Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Банка России
от 28.02.2019 N ИН-06-28/18
Руководство
для членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации
Введение
Эффективное корпоративное управление играет ключевую роль в деятельности организации, ее успешном, устойчивом развитии, управлении рисками, обеспечении баланса прав и интересов собственников, менеджмента, и иных заинтересованных лиц 1. В связи с этим вопросы формирования системы эффективного корпоративного управления в финансовых организациях в настоящее время приобретают все большую актуальность, становясь в один ряд с вопросами регулирования деятельности финансовых институтов. Недостатки в сфере корпоративного управления и, как следствие, неэффективность внутренних процедур и процессов могут постепенно и незаметно привести организацию к системной неустойчивости, когда любой внешний или внутренний фактор способен привести к лавинообразному нарастанию проблем, нарушению прав собственников, клиентов, кредиторов и иных заинтересованных лиц и в конечном счете к прекращению деятельности организации и финансовым потерям клиентов, кредиторов и инвесторов.
Организация эффективного корпоративного управления обеспечивает принятие взвешенных управленческих решений, своевременное выявление и оценку возможных последствий реализации рисков, определение адекватных мер по предотвращению или минимизации рисков, что в конечном итоге обеспечивает устойчивую позицию организации на рынке, эффективность функционирования бизнеса в долгосрочной перспективе, создает репутацию организации как надежного контрагента и финансового посредника. Качественное корпоративное управление также влияет на экономические показатели деятельности организации, внутреннюю эффективность, оценку стоимости ее ценных бумаг инвесторами и на способность привлекать капитал, необходимый для развития организации.
В ключевых документах по вопросам теории и практики корпоративного управления, выпущенных международными организациями, определяющими стандарты в области финансовой деятельности (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 2, Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) 3, Международная ассоциация страховых надзоров (МАСН) 4 и др.), понятие "корпоративное управление" определяется как система взаимоотношений между исполнительными органами организации, советом директоров (наблюдательным советом) 5, акционерами 6 и другими заинтересованными сторонами и является инструментом для определения целей организации и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля со стороны акционеров и других заинтересованных сторон.
Подходы к организации эффективного корпоративного управления, ключевые принципы и положения, которыми рекомендуется руководствоваться в целях организации корпоративного управления, также определены в Кодексе корпоративного управления, рекомендованном Банком России к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам 7.
Одна из основных задач корпоративного управления - обеспечение баланса интересов собственников организации и менеджмента. Зачастую интересы собственников и менеджмента различны. Главными целями собственника бизнеса являются сохранность актива, получение прибыли, развитие организации, рост капитализации. Цель менеджера - увеличение своего материального вознаграждения, расширение сфер управленческого влияния и контроля, сохранение репутации. Для достижения своих целей менеджмент порой способен действовать в ущерб интересам собственников организации, принимая решения, которые в краткосрочной перспективе позволят улучшить их материальное благосостояние, но в долгосрочной перспективе отрицательно отразятся на деятельности организации. Эффективное корпоративное управление должно быть направлено на урегулирование такого конфликта.
Особую роль корпоративное управление играет в финансовых организациях - банках, страховых компаниях, организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на финансовом рынке, и других финансовых организациях 8. Получившие широкий резонанс случаи банкротств крупных финансовых организаций на западных рынках в 2008 2009 годах наглядно продемонстрировали, к каким последствиям могут привести изъяны корпоративного управления в финансовой организации 9.
Деятельность финансовых организаций и, соответственно, система корпоративного управления в них характеризуются рядом особенностей, отличающих их от компаний, работающих в иных секторах экономики.
Прежде всего, деятельность организаций финансового сектора характеризуется повышенным уровнем риска. Стремление принимать повышенные риски со стороны менеджмента в случае успеха может существенно увеличить прибыль финансовой организации, однако в случае неудачи значительная часть потерь ляжет на плечи ее вкладчиков, клиентов и иных заинтересованных лиц. В связи с этим система корпоративного управления в финансовых организациях должна быть направлена на достижение баланса интересов не только собственников и менеджмента организации, но и иных заинтересованных лиц.
В финансовой организации менеджмент распоряжается не только средствами акционеров, но и денежными средствами и активами своих вкладчиков и клиентов, у которых, в отличие от акционеров, нет механизмов для контроля деятельности менеджмента. Интересы данных лиц должны учитываться не в меньшей степени, чем интересы собственников финансовой организации, поскольку они вправе ожидать от лиц, фактически управляющих их денежными средствами, разумности и добросовестности и в равной степени с собственниками имеют полное право на защиту своих интересов.
Помимо этого, в силу специфики финансового сектора, высокой степени взаимосвязей и взаимозависимости финансовых организаций в рамках финансовой системы банкротство одной финансовой организации может спровоцировать банкротство других, угрозу финансовой стабильности и развитие экономического кризиса. Этот системный риск вынуждает правительства многих стран укреплять финансовый сектор за счет государственного финансирования, в результате чего регуляторы и государство в целом неизбежно становятся заинтересованными сторонами в управлении финансовыми организациями с целью обеспечения финансовой стабильности и долгосрочного экономического роста. Понимание значимости финансового института и заинтересованности государства в его стабильности зачастую искажает стимулы менеджмента и собственников, у которых возникает соблазн чрезмерного принятия рисков на основе представления о том, что государство будет вынуждено спасать системно значимый финансовый институт. Поэтому в последнее время наблюдается более пристальное внимание регуляторов к корпоративному управлению в финансовых организациях.
Изменения внешней среды и новые вызовы, с которыми сталкиваются финансовые организации, будь то все большее использование различных инноваций и технологий в сфере оказания финансовых услуг или изменение нормативных требований, требуют повышенного внимания на стратегическом уровне к возникающим рискам и, как следствие, усиления роли и ответственности членов совета директоров финансовой организации.
Совет директоров как ключевой элемент корпоративного управления определяет стратегические направления деятельности финансовой организации и выступает своего рода гарантом баланса интересов менеджмента, собственников и иных заинтересованных лиц. Члены совета директоров финансовой организации должны заботиться об обеспечении надежности и стабильности деятельности финансовой организации, нацеленности на ее устойчивое долгосрочное развитие, способствовать принятию менеджментом взвешенных управленческих решений, осуществлять своевременную идентификацию рисков, в том числе оценку возможных последствий их реализации. Каждому из членов совета директоров для надлежащего осуществления своих функций необходимо четко понимать свою роль, задачи, права и принятые на себя обязанности, а также иметь соответствующий опыт, навыки и знания, понимать специфику деятельности финансовой организации и применимые к ней нормативные требования.
Анализ проблемных ситуаций с финансовыми организациями, происшедших в последние годы на российском финансовом рынке, в том числе в банковском секторе, показал, что во многом причинами проблем были недостатки в корпоративном управлении, такие как слабая позиция или недостаточная активность совета директоров в стратегическом управлении и определении бизнес-модели организации, отсутствие эффективной системы управления рисками и пренебрежение советом директоров функциями контроля за надлежащим функционированием такой системы, отсутствие прозрачной и адекватной системы вознаграждений и так далее.
Целью настоящего руководства является формирование у членов совета директоров профессионального, добросовестного и разумного подхода к управлению финансовой организацией, что, по мнению Банка России, должно способствовать укреплению целостности и надежности финансовых организаций, повышению их конкурентоспособности, а также повышению стабильности финансового рынка в целом.
Задачей настоящего руководства является обобщение ключевых аспектов деятельности совета директоров финансовой организации и вопросов, на которые необходимо обращать внимание члену совета директоров с целью более детального анализа и изучения требований нормативных правовых актов, локальных актов финансовой организации, а также соответствующей профессиональной литературы.
Обращаем внимание, что руководство не предлагает унифицированную модель поведения члена совета директоров любой финансовой организации, а содержит подходы, которые рекомендуется использовать директорам в зависимости от характера и масштаба деятельности, стратегических целей финансовой организации, ее профиля рисков и иных факторов.
Можно условно выделить как минимум три компонента, которые должны гармонично определять действия члена совета директоров. Во-первых, это знание и соблюдение закрепленных на уровне законов и подзаконных нормативных актов обязательных требований, а также внутренних документов организации, регламентирующих процессы и процедуры, связанные с корпоративным управлением, в том числе с принятием стратегических и оперативных решений, управлением рисками, функционированием систем внутреннего контроля и внутреннего аудита и так далее. Следующий компонент - не предусмотренные законодательством, но закрепленные в рекомендациях международных организаций, определяющих стандарты в области финансовой деятельности, и в Кодексе корпоративного управления лучшие практики корпоративного управления. И, наконец, этические, культурные и поведенческие рекомендации и стандарты, которыми предлагается руководствоваться для обеспечения эффективной работы совета директоров. Указанные компоненты были взяты за основу при составлении настоящего руководства.
В первой главе руководства освещаются общие вопросы формирования и функционирования совета директоров финансовой организации, понимание которых необходимо члену совета директоров, во второй главе - подходы к исполнению членом совета директоров своих функций и обязанностей и рекомендации по их надлежащему осуществлению. В третьей главе рассматриваются вопросы ответственности членов совета директоров. Кроме того, членам совета директоров предлагается перечень вопросов, ответы на которые позволят провести самооценку степени участия члена совета директоров в реализации ключевых функций совета директоров, а также степени добросовестности и разумности исполнения своих обязанностей.
------------------------------
1 Под "заинтересованными лицами" финансовых организаций в настоящем руководстве понимаются собственники, менеджмент, инвесторы, кредиторы, вкладчики, клиенты, лица, вложившие средства в инвестиционные и пенсионные фонды, потребители финансовых услуг организации, работники, регулятор и иные лица.
2 G20/OECD Principles of Corporate Governance (September 2015).
3 BCBS Guidelines on Corporate governance principles for banks (July 2015).
4 IAIS "Insurance core principles" (2015, ICP7, ICP8). См.: информационное письмо Банка России от 10.08.2016 N ИН-015-53/60 "О ключевом принципе страхования "Корпоративное управление" Международной ассоциации страховых надзоров".
5 Термины "совет директоров" и "наблюдательный совет" эквивалентны, далее по тексту используется термин "совет директоров".
6 Если из контекста не следует иное, то в настоящем руководстве под акционерами понимаются также участники общества с ограниченной ответственностью.
7Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".
8 В настоящем руководстве к финансовым организациям относятся кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, микрофинансовые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные некредитные финансовые организации, указанные в статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
9 В частности, в отчете ОЭСР "Корпоративное управление - уроки финансового кризиса" ("Corporate Governance Lessons from the Financial Crisis"), опубликованном 18.03.2009, сделаны выводы, что банки, получившие значительные убытки на фоне финансового кризиса 2008 года (Bear Stearns, Citibank, Merrill Lynch, Barclays, Credit Suisse, Fortis, HBOS, Royal Bank of Scotland, Societe Generale, UBS) пострадали в первую очередь от недостаточного внимания менеджмента и советов директоров банков к управлению рисками. Отчасти проблема заключалась и в значительных стимулах к риску, заложенных в систему вознаграждения руководства и не сопровождавшихся адекватными контрольными процедурами.
10Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
11Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
12Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
13 См., например, ст. 11.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности), п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах", п. 3 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", п. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" и другие.
14П. 2.1 Кодекса корпоративного управления.
15 В случае если в соответствии с законом или уставом организации данный вопрос находится в компетенции совета директоров. Например, в акционерных обществах, в соответствии с изменениями, внесенными в Закон об АО Федеральным законом от 19.07.2018 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", совет директоров имеет право участвовать в формировании исполнительных органов, в том числе путем передачи полномочий по избранию исполнительных органов из компетенции общего собрания акционеров в компетенцию совета директоров без возникновения у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций.
16 Особенности организации системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в отдельных видах финансовых организаций регулируются федеральными законами и нормативными актами Банка России (см., например, ст. 11.1-1, 11.1-2 Закона о банках и банковской деятельности; п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-Ф3 "Об организованных торгах"; ст. 28.1, 28.2 Закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела); ст. 6.3, 14, 25 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах), Указание Банка России от 15.04.2015 N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы" (далее - Указание Банка России N 3624-У), Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах") (далее - Положение Банка России N 242-П).
17 В случаях, когда рассмотрение отчетов отнесено к компетенции совета директоров (см., например, приказ ФСФР России от 24.05.2012 N 12-32/пз-н "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг"; приказ ФСФР России от 03.06.2008 N 08-23/пз-н "Об утверждении Требований к Правилам организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде" и др.).
18 В случае если в соответствии с уставом организации данный вопрос находится в компетенции совета директоров.
19П. 3 ст. 66 Закона об АО.
20П. 4 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
21 В ООО совет директоров может избираться на более длительный срок, если это предусмотрено уставом (п. 2 ст. 32 Закона об ООО).
22П. 1 ст. 66 Закона об АО, ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
23 См., например, ст. 11.1 Закона банках и банковской деятельности, ст. 10.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), ст. 32.1 Закона об организации страхового дела, ст. 6.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах, ст. 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон об инвестиционных фондах).
24Пп. "г" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
25Ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации; ст. 3.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
26 См., например, Закон о банках и банковской деятельности (ст. 11.1); Закон о рынке ценных бумаг (ст. 10.1); Закон об инвестиционных фондах (ст. 8); Закон об организации страхового дела (ст. 32.1); Закон о негосударственных пенсионных фондах (ст. 6.2) и так далее. Требования к деловой репутации членов совета директоров финансовой организации были внесены в указанные законы в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" (далее - Закон о деловой репутации).
27Закон о деловой репутации выделяет 25 оснований, по которым деловая репутация может быть признана неудовлетворительной.
28 Подробнее о требованиях Закона о деловой репутации в отношении членов совета директоров финансовой организации см. главу 3 настоящего руководства.
29П. 2.3.1 Кодекса корпоративного управления.
30 В соответствии с п. 4 ст. 66 Закона об АО при кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными в состав совета директоров считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
31П. 4 ст. 66 Закона об АО.
32 Согласно п. 3 ст. 66.3 ГК РФ по решению участников непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний совета директоров. В соответствии с п. 9 ст. 37 Закона об ООО уставом ООО может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и (или) членов ревизионной комиссии общества. Таким образом, в ООО по общему правилу кумулятивное голосование не проводится.
33Ч. 3 ст. 52 Закона об АО.
34 В случае непредставления членом совета директоров таких сведений, кредитная организация обязана в том же порядке раскрыть информацию о данном факте.
35 См. ст. 92.2 Закона об АО, ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг.
36 Соответствующие изменения в абз. 2 п. 7 ст. 53 Закона об АО вступили в силу 19.07.2018 (Федеральный закон от 19.07.2018 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"). До внесения изменений указанное право могло возникнуть у совета директоров только в том случае, если акционеры не выдвинули достаточное количество кандидатов.
37Пп. 8 п. 186 Кодекса корпоративного управления.
38 Вопросы ответственности членов совета директоров финансовой организации более подробно рассмотрены в главе 3 настоящего руководства.
39П. 2.3.3 Кодекса корпоративного управления.
40 В случае если в составе совета директоров создается комитет по номинациям, данная функция осуществляется комитетом по номинациям.
41Пп. 8 п. 186 Кодекса корпоративного управления.
42 В частности, в случае выдвижения кандидатов в новый состав совета самим советом директоров в соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 53 Закона об АО.
43П. 100 Кодекса корпоративного управления.
44 Кодекс корпоративного управления (п. 100) рекомендует относить к исполнительным директорам не только членов исполнительных органов, но и лиц, являющихся членами исполнительных органов управляющей организации общества и (или) находящихся в трудовых отношениях с обществом или управляющей организацией общества.
45П. 2.4.1 Кодекса корпоративного управления.
46 Законодательством, регулирующим деятельность отдельных видов финансовых организаций, сформулированы также иные критерии независимости члена совета директоров. Например, согласно п. 4 ст. 6.1 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" независимым директором считается лицо, которое не связано с центральным контрагентом, с контролирующим лицом центрального контрагента, лицом, оказывающим на центрального контрагента значительное влияние и с существенным участником клиринга.
47Приложение 4 Положения Банка России от 24.02.2016 N 534-П "О допуске ценных бумаг к организованным торгам".
48 Например, согласно п. 2.18 Правил листинга ПАО Московская Биржа для включения акций в котировальный список первого уровня в состав совета директоров эмитента должно входить не менее одной пятой состава совета и не менее трех независимых директоров, а для включения акций в котировальный список второго уровня - не менее двух.
49Ст. 67 Закона об АО. Аналогичное положение может быть предусмотрено в уставе ООО на основании п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
50П. 2 ст. 66 Закона об АО, п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
51П. 2.8 Кодекса корпоративного управления.
52 В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона об АО в публичном акционерном обществе с 01.07.2020 комитет по аудиту создается в обязательном порядке для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе с оценкой независимости аудитора публичного общества и отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
53П. 2.8.1 Кодекса корпоративного управления.
54 См., например, п. 1 приложения 1 к Положению Банка России N 242-П.
55 См., например, Указание Банка России N 3624-У.
56 Наличие в составе совета директоров комитета по вознаграждениям является обязательным для публичных акционерных обществ, акции которых включены в котировальные списки первого и второго уровня Московской Биржи (п. 2.18 Правил листинга Московской Биржи).
57П. 2.8.3 Кодекса корпоративного управления.
58 В случае если законом и уставом избрание (назначение) на должность членов исполнительных органов относится к компетенции совета директоров.
59Ст. 68 Закона об АО, п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
60 При разработке данного документа финансовые организации могут взять за основу Положение о совете директоров публичного акционерного общества, рекомендованное к применению Банком России (информационное письмо Банка России от 15.09.2016 N ИН-015-52/66 "О положениях о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества").
61П. 1 ст. 68 Закона об АО к указанным лицам также относит должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита).
62П. 1 ст. 68 Закона об АО. В ООО данный вопрос законодательно не урегулирован и относится к сфере внутреннего нормотворчества.
63 Перечень наиболее важных вопросов см. в п. 170 Кодекса корпоративного управления.
64П. 3 ст. 68 Закона об АО, п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
65П. 2.7.4 Кодекса корпоративного управления.
66П. 3 ст. 68 Закона об АО. Аналогичное положение может быть предусмотрено в уставе ООО в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
67П. 3 ст. 68 Закона об АО.
68П. 4 ст. 68 Закона об АО. Аналогичное положение может быть предусмотрено в уставе ООО в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
69П. 166 Кодекса корпоративного управления.
70 Более подробно данный вопрос раскрывается в главе 3 настоящего руководства.
71П. 2 ст. 64 Закона об АО, п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
72П. 4.1.1 Кодекса корпоративного управления.
73П. 4.1.3 Кодекса корпоративного управления.
74П. 4.1.4 Кодекса корпоративного управления.
75П. 4.2.1 Кодекса корпоративного управления.
76 К ним, в частности, относятся представители интересов Российской Федерации как акционера в совете директоров акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, являющиеся государственными служащими (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
77П. 4.2.2 Кодекса корпоративного управления.
78П. 2.9 Кодекса корпоративного управления.
79 Аналогичные нормы также содержатся в ст. 71 Закона об АО и ст. 44 Закона об ООО.
80П. 2 ст. 71 Закона об АО и п. 2 ст. 44 Закона об ООО.
81 Пп. 2.6, 2.6.1 Кодекса корпоративного управления.
82 См. абз. 5 п. 3 Постановления Пленума ВАС N 62.
83 См. абз. 2 п. 2 Постановления Пленума ВАС N 62.
84 См., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2016 N Ф05-10158/2016 по делу N А41-29354/15.
85 См., например, Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2014 N Ф09-2073/14 по делу N А50-12101/2013.
86 В случае если в соответствии с законом или уставом организации данный вопрос находится в компетенции совета директоров.
87 Особенности организации системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в отдельных видах финансовых организаций регулируются специальными законами и нормативными актами Банка России (см., например, ст. 11.1-1 Закона о банках и банковской деятельности, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах", ст. 28.1, 28.2 Закона об организации страхового дела, ст. 6.3, 14, 25 Закона о негосударственных пенсионных фондах, Указание Банка России N 3624-У, Положение Банка России N 242-П).
88 См., например, Инструкцию Банка России от 17.06.2014 N 154-И "О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда" (далее - Инструкция Банка России N 154-И).
89 При проведении оценки практики корпоративного управления основное внимание необходимо уделить разграничению полномочий и определению ответственности каждого органа финансовой организации, и оценке выполнения возложенных на него функций и обязанностей.
90 В случае если организация является частью разветвленной корпоративной структуры (группы компаний).
91 См., например, Инструкцию Банка России N 154-И.
92 К числу таких документов можно отнести настоящее руководство, Кодекс корпоративного управления, а также ключевые документы по вопросам теории и практики корпоративного управления, выпущенные международными организациями: G20/OECD Principles of Corporate Governance (September 2015), BCBS Guidelines on Corporate governance principles for banks (July 2015) IAIS "Insurance core principles" (2015, ICP7, ICP8) и др.
93 Такое сообщение должно быть сделано до начала обсуждения вопроса, по которому у такого члена совета директоров имеется конфликт интересов, на заседании совета директоров или его комитета с участием такого члена совета директоров.
94 Например, требовать перерыва в заседании совета директоров или переноса заседания.
95 Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19, к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа.
96 Помимо возможности привлечения к гражданско-правовой ответственности на общих основаниях, члены совета директоров могут быть привлечены к субсидиарной ответственности в качестве контролирующего лица организации в соответствии с главой III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в частности, за невозможность полного погашения требований кредиторов (ст. 61.11), неподачу заявления должника (ст. 61.12) и ответственности за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием (неоспариванием) требований кредиторов (ст. 61.13), а применительно к отдельным видам финансовых организаций также в соответствии со ст. 184.13, 187.12, 189.12, 189.23 и др. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
97 Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС N 62 под директором понимается лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган - директор, генеральный директор и т.д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица - члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества.
98Ст. 71 Закона об АО, ст. 44 Закона об ООО, п. 2 ст. 53.1 ГК РФ.
99 Конкретные подходы и стандарты, которыми следует руководствоваться членам совета директоров для соблюдения данных принципов, освещены в главе 2 настоящего руководства.
100 Иначе говоря, рисковый характер предпринимательской деятельности предполагает возможность наступления негативных последствий даже при соблюдении директором принципов добросовестности и разумности. Данная концепция положена в основу Постановления Пленума ВАС N 62, в абз. 2 п. 1 которого отмечается, что негативные последствия, наступившие для юридического лица в период, когда в состав органов юридического лица входил директор, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности его действий (бездействия), так как возможность возникновения таких последствий сопутствует рисковому характеру предпринимательской деятельности.
101П. 139 Кодекса корпоративного управления.
102 Требования Закона о деловой репутации распространяются, в частности, на членов совета директоров кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций и микрофинансовых компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.