Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2019 г. N 75-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БНК" о признании не действующими в части подпунктов 1 и 4 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 года N 138-П, по апелляционной жалобе Правительства Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "БНК".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Республики Карелия и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Манцырева С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "БНК" Чехонина М.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 года N 138-П утвержден Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия (далее также - Порядок). Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия" N 7, июль, 2010, ст. 841.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 3 указанного Порядка к заявке на переоформление лицензии прилагаются следующие документы:
документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления, в случае, если на момент подачи заявки владелец лицензии сохраняет статус юридического лица (подпункт 1);
решение уполномоченных органов управления претендента и владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование недрами с указанием основания перехода, предусмотренного статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах", в случае, если на момент подачи заявки владелец лицензии сохраняет статус юридического лица (подпункт 4).
ООО "БНК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими в части вышеуказанных норм Порядка, ссылаясь на то, что изложенное в подпункте 1 пункта 3 Порядка требование о приложении к заявке на переоформление лицензии документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия- банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации, противоречит положениям статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах", а подпункт 4 пункта 3 Порядка фактически дублирует подпункт 1 пункта 3 Порядка. По мнению Общества, оспариваемые нормы порождают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2018 года административное исковое заявление ООО "БНК" удовлетворено. Признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу:
подпункт 1 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия в части требования о приложении к заявке на переоформление лицензии документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия- банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации;
подпункт 4 пункта 3 Порядка в части требования о приложении к заявке на переоформление лицензии решения уполномоченных органов управления претендента и владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование недрами с указанием основания перехода, предусмотренного статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", в случае, если на момент подачи заявки владелец лицензии сохраняет статус юридического лица.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Карелия просит отменить решение суда первой инстанции и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Карелия представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24 октября 2014 г. ООО "Беломорский карьер" признано банкротом, в отношении должника введена процедура конкурсного производства.
10 апреля 2017 г. между ООО "Беломорский карьер" в лице Конкурсного управляющего Чу Э.С. и ООО "БНК" заключен договор купли-продажи N 19, согласно которому ООО "БНК" приобрело все имущество должника, в том числе акции АО "Беломорский карьер" общим объемом размещенного выпуска 18.585.000 руб.
16 февраля 2018 г. административный истец обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия с заявлением о переоформлении лицензии, предоставленной ООО "Беломорский карьер", на пользование недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке недр "Рамручейский" (Беломорский район), однако заявка ООО "БНК" на переоформление лицензии была отклонена со ссылкой на то обстоятельство, что в нарушение пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. N 138-П, заявителем не представлен документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента.
Учитывая, что заявка на переоформление лицензии на пользование недрами была отклонена на основании оспариваемых административным истцом норм Порядка, суд пришел к выводу о том, что ООО "БНК" является субъектом регулируемых оспариваемым актом отношений и имеет право на обращение в суд с данным административным иском.
Удовлетворяя административное исковое заявление ООО "БНК", суд исходил из того, что требования, содержащиеся в оспариваемых нормах Порядка, о необходимости приложения к заявке на переоформление лицензии среди прочих документов документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления, в случае, если на момент подачи заявки владелец лицензии сохраняет статус юридического лица, а также решения уполномоченных органов управления претендента и владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование недрами с указанием основания перехода, не согласуются с положениями части 1 статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах", не предусматривающими согласия и одобрения владельца лицензии на ее переоформление по основаниям, установленным абзацем восьмым части 1 статьи 17.1 названного закона.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые положения по своему содержанию вызывают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что является основанием для признания их недействующими.
Оснований не согласиться с выводами суда о признании оспариваемых норм недействующими Судебная коллегия не находит по следующим основаниям.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" определены правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Статьей 17.1 названного закона урегулированы вопросы перехода права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр.
В части первой указанной статьи перечислены случаи перехода права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах (абзац восьмой).
Иных условий перехода права пользования участками недр к другому субъекту при приобретении субъектом предпринимательской деятельности имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) приведенная норма федерального закона не содержит.
В силу части второй статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Согласно части пятой статьи 17.1 этого же закона порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Закона Республики Карелия от 26 октября 2007 года N 1122-ЗРК "О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия" установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование участками недр местного значения, порядка переоформления лицензии на пользование участками недр местного значения отнесено к полномочиям Правительства Республики Карелия, утвердившего оспариваемый в части Порядок.
Согласно пункту 1 оспариваемого Порядка он определяет правила рассмотрения документов и принятия решений, связанных с переоформлением лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия.
Из содержания оспариваемого Порядка усматривается, что он закрепляет последовательность и сроки действий уполномоченного органа государственной власти Республики Карелия при исполнении государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 10 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года N 367-П, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции, в том числе, в сфере регулирования отношений недропользования, к полномочиям Министерства в этой сфере отнесено, в частности, осуществление оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения.
Осуществление такой функции подпадает под понятие государственной услуги, приведенное в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ), согласно которому под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, в разделе II которого предусмотрены требования к регламентам. Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 указанного раздела Правил стандарт предоставления государственной услуги должен содержать установление запрета требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
Однако в соответствии с оспариваемым подпунктом 1 пункта 3 Порядка к заявке на переоформление лицензии требуется предоставление документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на ее переоформление, что не согласуется с приведенными выше нормами законодательства, имеющего большую юридическую силу, по отношению к оспариваемому нормативному правовому акту.
Согласно другому оспариваемому подпункту 4 пункта 3 Порядка к заявке на переоформление лицензии прилагается также решение уполномоченных органов управления претендента и владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии.
По мнению Судебной коллегии, требования подпункта 4 пункта 3 Порядка в части обязанности приложить к заявке на переоформление лицензии решение уполномоченных органов претендента об одобрении перехода права пользования участком недр возлагают на претендента чрезмерные обязанности, поскольку, как следует из пункта 2, подпункта 2 пункта 3 Порядка, заявка на переоформление лицензии подписывается уполномоченным лицом заявителя, что свидетельствует о его волеизъявлении на переход к нему права пользования участком недр при переоформлении лицензии.
Что касается содержащегося в подпункте 4 пункта 3 требования о приложении к заявке на переоформление лицензии решения владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр, Судебная коллегия соглашается с выводом суда в этой части о том, что оспариваемое положение вызывает неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что влечет признание оспариваемой нормы недействующей.
На федеральном уровне аналогичный вопрос урегулирован в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденном приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 315, пунктом 68 которого, содержащего перечень документов, прилагаемых к заявке на переоформление лицензии, представление такого документа как решение уполномоченных органов управления претендента и владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование недрами не предусмотрено.
Исходя из изложенного, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО "БНК" является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального или процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2019 г. N 75-АПГ18-10
Текст определения официально опубликован не был