Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) в лице Руководителя Яковенко Максима Евгеньевича, действующего на основании Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372, с одной стороны, и администрация Костромской области в лице губернатора Костромской области Ситникова Сергея Константиновича, действующего на основании Устава Костромской области, с другой стороны, далее при совместном упоминании именуемые "Стороны", руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации, федеральными законами от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 года N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (Государственного мониторинга окружающей среды)", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.
Статья 1
1.1. Соглашение определяет основные направления сотрудничества между Росгидрометом и администрацией Костромской области по вопросам, требующим согласованных действий и совместных решений в рамках выполнения работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории Костромской области, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
1.2. Соглашение призвано способствовать укреплению взаимодействия в области государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, принятию и реализации региональных программ в области мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), обеспечению населения Костромской области информацией о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Статья 2
Основные направления и формы взаимодействия.
2.1. Обеспечение функционирования и совершенствования государственной наблюдательной сети и территориальной системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории Костромской области.
2.2. Повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и создание оптимальных условий для повышения уровня защиты населения и снижения ущерба от опасных природных явлений и экстремального загрязнения окружающей среды.
2.3. Совершенствование системы предупреждения населения и хозяйствующих субъектов Костромской области об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде.
2.4. Совершенствование системы обеспечения населения и органов государственной власти Костромской области информацией общего назначения о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
2.5. Планирование и осуществление совместных программ и мероприятий по направлениям взаимодействия.
2.6. Обмен информацией, проведение рабочих встреч и совещаний с целью выявления наиболее важных, требующих безотлагательного решения вопросов, подготовки предложений по их реализации в сфере мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
2.7. Разработка и принятие совместных согласованных решений, направленных на предупреждение загрязнения окружающей среды, в том числе по вопросам подготовки и передачи прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) при организации в населенных пунктах на территории Костромской области работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в период НМУ.
2.8. Осуществление иных действий и мероприятий, направленных на снижение ущерба и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренных настоящим Соглашением, законодательством Российской Федерации и Костромской области.
Статья 3
В целях реализации настоящего Соглашения:
3.1. Росгидромет и администрация Костромской области совместно решают вопросы:
3.1.1. функционирования и совершенствования деятельности государственной наблюдательной сети, а также территориальной системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории Костромской области;
3.1.2. обеспечения единства измерений и координации работ при проведении гидрометеорологических наблюдений и мониторинга окружающей среды;
3.1.3. разработки и организации выполнения целевых программ, направленных на гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования;
3.1.4. совершенствования системы обеспечения органов государственной власти Костромской области информацией о загрязнении окружающей среды и гидрометеорологической информацией;
3.1.5. выполнения иных мероприятий, направленных на обеспечение гидрометеорологической и экологической безопасности Костромской области.
3.2. Росгидромет через подведомственное ему ФГБУ "Центральное УГМС" (Костромской центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" с участием научно-исследовательских учреждений Росгидромета (НИУ) обеспечивает:
3.2.1. своевременное экстренное информирование администрации Костромской области о состоянии атмосферы и поверхностных вод суши, химическом и радиоактивном загрязнении окружающей среды, представление прогнозов и сведений об угрозе возникновения и фактах возникновения опасных природных явлений и комплексов неблагоприятных метеорологических явлений согласно перечню критериев опасных природных (гидрометеорологических) явлений для Костромской области (приложение 1 к настоящему Соглашению) в соответствии со схемой доведения экстренной информации о возникновении (или об угрозе возникновения) опасных природных (гидрометеорологических) явлений до органов исполнительной власти Костромской области (приложение 2 к настоящему Соглашению);
3.2.2. представление предложений по подготовке и передаче прогнозов НМУ в целях определения администрацией Костромской области порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ;
3.2.3. внедрение новых методов и повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и создания оптимальных условий для повышения уровня оперативного информационного обеспечения органов государственной власти Костромской области;
3.2.4. совершенствование системы предупреждения администрации Костромской области, хозяйствующих субъектов и населения Костромской области об угрозе возникновения опасных природных явлений и экстремально высоком загрязнении окружающей среды;
3.2.5. выполнение иных мероприятий, направленных на уменьшение ущерба населению и экономике Костромской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3.2.6. содействие в решении вопросов организации территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечение ее согласованного функционирования с государственной наблюдательной сетью.
3.3. Администрация Костромской области в рамках своей компетенции обеспечивает:
3.3.1. участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Костромской области;
3.3.2. принятие нормативных правовых актов Костромской области в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также осуществление контроля за их исполнением;
3.3.3. содействие в решении вопросов совершенствования деятельности и функционирования государственной наблюдательной сети на территории Костромской области;
3.3.4. утверждение перечня адресатов представляемой информации общего назначения, а также информации о состоянии и загрязнении окружающей среды, полученной в рамках настоящего Соглашения;
3.3.5. утверждение программы работ регионального назначения в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, выполняемых Костромским ЦГМС - филиалом ФГБУ "Центральное УГМС", в интересах Костромской области по согласованию с Росгидрометом;
3.3.6. участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Костромской области;
3.3.7. взаимодействие по вопросам обеспечения согласованного функционирования территориальной системы наблюдения (в случае ее создания) за состоянием окружающей среды и государственной наблюдательной сети;
3.3.8. взаимодействие при определении порядка проведения в городских и иных поселениях Костромской области работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
Статья 4
В целях реализации направлений взаимодействия, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, Росгидромет и администрация Костромской области могут разрабатывать совместные программы совершенствования системы гидрометеорологического обеспечения органов государственной власти, отраслей экономики и населения Костромской области, прогнозирования опасных природных явлений, изучения климата и его влияния на социально-экономическое развитие Костромской области и повышения эффективности использования информации о состоянии и загрязнении окружающей среды.
Взаимодействие по конкретным вопросам гидрометеорологического обеспечения и организации мониторинга загрязнения окружающей среды осуществляется на основе государственных контрактов между Костромским ЦГМС - филиалом ФГБУ "Центральное УГМС", уполномоченным на их заключение соответствующей доверенностью, и органами их компетенции в рамках федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статья 5
5.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды осуществляются за счет:
5.1.1. средств федерального бюджета - проведение работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
5.1.2. средств областного бюджета - проведение работ регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды и специального назначения по заказам органов государственной власти Костромской области в пределах выделенных ассигнований;
5.1.3. средств других пользователей (потребителей) - проведение работ специального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Статья 6
6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует бессрочно. Сторона имеет право на одностороннее расторжение Соглашения с предварительным уведомлением другой Стороны за 6 (шесть) месяцев до даты расторжения Соглашения.
6.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение осуществляется по взаимному согласию Сторон.
6.3. Все спорные вопросы решаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.4. Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения от 28 марта 2011 года N С-140-36 между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и администрацией Костромской области считать утратившим силу с момента подписания настоящего Соглашения.
6.5. Настоящее Соглашение заключено в 2 (двух) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Руководитель |
М.Е. Яковенко |
Губернатор |
С.К. Ситников |
Приложение 1
к соглашению между Федеральной службой
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидрометом)
и администрацией Костромской области
о сотрудничестве в области
гидрометеорологии и смежных
с ней областях, мониторинга состояния
и загрязнения окружающей среды
Перечень
критериев опасных природных (гидрометеорологических) явлений для Костромской области
Таблица 1
Перечень и критерии опасных гидрометеорологических явлений
N |
Название ОЯ |
Характеристики и критерии или определения ОЯ |
1 |
Метеорологические явления |
|
1.1. |
Очень сильный ветер |
Ветер при достижении скорости при порывах не менее 25 м/с или средней скорости не менее 20 м/с |
1.2. |
Ураганный ветер (ураган) |
Ветер при достижении скорости 33 м/с и более |
1.3. |
Шквал |
Резкое кратковременное (в течение нескольких минут, но не менее 1 мин) усиление ветра до 25 м/с и более |
1.4. |
Смерч |
Сильный маломасштабный вихрь в виде столба или воронки, направленный от облака к подстилающей поверхности |
1.5. |
Сильный ливень |
Сильный ливневый дождь с количеством выпавших осадков не менее 30 мм за период не более 1 часа |
1.6. |
Очень сильный дождь (очень сильный дождь со снегом, очень сильный мокрый снег, очень сильный снег с дождем) |
Жидкие или смешанные осадки (дождь, ливневый дождь, дождь со снегом, мокрый снег) с количеством выпавших осадков не менее 50 мм за период времени не более 12 часов |
1.7. |
Очень сильный снег |
Твердые осадки (снег, ливневый снег) с количеством выпавших осадков не менее 20 мм за период времени не более 12 часов |
1.8. |
Продолжительный сильный дождь |
Дождь с короткими перерывами (не более 1 часа) с количеством осадков не менее 100 мм за период времени более 12 часов, но менее 48 часов, или 120 мм за период времени более 2 суток |
1.9. |
Крупный град |
Град диаметром 20 мм и более |
1.10. |
Сильная метель |
Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) сильным (со средней скоростью не менее 15 м/с) ветром и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м продолжительностью не менее 12 часов |
1.11. |
Сильная пыльная (песчаная) буря |
Перенос пыли (песка) сильным (со средней скоростью не менее 15 м/с) ветром и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м продолжительностью не менее 12 часов |
1.12. |
Сильный туман (сильная мгла) |
Сильное помутнение воздуха за счет скопления мельчайших частиц воды (пыли, продуктов горения), при котором значение метеорологической дальности видимости не более 50 м продолжительностью не менее 12 часов |
1.13. |
Сильное гололедно-изморозевое отложение |
Диаметр отложения на проводах гололедного станка: гололеда - диаметром не менее 20 мм; сложного отложения или мокрого (замерзшего) снега - диаметром не менее 35 мм; изморози - диаметр отложения не менее 50 мм |
1.14. |
Сильный мороз |
В период с ноября по март значение минимальной температуры воздуха достигает -35°С и ниже |
1.15. |
Аномально холодная погода |
В период с октября по март в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха ниже климатической нормы на 7°С и более |
1.16. |
Сильная жара |
В период с мая по август значение максимальной температуры воздуха достигает +35°С и выше |
1.17. |
Аномально жаркая погода |
В период с апреля по сентябрь в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха выше климатической нормы на 7°С и более |
1.18. |
Чрезвычайная пожарная опасность |
Показатель пожарной опасности относится к 5 классу (10000 С по формуле Нестерова; по Ярославской области - 5000 С по формуле Нестерова) |
2 |
Агрометеорологические явления |
|
2.1. |
Заморозки |
Понижение температуры воздуха и/или поверхности почвы (травостоя) до значений ниже 0°С на фоне положительных средних суточных температур воздуха в периоды активной вегетации сельскохозяйственных культур или уборки урожая, приводящее к их повреждению, а также к частичной или полной гибели урожая сельхозкультур |
2.2. |
Переувлажнение почвы |
В период вегетации сельхозкультур в течение 20 дней (в период уборки в течение 10 дней) состояние почвы на глубине 10-12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое или текучее; в отдельные дни (не более 20% продолжительности периода) возможен переход почвы в мягкопластичное |
2.3. |
Суховей |
Ветер скоростью 7 м/с и более при температуре выше 25°С и относительной влажности не более 30%, наблюдавшиеся хотя бы в один из сроков наблюдений в течение 3 дней подряд и более в период цветения, налива, созревания зерновых культур |
2.4. |
Засуха атмосферная |
В период вегетации сельхозкультур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25°С. В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов |
2.5. |
Засуха почвенная |
В период вегетации сельхозкультур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0-20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0-100 см были менее 50 мм |
2.6. |
Раннее появление или установление снежного покрова |
Появление или установление снежного покрова (в том числе и временного) любой величины раньше средних многолетних сроков на 10 дней и более |
2.7. |
Промерзание верхнего (до 2-х см) слоя почвы |
Раннее (на 10 дней и более раньше средних многолетних сроков) промерзание верхнего (до 2 см) слоя почвы продолжительностью не менее 3-х дней |
2.8. |
Низкие температуры воздуха при отсутствии снежного покрова или при его высоте менее 5 см, приводящие к вымерзанию посевов озимых |
Понижение температуры воздуха ниже минус 25°С при отсутствии снежного покрова или понижение температуры воздуха ниже минус 30°С при высоте снежного покрова менее 5 см, обуславливающее понижение температуры на глубине узла кущения растений ниже критической температуры вымерзания, приводящее к изреженности и/или полной гибели озимых культур |
2.9. |
Сочетание высокого снежного покрова и слабого промерзания почвы, приводящего к выпреванию посевов озимых |
Длительное (более 6 декад) залегание высокого (более 30 см) снежного покрова при слабо промерзшей (до глубины менее 30 см) или талой почве. При этом минимальная температура почвы на глубине 3 см удерживается от минус 1°С и выше, что приводит к частичной или полной гибели посевов озимых культур |
2.10. |
Ледяная корка |
Слой льда на поверхности почвы (притертая ледяная корка) толщиной 2 см и более, залегающая 4 декады и более в период зимовки озимых культур |
3 |
Гидрологические явления |
|
3.1. |
Высокое половодье |
Фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием. Превышение опасных отметок уровня воды, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур*, ** |
3.2. |
Зажор |
Скопление шуги с включением мелкобитого льда в русле реки, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур*, ** |
3.3. |
Затор |
Скопление льдин в русле реки во время ледохода, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур*, ** |
3.4. |
Высокий паводок |
Фаза водного режима реки, вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризуется интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов воды и уровней воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур*, ** |
3.5. |
Низкая межень |
Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в конкретных пунктах в течение не менее 10 дней* |
3.6. |
Раннее ледообразование |
Появление льда и образование ледостава (даты) на судоходных реках, озерах и водохранилищах в конкретных пунктах в ранние сроки повторяемостью не чаще 1 раза в 10 лет*** |
3.7. |
Очень большие расходы воды |
Очень большие расходы воды повторяемостью не более 5%* |
3.8. |
Очень малые расходы воды |
Очень малые расходы воды повторяемостью не более 95%* |
Примечания:
* Отметки уровня ОЯ по конкретным пунктам устанавливаются УГМС (Таблица 3);
** Данное явление относится к ОЯ и для тех рек, где регулярные гидрологические наблюдения не проводятся;
*** Критерии ОЯ устанавливаются УГМС в датах по конкретным пунктам.
Таблица 2
Перечень и критерии гидрометеорологических явлений, сочетания которых образуют опасные явления (включает в себя два и более явления одновременно)
Таблица 3
Гидрологические опасные природные явления для рек и водоемов гидрологической сети Костромской области
N |
Река-пост |
Высокое половодье, см |
Зажор, см |
Затор, см |
Высокий паводок, см |
Низкая межень, см |
Ранее ледообразование |
Очень большие расходы воды, |
Очень малые расходы воды, |
|
появление льда |
начало ледостава |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Горьковское вдхр. - г. Кострома |
536 |
- |
- |
536 |
165 |
25 окт. |
03 ноя. |
- |
- |
2. |
Горьковское вдхр. - с. Столпино |
- |
- |
- |
- |
100 |
- |
- |
- |
- |
3. |
р. Кострома - д. Гнездикоко# |
638 |
638 |
638 |
638 |
- |
- |
- |
224 |
0,48 |
4. |
р. Кострома - г. Буй |
825 |
825 |
825 |
825 |
- |
- |
- |
1350 |
7,99 |
5. |
р. Нея - с. Парфеньево |
402 |
402 |
402 |
402 |
- |
- |
- |
216 |
- |
6. |
р. Нея - д. Буслаево |
525 |
525 |
525 |
525 |
- |
- |
- |
1010 |
6,59 |
7. |
р. Унжа - г. Кологрив |
775 |
775 |
775 |
775 |
- |
- |
- |
1740 |
16,8 |
8. |
р. Унжа - г. Мантурово |
763 |
763 |
763 |
763 |
- |
- |
- |
2090 |
23,6 |
9. |
р. Унжа - г. Макарьев |
478 |
478 |
478 |
478 |
- |
- |
- |
2640 |
34 |
10. |
р. Межа - д. Загатино |
570 |
570 |
570 |
570 |
- |
- |
- |
450 |
- |
11. |
р. Ветлуга - г. Шарья |
715 |
715 |
715 |
715 |
- |
- |
- |
- |
- |
12. |
р. Вохма - д. Тихон |
663 |
663 |
663 |
663 |
- |
- |
- |
370 |
- |
13. |
р. Вохма - д. Гробовщино |
630 |
630 |
630 |
630 |
- |
- |
- |
859 |
2,61 |
14. |
р. Меза - д. Ямково |
454 |
454 |
454 |
454 |
- |
- |
- |
150 |
1,39 |
15. |
р. Немда - с. Селище |
615 |
615 |
615 |
615 |
- |
- |
- |
645 |
4,97 |
Приложение 2
к соглашению между Федеральной службой
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидрометом)
и администрацией Костромской области
о сотрудничестве в области
гидрометеорологии и смежных
с ней областях, мониторинга состояния
и загрязнения окружающей среды
Схема
доведения экстренной информации о возникновении (или об угрозе возникновения) опасных природных (гидрометеорологических) явлений до органов исполнительной власти Костромской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидрометом) и администрацией Костромской области о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (Кострома, 14 февраля 2019 г.)
Настоящее Соглашение вступает в силу с 14 февраля 2019 г.
Текст соглашения официально опубликован не был