Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы
Цели профилактической работы
Целями Программы являются:
1) снижение количества смертельных случаев, числа пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах, при происшествиях на водных объектах) не менее чем на 10,7% от уровня 2015 года к концу 2018 года (к концу 2020 года - не менее чем на 15,7%).
В течение 2010-2017 гг. наблюдается устойчивое снижение значений этих показателей, что во многом объясняется:
улучшением социально-экономической обстановки в стране, следствием чего стало снижение потребления населением алкогольных напитков;
снижением уровня табакокурения вследствие реализации Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака";
повышением качества надзорной и профилактической деятельности, осуществляемой органами надзорной деятельности МЧС России.
Однако анализ международной статистики в этих сферах свидетельствует о среднем уровне количества травмированных в результате пожаров в расчёте на 100 тысяч населения и значительном отставании по погибшим на пожарах в расчёте на 100 тысяч населения от большинства стран мирового сообщества.
Табл. 10. Количество погибших на 100 тыс. населения в странах мира
Страна |
Погибшие на 100 тыс. человек |
Травмированные на 100 тыс. человек |
Россия |
5,98 |
6,76 |
США |
1,0 (2015 г.) |
4,9 (2015 г.) |
Франция |
0,4 (2014 г.) |
20,8 (2014 г.) |
Польша |
3,3 (2014 г.) |
2,1 (2014 г.) |
Норвегия |
1,1 (2014 г.) |
5,6 (2014 г.) |
Латвия |
4,7 (2014 г.) |
14,1 (2014 г.) |
Великобритания |
0,5 (2015 г.) |
15,0 (2015 г.) |
Украина |
4,5 (2015 г.) |
3,2 (2015 г.) |
Беларусь |
6,1 (2015 г.) |
3,0 (2015 г.) |
2) Снижение уровня экономического ущерба от деструктивных событий по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах) не менее чем на 10,3% от уровня 2015 года к концу 2018 года (к концу 2020 года - не менее чем на 12,7%).
Значения показателя не имеют устойчивой тенденции к росту или снижению в течение долговременного периода. В 2016-2017 гг. наблюдалось снижение значений показателя, по сравнению с 2013-2015 гг., что во многом объясняется: снижением в 2016-2017 гг. числа пожаров с крупным материальным ущербом, в том числе отсутствием пожаров с прямым ущербом 1 млрд руб. и более; повышением качества надзорной и профилактической деятельности, осуществляемой органами ГПН;
3) Увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МЧС России на 35% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года (к концу 2020 года - на 45%).
Увеличение роли профилактических мероприятий в деятельности надзорных органов МЧС России положительным образом скажется на общем уровне знаний населения в области безопасности жизнедеятельности и, как следствие, повлечёт изменения систем мотивации надзорных органов МЧС России, работа которых теперь оценивается не по числу найденных нарушений и наложенных штрафов, а по уровню безопасности общественных отношений, их защищенности в контролируемой сфере деятельности.
Программность профилактической работы позволит обеспечить приемлемый уровень рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Задачи профилактической работы
В рамках реализации ведомственного проекта МЧС России по итогам работы за 2017 год количество проведённых плановых проверок снижено на 32%, внеплановых - уменьшено на 26%. Количество запланированных проверок на 2018 год снижено на 9,5% по сравнению с прошлым годом.
В этих условиях особое значение приобретает профилактическая работа с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность органов надзорной деятельности МЧС России. Сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований на подконтрольных объектах.
Для качественного планирования этой работы определяющее значение имеет выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований.
Этому служит дифференциация объектов по группам признаков с дальнейшей типизацией способов устранения или снижения рисков их возникновения.
Выступает на первый план совершенствование способов информирования подконтрольных субъектов, определенных статьей 8.2. Федерального закона от 26 декабря 2018 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также содержания пропаганды в области комплексной безопасности, информационных материалов адекватных уровню восприятия различными социально-демографическими группами населения.
Разработка механизмов повышения правовой грамотности населения с использованием всех предоставленных полномочий формирует законопослушное поведение подконтрольных субъектов, основанное на знании конституционных прав, уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательств Российской Федерации.
Важнейшим условием соблюдения обязательных требований, повышения правовой грамотности подконтрольных субъектов является создание списков контрольных вопросов, таблиц, программных продуктов для самооценки ими состояния безопасности объектов на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий ("личных кабинетов" проверяемых и проверяющих, интерактивных сайтов).
Проведение профилактических мероприятий консультационного, разъясняющего характера, предполагающих отсутствие мер административного воздействия, также послужит снижению административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Мотивирующими факторами к добросовестному поведению подконтрольных субъектов могут стать с одной стороны полная открытость и доступность разъяснения обязательных требований и правовых вопросов осуществления надзорной деятельности, с другой стороны, широкая информационная кампания по резонансным случаям нарушений обязательных требований, приведшим к тяжким последствиям, и неотвратимости наказания. Также мотивацией к исполнению обязательных требований может стать система преференций, отвечающая законодательству в установленных сферах, дающая значительные преимущества подконтрольным субъектам, с законопослушным поведением.
Профилактическая работа по указанным направлениям требует повышение квалификации кадрового состава надзорных органов МС России на основе обобщения передового опыта её проведения.
Табл. 11. Целевые показатели программы и их значения по годам
Показатель* |
Базовое значение |
Период, год |
||
2018 |
2019 |
2020 |
||
Доля охвата дифференцированных подконтрольных субъектов (объектов) профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) (процент)**, не менее: |
|
|
|
|
высокой категории риска; |
н/д, % |
40 |
45 |
50 |
значительной категории риска; |
|
20 |
25 |
30 |
средней категории риска; |
|
10 |
15 |
20 |
умеренной категории риска; |
|
10 |
15 |
20 |
низкого риска. |
|
10 |
15 |
20 |
Увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МЧС России (процент), не менее |
н/д, % |
35% |
40% |
45% |
Увеличение доли организованных и (или) проведенных с участием МЧС России практических тренировок по эвакуации людей на объектах высокой и значительной категории риска (процент), не менее |
н/д, % |
35% |
40% |
40% |
Увеличение количества профилактических плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий (процент), не менее |
н/д, % |
30% |
45% |
60% |
Информированность населения Российской Федерации в области комплексной безопасности жизнедеятельности (процент), не менее |
н/д, % |
40% |
50% |
60% |
______________________________
* Показатели рассчитываются на основании методики, разработанной МЧС России.
** Показатели рассчитываются на основании методики, разработанной Минэкономразвития России, с проведением профилактических мероприятий, как в отношении неопределённого круга лиц, так и в отношении конкретных объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.