Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.П. Торопова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.П. Торопов оспаривает конституционность пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года), согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
По мнению заявителя, данное законоположение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, противоречит статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащаяся в нем норма - по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан права на зачет в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.П. Тороповым материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Устанавливая в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" правовые основания и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права указанной категории граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях и не может расцениваться как нарушающее права граждан.
Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение страховой (трудовой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О и от 23 сентября 2010 года N 1152-О-О).
Таким образом, право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости обусловлено работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, что само по себе не может расцениваться как нарушение права заявителя на пенсионное обеспечение.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Торопова Андрея Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. N 107-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Торопова Андрея Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)