерации для участия в соответствии с законодательством Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (пункты 11.26, 11.28 Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. N 660).
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30 процентов.
Пунктом 3 этого же указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. N 1025-р издано распоряжение.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
Определённые гарантии правовой защиты прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы установлены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Так, в соответствии с пунктом 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, и работники Федеральной миграционной службы исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно-штатных мероприятий, но не позднее 31 декабря 2016 г. (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных данным федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено этим федеральным законом.
Сами условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность приведены в статье 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 указанного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в том числе в случаях упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел; проведения процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел; окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 этого федерального закона (пункты 1, 3, 9 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из изложенных норм материального права в их системной взаимосвязи сотрудники органов внутренних дел с их согласия для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, могут быть прикомандированы к федеральному органу государственной власти с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. К таким сотрудникам относятся, в частности, сотрудники органов внутренних дел, которые были прикомандированы к ФМС России. После упразднения ФМС России и окончания в связи с этим срока прикомандирования сотрудников органов внутренних дел в отношении таких сотрудников, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. До решения вопроса о порядке и условиях дальнейшего прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел такие сотрудники подлежат зачислению в распоряжение соответствующего территориального органа внутренних дел. При этом такие сотрудники считаются продолжающими службу в органах внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированных сотрудников органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такие сотрудники подлежат увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих основания и порядок увольнения по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) прикомандированных сотрудников в связи с упразднением ФМС России, не учли, что Гладченко М.С., являвшаяся прикомандированным сотрудником органов внутренних дел, проходившим службу и занимавшим должность в ФМС России - самостоятельном государственном органе в структуре органов государственной власти Российской Федерации, - при упразднении этого органа подлежала в целях её дальнейшего трудоустройства зачислению в распоряжение МВД России или Управления МВД России по Камчатскому краю с предоставлением гарантий, предусмотренных статьёй 30, частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Не соответствует требованиям закона ссылка судебных инстанций в обоснование вывода о законности увольнения Гладченко М.С. в связи с упразднением ФМС России на приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и приказ Федеральной миграционной службы от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", поскольку данные нормативно-правовые акты также не содержат норм, регулирующих порядок увольнения прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением ФМС России, окончанием срока прикомандирования и предоставления таким сотрудникам ввиду увольнения соответствующих гарантий.
Нельзя признать правомерным и вывод судебных инстанций о том, что к спорным отношениям не подлежат применению положения части 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации о запрете на увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет.
Как установлено судом, Гладченко М.С., являвшаяся на момент увольнения по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным для прохождения службы в ФМС России, находилась в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет (до 18 февраля 2017 г.).
В силу части 8 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем попечителем) и воспитывающему ребёнка без матери (в случае её смерти, лишения её родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей названному федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
На период отпуска по уходу за ребёнком за работником сохраняется место работы (должность) (часть 4 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 Кодекса).
Исходя из изложенного при сокращении должностей в органах внутренних дел, замещаемых сотрудниками, и проведении процедуры увольнения сотрудников по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ за сотрудниками органов внутренних дел женского пола, находящимися в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, сохраняются служебные отношения с оставлением в кадрах органов внутренних дел. Такой сотрудник подлежит зачислению в распоряжение органа внутренних дел для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения им службы по окончании отпуска по уходу за ребёнком.
Учитывая, что Гладченко М.С. на момент увольнения являлась прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, для которого при увольнении по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), установлены гарантии, в том числе предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, а именно запрет на увольнение в период нахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, Судебная коллегия считает, что выводы судебных инстанций о том, что на Гладченко М.С., уволенную со службы по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), не распространяются гарантии, установленные частью 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, ввиду ликвидации федерального органа исполнительной власти - ФМС России, противоречат приведённому выше правовому регулированию.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что увольнение Гладченко М.С. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ соответствует требованиям закона, нельзя признать правомерным, а принятые по делу судебные постановления - законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 22 июня 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2019 г. N 60-КГ18-10
Текст определения официально опубликован не был