Паспорт
национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
(утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16))
1. Основные положения
Краткое наименование национального проекта |
Малое и среднее предпринимательство (МСП) |
Срок начала и окончания |
15 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г. |
Куратор национального проекта |
А.Г.Силуанов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации |
||
Руководитель национального проекта |
М.С.Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации |
||
Администратор национального проекта |
В.А. Живулин, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации |
2. Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта
3. Структура национального проекта
О структуре национального проекта
Национальный проект структурирован таким образом, чтобы предложить необходимые меры поддержки предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее - регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт.
Наполнение и группировка задач федеральных проектов, предусмотренных национальным проектом, осуществлена исходя из эффективности таких мероприятий с точки зрения их влияния на достижение национальных целей, достаточности, а также необходимости с учетом текущих потребностей сектора малого и среднего предпринимательства.
В структуре национального проекта приоритизированы сроки мероприятий по разработке нормативных правовых актов, необходимых для решения задач национального проекта: внесение в законодательство Российской Федерации основных изменений, направленных на снижение административной и финансовой нагрузки на малые и средние предприятия, а также принятие актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих параметры реализуемых механизмов государственной поддержки, будет обеспечено в 2019 году, что позволит зафиксировать "правила игры" и создать условия для развития сектора малого и среднего бизнеса темпами, необходимыми для достижение целевых ориентиров национального проекта.
Наиболее значимыми результатами в рамках федерального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" станут:
отработка ключевых параметров специального налогового режима для самозанятых граждан в 4 субъектах Российской Федерации с последующим законодательным закреплением его действия на всей территории Российской Федерации;
освобождение к 2024 году более 1,2 млн. субъектов МСП от подачи налоговой декларации при использовании контрольно-кассовой техники;
принятие переходных налоговых режимов в целях стимулирования роста субъектов МСП и перехода микропредприятий в малые и малых в средние;
законодательное закрепление понятия "социальное предпринимательство" в целях предоставления этой категории предпринимателей особых мер поддержки;
введение на 2019 - 2020 годы моратория на проведение плановых проверок в отношении определенных категорий субъектов малого предпринимательства.
Выявление и устранение барьеров нормативного характера будет осуществляться в рамках механизма "Трансформация делового климата" при активном участии бизнес-сообщества.
Реализация комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий деятельности для самозанятых граждан внесет существенный вклад в достижение целевого показателя Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и целевого ориентира национального проекта - увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей к 2024 году 25 млн. человек. Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых, к 2024 году составит 2,4 млн. человек, что составляет порядка 41 процента от общего роста численности занятых в секторе МСП, запланированного в рамках реализации национального проекта.
В соответствии с Указом N 204 в качестве отдельной задачи национального проекта выделено создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь основную роль играют федеральные проекты "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию", направленные на создание условий для перехода микропредприятий в разряд малых, а затем средних за счет расширения бизнеса и роста продолжительности жизни предприятий. В целях решения задачи по увеличению доли малых и средних предприятия, где сосредоточен наибольший потенциал для роста числа занятых и добавленной стоимости, национальным проектом предусмотрена многоканальная система оказания финансовой, имущественной, образовательной поддержки МСП. Приоритизированы направления поддержки производственного и инновационного бизнеса - за счет реализации механизмов обеспечения доступа таких компаний к производственным площадям и мощностям на льготных условиях, поддержки субъектов МСП в целях их ускоренного развития в моногородах, а также поддержки экспортеров, являющихся субъектами МСП.
Наиболее значимые ожидаемые результаты реализации федеральных проектов "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" и "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства":
обеспечена доступность финансовых ресурсов для МСП за счет реализации программы льготного кредитования субъектов МСП, механизмов финансовой поддержки в рамках Национального гарантийной системы, обеспечения доступа субъектов МСП к инструментам фондового рынка и лизингового финансирования. По итогам реализации национального проекта совокупный объем долгового портфеля субъектов МСП составит 10 трлн. рублей; при этом уже в 2019 году планируется предоставить кредитов субъектам МСП по льготной ставке, не превышающей 8,5 процентов, в объеме 1,0 трлн. рублей;
более 15,0 тыс. субъектов МСП выведены на экспорт к 2024 году при поддержке региональной инфраструктуры экспортной поддержки;
доля экспорта МСП в общем объеме несырьевого экспорта в 2024 году составит не менее 10%.
На решение задачи Указа N 204 по созданию системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации направлен комплекс мероприятий соответствующего федерального проекта, в рамках которого к 2024 году планируется обеспечить количество вновь вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве не менее 126 тыс. человек, создать условия развития субъектов МСП в агропромышленном комплексе, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В отдельный федеральный проект выделена популяризация предпринимательства в целях обеспечения условий для вовлечения как можно большего количества граждан с соответствующими компетенциями в предпринимательскую деятельность и обеспечение притока новых субъектов МСП, которые впоследствии будут расти и развиваться.
Планируется, что участие в мероприятиях федерального проекта "Популяризация предпринимательства" в 2019 - 2024 годах примут около 3,0 млн. человек.
Информация о влиянии каждого из федеральных проектов на достижение целей национального проекта:
4. Задачи и результаты национального проекта
4.1. Федеральный проект (Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности)
4.2. Федеральный проект (Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию)
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей | |||
1.1 |
Законодательно обеспечено за счет средств федерального бюджета предоставление субсидий АО "Корпорация "МСП" на финансовое обеспечение исполнения обязательств АО "Корпорация "МСП" по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в период с 2019 по 2024 гг., в целях увеличения объемов гарантийной поддержки в рамках расширения объемов кредитования субъектов МСП в рамках Национальной гарантийной системы (далее - НГС) |
1 марта 2019 г. |
В.А. Живулин |
1.2 |
Предоставлена субсидия АО "Корпорация "МСП" на финансовое обеспечение исполнения обязательств АО "Корпорация "МСП" по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в период с 2019 г. по 2024 гг., в размере 14,318 млрд. рублей в том числе: в 2020 году - 1,588 млрд. рублей; в 2021 году - 2,743 млрд. рублей; в 2022 году - 3,041 млрд. рублей; в 2023 году - 3,329 млрд. рублей; в 2024 году - 3,617 млрд. рублей |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
1.3 |
Предоставлены субсидии органам государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие РГО, осуществляющих деятельность в рамках НГС с учетом присвоенного ранга в размере 14,054 млрд. рублей, в том числе: в 2019 году - 2,092 млрд. рублей; в 2020 году - 0,662 млрд. рублей; в 2021 году - 1,092 млрд. рублей; в 2022 году - 3, 477 млрд. рублей; в 2023 году - 5,092 млрд. рублей; в 2024 году - 1,638 млрд. рублей |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
1.4. |
Осуществлен взнос в уставный капитал АО "Корпорация "МСП" в целях докапитализации АО "МСП Банк" в целях увеличения объемов гарантийной поддержки в рамках расширения объемов кредитования субъектов МСП в рамках НГС в размере 5 млрд. рублей в 2019 году |
20 декабря 2019 г. |
В.А. Живулин |
1.5. |
Обеспечен консолидированный объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках НГС, и кредитов, выданных в рамках программы предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке, в размере 10 трлн. рублей в 2019 - 2024 годах2: в 2019 году - 1,12 трлн. рублей; в 2020 году - 1,38 трлн. рублей; в 2021 году - 1,57 трлн. рублей; в 2022 году - 1,77 трлн. рублей; в 2023 году - 1,97 трлн. рублей; в 2024 году - 2,17 трлн. рублей |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
1.6. |
Совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, осуществлен на ежегодной основе отбор, подготовка и сопровождение проектов в приоритетных отраслях для получения финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках НГС и кредитов, выданных в рамках программы предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам |
20 декабря 2024 г. |
А.К.Ниязметов |
1.7. |
Обеспечен консолидированный объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках НГС, и кредитов, выданных в рамках программы предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП Дальневосточного федерального округа на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке, в размере 420,8 млрд. рублей в 2019 - 2024 годах, в том числе2: в 2019 году - 37,4 млрд. рублей (прирост на 62% по сравнению с 2018 годом); в 2020 году - 46,7 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2019 годом); в 2021 году - 58,4 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2020 годом); в 2022 году - 73 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2021 годом); в 2023 году - 91,2 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2022 годом); в 2024 году - 114,1 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2023 годом). |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
1.8. |
Совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, осуществлен на ежегодной основе отбор, подготовка и сопровождение проектов в приоритетных отраслях для получения финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках НГС и кредитов, выданных в рамках программы предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам |
20 декабря 2024 г. |
О.В.Рхуллаева |
1.9. |
Обеспечен консолидированный объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках НГС, и кредитов, выданных в рамках программы предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП Северо-Кавказского федерального округа на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке, в размере 56,4 млрд. рублей в 2019 г. - 2024 годах., в том числе2: в 2019 году - 5,0 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2018 годом); в 2020 году - 6,3 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2019 годом); в 2021 году - 7,8 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2020 годом); в 2022 году - 9,8 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2021 годом); в 2023 году - 12,2 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2022 годом); в 2024 году - 15,3 млрд. рублей (прирост на 25% по сравнению с 2023 годом) |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
1.10. |
Утвержден механизм распределения объемов льготного кредитования, включая механизм квотирования, среди субъектов Российской Федерации в рамках программы предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке с целью обеспечения равного доступа субъектов МСП к льготному кредитованию на всей территории Российской Федерации |
1 июля 2019 г. |
В.А. Живулин |
1.11. |
Обеспечена докапитализация региональных лизинговых компаний, созданных с участием АО "Корпорация "МСП" |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
1.12. |
Предоставлена субсидия бюджету Республики Крым3 на создание региональной лизинговой компании в Республике Крым |
20 декабря 2019 г. |
В.А. Живулин |
1.13. |
Обеспечен объем лизингового портфеля, сформированного в рамках поддержки субъектов МСП, оказанной региональными лизинговыми компаниями, созданными с участием АО "Корпорация "МСП" в 2019 - 2024 гг., в т.ч.: в 2019 году 8,56 млрд. рублей; в 2020 году 12,93 млрд. рублей; в 2021 году 17,23 млрд. рублей; в 2022 году 21,86 млрд. рублей; в 2023 году 26,89 млрд. рублей; в 2024 году 32,93 млрд. рублей |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
1.14. |
Определен механизм оказания государственной поддержки субъектам МСП в части их кредитования под залог прав на интеллектуальную собственность за счет финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках НГС, и кредитов, выданных в рамках программы предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП |
1 июля 2019 г. |
С.Н.Горьков |
1.15. |
Осуществлено кредитование субъектов МСП под залог прав на интеллектуальную собственность в размере 31 млрд. рублей в 2019 - 2024 годах, в том числе: в 2019 году - 1,0 млрд. рублей; в 2020 году - 2,0 млрд. рублей; в 2021 году - 4,0 млрд. рублей; в 2022 году - 6,0 млрд. рублей; в 2023 году - 8,0 млрд. рублей; в 2024 году - 10,0 млрд. рублей. |
20 декабря 2024 г. |
С.Н.Горьков |
1.16. |
Обеспечено льготное кредитование АО "МСП Банк" предпринимателей каждой приоритетной группы (молодежь, женщины, инвалиды, предприниматели старше 45 лет и другие), а также микрофинансовых организаций с государственным участием для кредитования предпринимателей каждой приоритетной группы (женщины, предприниматели старше 45 лет), в том числе утверждены льготные кредитные продукты АО "МСП Банк" |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
1.17. |
Разработан и реализован специальный кредитный продукт (промышленная ипотека) для резидентов промышленных площадок в целях создания (строительства, реконструкции) производственных помещений |
20 декабря 2019 г. |
В.А. Живулин |
1.18. |
Реализованы на ежегодной основе рыночные механизмы рефинансирования портфелей кредитов МСП коммерческих банков с использованием секьюритизации (привлечение кредитными организациями заемных средств через размещение и обслуживание облигаций с залоговым обеспечением в виде портфелей кредитов МСП) |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
2. Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектами МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования | |||
2.1. |
Разработаны и утверждены механизмы доступа субъектов МСП к фондовому рынку, в том числе: гарантийная поддержка институтов развития в части выхода предприятий на фондовый рынок; специальные биржевые тарифы для эмитентов - субъектов МСП; участие институтов развития в качестве "якорных" инвесторов в выпусках ценных бумаг субъектов МСП; стимулирование выхода компаний малой и средней капитализации на фондовый рынок, в том числе посредством предоставления им государственной поддержки; развитие финансирования субъектов МСП с помощью краудинвестинговой платформы |
30 декабря 2020 г. |
М.В.Мамута |
2.2. |
Создана информационно-аналитическая инфраструктура "Сектора Роста" на Московской Бирже, в том числе: в 2019 году проведены периодические аналитические исследования эмитентов "Сектора Роста" и кандидатов на выход в "Сектор Роста" с презентацией результатов для инвестиционного сообщества; в 2020 году создан индекс "Сектора Роста"; в 2020 году создан информационно-аналитический портал для инвесторов и компаний |
20 декабря 2020 г. |
М.В. Мамута |
3. Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП | |||
3.1. |
Разработан и утвержден механизм субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по лизинговым сделкам субъектов МСП |
20 декабря 2019 г. |
В.А. Живулин |
3.2. |
Снижена стоимость лизинга для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в отдельных отраслях экономики (кроме сельскохозяйственного производства, транспорта и торговли), путем применения механизма субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по лизинговым сделкам, объем которых суммарно за 2022 - 2024 годы составит 107,6 млрд. рублей, в том числе: в 2022 году - 23,98 млрд. рублей; в 2023 году - 38,68 млрд. рублей; в 2024 году - 44,946 млрд. рублей |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
3. Повышение доступности финансирования микро и малого бизнеса за счет микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга | |||
4.1. |
Разработана концепция развития государственных микрофинансовых организаций |
20 декабря 2019 г. |
В.А. Живулин |
4.2. |
Предоставлены субсидии из федерального бюджета органам государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных МФО, а также субсидии МФО на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам субъектов МСП, в размере 21 432,8 млрд. рублей, в том числе: в 2019 году - 4,736 млрд. рублей; в 2020 году - 1,37674 млрд. рублей; в 2021 году - 1,820 млрд. рублей; в 2022 году - 7,247 млрд. рублей; в 2023 году - 5,400 млрд. рублей; в 2024 году - 0,853 млрд. рублей |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
4.3. |
Государственными микрофинансовыми организациями обеспечен доступ субъектов МСП к заемным средствам и увеличен объем выдаваемых микрозаймов до 20 млрд. рублей ежегодно в количестве не менее 20700 единиц |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
4.4. |
Нормативно закреплена минимальная доля в размере 10% займов, не обеспеченных залогом, в структуре портфеля микрозаймов государственных МФО |
20 декабря 2019 г. |
В.А. Живулин |
4.3. Федеральный проект (Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства)
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей | |||
1.1. |
Осуществлена интеграция Портала Бизнес-навигатора МСП с государственной информационной системой промышленности ГИСП в целях реализации на базе Портала Бизнес-навигатора МСП дополнительных функциональных возможностей для субъектов МСП, осуществляющих производственную деятельность, в том числе в части организации сбыта продукции |
28 ноября 2019 г. |
А.А. Браверман |
1.2. |
Обеспечена возможность участия субъектов МСП в формировании обновленной городской среды и инфраструктуры посредством расширения функционала Бизнес-навигатора МСП |
28 ноября 2019 г. |
А.А. Браверман |
1.3. |
Обеспечено развитие электронных сервисов поддержки субъектов МСП с целью участия субъектов МСП в закупках, предусматривающих: цифровизацию процесса участия субъектов МСП в закупках в части взаимного признания крупнейшими заказчиками типовых заявок, заполняемых субъектами МСП с использованием функционала АИС Мониторинг МСП АО "Корпорация "МСП"; консолидацию мер поддержки, оказываемых инновационным, высокотехнологичным субъектам МСП АО "Корпорация "МСП" и институтами развития в сфере инноваций; электронную платформу для развития факторинга |
30 сентября 2020 г. |
А.А. Браверман |
2. Обеспечение упрощенного доступа в электронном виде для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг | |||
2.1. |
Оцифрованы и размещены на едином государственном ресурсе все услуги и сервисы организаций инфраструктуры и меры поддержки с открытым доступом для федеральных и региональных органов власти, институтов развития и других организаций. |
1 июля 2020 г. |
В.А. Живулин |
2.2. |
Обеспечено оказание услуг и сервисов организаций инфраструктуры и мер поддержки в электронном виде (с использованием ЕСИА) субъектам МСП. |
20 декабря 2020 г. |
В.А. Живулин |
2.3. |
Обеспечен доступ субъектов МСП через единый личный кабинет (с использованием ЕСИА) к ключевым государственным и негосударственным образовательным платформам, информационным системам и производственно-сбытовым площадкам с возможностью размещения заявок и осуществления торговли в электронном виде |
20 декабря 2020 г. |
В.А. Живулин |
2.4. |
Обеспечено посредством АИС управление заявками субъектов МСП, обращающихся за финансовой поддержкой в рамках Национальной гарантийной системы (НГС), онлайн-взаимодействие между банками-партнерами и организациями-партнерами, аккредитованными участниками НГС, и заемщиками - субъектами МСП, в целях предоставления кредитно-гарантийной поддержки, включая программы льготного кредитования |
20 декабря 2020 г. |
А.А. Браверман |
2.5. |
Законодательно установлен порядок ведения единого реестра субъектов МСП -получателей поддержки, определены условия представления для формирования указанного реестра информации, ответственные за представление такой информации |
1 июля 2019 г. |
В.А. Живулин |
2.6. |
Сформирован единый реестр субъектов МСП - получателей поддержки |
20 декабря 2020 г. |
Д.Ю. Григоренко |
2.7. |
Количество вновь созданных и действующих субъектов МСП и самозанятых граждан, совершивших значимые действия во всех информационных системах в рамках национального проекта4 и улучшивших показатели выручки и/или численности занятых, достигло 2 160 тыс. ед. в 2019 - 2024 гг. (нарастающим итогом), в том числе5: в 2019 году - 700 тыс. ед.; в 2020 году - 960 тыс. ед.; в 2021 году - 1 246 тыс. ед.; в 2022 году - 1 532 тыс. ед.; в 2023 году - 1 842 тыс. ед.; в 2024 году - 2 160 тыс. ед. |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
3. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей | |||
3.1. |
Установлена административная ответственность за нарушение крупнейшими заказчиками требований постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП по результатам закупок с учетом особенностей регионов, в которых отсутствуют крупнейшие заказчики регионального уровня, определяемые Правительством Российской Федерации |
20 декабря 2019 г. |
А.В. Доценко |
3.2. |
Расширен горизонт планирования поставщиками закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", у субъектов МСП до 3 лет с учетом особенностей регионов, в которых отсутствуют крупнейшие заказчики регионального уровня, определяемые Правительством Российской Федерации |
01 июля 2019 г. |
А.М. Лавров |
3.3. |
Увеличена доля закупок крупнейших заказчиков, участниками которых являются только субъекты МСП, до 18% к 2020 году |
20 декабря 2020 г. |
А.М. Лавров |
4. Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков | |||
4.1. |
Обеспечено распространение на поставщиков механизмов факторинга в закупках у субъектов МСП крупнейших заказчиков посредством определения в положениях о закупках сведений о возможности применения факторинга у не менее чем 100 крупнейших заказчиков, с учетом особенностей регионов, в которых отсутствуют крупнейшие заказчики регионального уровня, определяемые Правительством Российской Федерации |
1 июля 2019 г. |
А.А. Браверман |
4.2. |
В программы повышения качества управления закупочной деятельности компаний из числа субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием включены показатели эффективности с методикой расчета, связанные с обеспечением закупок у субъектов МСП, с учетом особенностей регионов, в которых отсутствуют крупнейшие заказчики регионального уровня, определяемые Правительством Российской Федерации |
1 марта 2019 г. |
А.А. Браверман |
4.3. |
Обеспечен объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП, зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа6, в том числе: в 2019 году в размере не менее 137,7 млрд рублей (прирост на 50% по сравнению с 2018 годом); в 2020 году в размере не менее 172,1 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2019 годом); в 2021 году в размере не менее 215,1 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2020 годом); в 2022 году в размере не менее 268,9 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2021 годом); в 2023 году в размере не менее 336,1 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2022 годом); в 2024 году в размере не менее 420,1 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2023 годом). |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
4.4. |
Обеспечен объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа6, в том числе: в 2019 году в размере 35,44 не менее млрд рублей (прирост на 50% по сравнению с 2018 г. годом); в 2020 году в размере не менее 44,30 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2019 г. годом); в 2021 году в размере не менее 55,37 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2020 г. годом); в 2022 году в размере не менее 69,22 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2021 годом); в 2023 году в размере не менее 86,52 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2022 годом); в 2024 году в размере не менее 110,00 млрд рублей (прирост на 25% по сравнению с 2023 годом). |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
4.5. |
Внедрены механизмы и разработаны методические рекомендации развития ("выращивания") поставщиков - субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков, в том числе с использованием инфраструктуры поддержки МСП |
20 декабря 2020 г. |
А.А. Браверман |
4.6. |
Обеспечена реализация ежегодно не менее 5 компаниями с иностранным участием, локализующими или планирующими локализовать производство на территории Российской Федерации, мероприятий по встраиванию российских субъектов МСП в цепочки поставок в целях повышения уровня локализации производства на территории Российской Федерации, в том числе посредством налаживания делового сотрудничества между российскими субъектами МСП и такими компаниями |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
4.7. |
Сформирован с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации реестр производственных субъектов МСП - потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков, включающий не менее (нарастающим итогом): 10 000 субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2019 г.; 20 000 субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 г.; 30 000 субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2021 г.; 40 000 субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2022 г.; 50 000 субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2023 г.; 60 000 субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2024 г. |
1 апреля 2024 г. |
А.А. Браверман |
4.8. |
Объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов малого и среднего предпринимательства, составил7: в 2019 году - 3,0 трлн рублей; в 2020 году - 3,4 трлн. рублей; в 2021 году - 3,8 трлн. рублей; в 2022 году - 4,2 трлн. рублей; в 2023 году - 4,6 трлн. рублей; в 2024 году - 5,0 трлн. рублей. |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
5. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология | |||
5.1. |
Обеспечен льготный доступ субъектов МСП к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний, в том числе для целей участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков, путем создания в субъектах Российской Федерации не менее 129 промышленных парков, технопарков, в том числе в сфере высоких технологий и агропромышленного производства, с применением механизмов государственно-частного партнерства в период 2019 - 2024 годы: 2019 г. - 4,5 млрд. рублей, 22 парка; 2020 г. - 2,0 млрд. рублей, 10 парков; 2021 г. - 2,0 млрд. рублей, 10 парков; 2022 г. - 16,0 млрд. рублей, 61 парк; 2023 г. - 5,5 млрд. рублей, 26 парков. При этом общий объем инвестиций в основной капитал за период 2019 - 2024 гг. составит 109,8 млрд рублей, в том числе по годам: 2019 г. - 13,3 млрд. рублей; 2020 г. - 20,8 млрд. рублей; 2021 г. - 24,0 млрд. рублей; 2022 г. - 24,5 млрд. рублей; 2023 г. - 13,1 млрд. рублей; 2024 г. - 14,1 млрд. рублей |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
5.2. |
Нормативно закреплены технические и организационные требования к деятельности центров "Мой бизнес", а также перечень и регламент оказываемых услуг субъектам МСП |
1 апреля 2019 г. |
В.А. Живулин |
5.3. |
Организовано оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП в Центрах "Мой бизнес", в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, социального предпринимательства и в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экология, женское предпринимательство, а также услуг АО "Корпорация "МСП" и АО "Российский экспортный центр", не менее чем в 100 Центрах "Мой бизнес", в том числе по годам (нарастающим итогом): 2019 г. - 20 Центров "Мой бизнес"; 2020 г. - 40 Центров "Мой бизнес"; 2021 г. - 80 Центров "Мой бизнес"; 2022 г. - 100 Центров "Мой бизнес"; 2023 г. - 100 Центров "Мой бизнес"; 2024 г. - 100 Центров "Мой бизнес". К 2024 году доля субъектов МСП, охваченных услугами Центров "Мой бизнес" составит 10%, в том числе по годам: 2019 г. - 3%; 2020 г. - 4%; 2021 г. - 5%; 2022 г. - 7%; 2023 г. - 9%; 2024 г. - 10% |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
5.4. |
Разработаны образовательные программы и обеспечено обучение региональных (муниципальных) команд, организаций инфраструктуры поддержки МСП. Количество команд, прошедших обучение за период 2019 - 2024 гг. составит 955 единиц, в том числе: 85 региональных команд, 170 муниципальных команд, 700 команд организаций инфраструктуры поддержки МСП. Количество человек, прошедших обучение к 2024 году составит 5,5 тыс. человек, в том числе по годам: 2019 г. - 179 команд (количество человек, прошедших обучение - 2 000 ед.); 2020 г. - 323 команды (количество человек, прошедших обучение и повысивших квалификацию - 3 360 ед.); 2021 г. - 323 команды (количество человек, прошедших обучение и повысивших квалификацию - 4 950 ед.); 2022 г. - 130 команд (количество человек, прошедших обучение и повысивших квалификацию - 5 500 ед.); 2023 г. - 700 команд повысят квалификацию (количество человек, повысивших квалификацию 5500); 2024 г. - 700 команд повысят квалификацию (количество человек, повысивших квалификацию 5500) |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
5.5. |
Оказана поддержка ежегодно не менее 100 инновационным, высокотехнологичным субъектам МСП, в том числе стартап-предприятям и "газелям" |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
5.6. |
Разработана и реализована программа поддержки субъектов МСП в целях их ускоренного развития в моногородах. Количество субъектов МСП в моногородах, получивших поддержку, к 2024 году составит 4511 единиц, в том числе: в 2019 году - 1197 субъектов МСП; в 2020 году - 182 субъекта МСП; в 2021 году - 673 субъектов МСП; в 2022 году - 894 субъекта МСП; в 2023 году - 893 субъекта МСП; в 2024 году - 672 субъекта МСП |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
5.7. |
Разработана и реализована программа "Расширение использования франшиз в секторе МСП" (сопровождение при "упаковке" бизнес-идеи во франшизу), в частности, разработано не менее 20 новых франшиз в регионах ежегодно |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
5.8. |
Предоставлены субсидии из федерального бюджета Федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" в целях предоставления грантов субъектам малого предпринимательства на разработку и создание производства инновационной продукции под задачи крупного российского бизнеса, на создание и (или) расширение производства инновационной продукции, а также на осуществление НИОКР, в том числе в сфере спорта, городской среды, экологии, социального предпринимательства в размере 28,754 млрд. рублей, в том числе: в 2019 г. - 4,5 млрд. рублей; в 2020 г. - 0,225 млрд. рублей; в 2021 г. - 1,7125 млрд. рублей; в 2022 г. - 9,0625 млрд. рублей; в 2023 г. - 8,5 млрд. рублей; в 2024 г. - 4,754 млрд. рублей Количество инновационных субъектов малого предпринимательства, получивших поддержку, к 2024 г. составит не менее 1212 единиц, в том числе: в 2019 г. - не менее 207 ед.; в 2020 г. - не менее 88 ед.; в 2021 г. - не менее 198 ед.; в 2022 г. - не менее 230 ед.; в 2023 г. - не менее 237 ед.; 2024 г. - не менее 252 ед. |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
6. Модернизация системы поддержки экспортеров - субъектов малого и среднего предпринимательства | |||
6.1. |
Законодательно закреплены порядок учета и сбора информации о количестве и объемах несырьевого экспорта товаров (работ, услуг) субъектов МСП-экспортеров без увеличения объема отчетности для субъектов МСП |
20 декабря 2019 г. |
В.А. Живулин |
6.2. |
Разработана и начата реализация кредитно-гарантийных продуктов АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк" с льготными условиями финансирования для субъектов МСП - экспортно-ориентированных компаний либо экспортеров в целях его включения в единый комплекс мер поддержки экспорта ("коробочный продукт"), разработка и реализация которого предусмотрена в рамках национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта |
15 октября 2019 г. |
А.А. Браверман |
6.3. |
Внедрена система "Инвестиционный лифт" в сфере несырьевого экспорта в субъектах Российской Федерации, с участием региональных гарантийных организаций, центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП (ЦПЭ), региональных фондов развития промышленности (в случае принятия законов субъектов Российской Федерации о создании региональных фондов развития с учетом модельного закона, подготовленного Минпромторгом России совместно с Минфином России при участии АО "Корпорация "МСП" и системообразующих банков). Система "Инвестиционный лифт" включена субъектами Российской Федерации в региональные проекты по развитию экспорта, разрабатываемые в рамках национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта |
20 декабря 2019 г. |
А.А. Браверман |
6.4. |
АО "Российский экспортный центр" определен агентом Правительства Российской Федерации по субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на создание и развитие ЦПЭ |
20 декабря 2019 г. |
В.А. Живулин |
6.5. |
АО "Российский экспортный центр" законодательно наделено полномочиями по оценке соответствия ЦПЭ требованиям, установленным Минэкономразвития России, а также по осуществлению анализа результатов деятельности указанной инфраструктуры |
1 июня 2019 г. |
В.А. Живулин |
6.6. |
Доступ субъектов МСП к экспортной поддержке обеспечен во всех субъектах Российской Федерации, в том числе с привлечением торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований. Не менее чем в 75 субъектах Российской Федерации функционируют ЦПЭ. В других субъектах Российской Федерации определен специалист, обладающий компетенциями по консультационной поддержке экспортеров. Количество субъектов Российской Федерации, осуществляющих поддержку экспорта субъектов МСП: в 2019 г. - 72 субъектов Российской Федерации; в 2020 г. - 75 субъектов Российской Федерации; в 2021 г. - 85 субъектов Российской Федерации. Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке ЦПЭ, достигло 15,4 тыс.ед. (нарастающим итогом) к 2024 году, в том числе: в 2019 году - 3,5 тыс. ед.; в 2020 году - 7,0 тыс. ед.; в 2021 году - 9,1 тыс. ед.; в 2022 году - 11,2 тыс. ед.; в 2023 году - 13,3 тыс. ед.; в 2024 году - 15,4 тыс. ед. |
20 декабря 2024 г. |
В.А. Живулин |
6.7. |
Обеспечена реализация акселерационных программ для субъектов МСП-экспортеров, в том числе на базе ЦПЭ (мероприятия реализуются в рамках национальной программы "Международная кооперация и экспорт") |
20 декабря 2019 г. |
А.А. Слепнев |
6.8. |
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам определены показатели эффективности, характеризующие развитие экспорта малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (количество экспортеров МСП и объем несырьевого экспорта МСП субъектов Российской Федерации), в том числе в целях формирования региональных проектов развития экспорта |
1 апреля 2019 г. |
А.А. Слепнев |
4.4. Федеральный проект (Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации)
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации | |||
1.1. |
На основе предварительных итогов реализуемых в настоящее время программ по развитию сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации, Минсельхозом России совместно с АО "Корпорация МСП" доработаны рекомендации по разработке региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и обеспечена разработка и реализация комплексных программ развития сельскохозяйственной кооперации в соответствии с доработанными рекомендациями во всех субъектах Российской Федерации |
20 декабря 2024 г. |
О.Н. Лут |
1.2. |
Определены центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации во всех субъектах Российской Федерации (за исключением г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) в соответствии с доработанными Минсельхозом России совместно в АО "Корпорация "МСП" методическими рекомендациями по определению положения о центре компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации |
1 июня 2019 г. |
О.Н. Лут |
1.3. |
Разработаны Минсельхозом России совместно с АО "Корпорация МСП" и утверждены Проектным комитетом по национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" стандарты центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров |
20 декабря 2019 г. |
О.Н. Лут |
1.4. |
Утверждено постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в субъектах Российской Федерации в размере 37,368 млрд рублей , в том числе: в 2019 году в размере 7,373 млрд рублей; в 2020 году в размере 1,836 млрд рублей; в 2021 году в размере 4,608 млрд рублей; в 2022 году в размере 5,914 млрд рублей; в 2023 году в размере 8,514 млрд рублей; в 2024 году в размере 9,123 млрд рублей |
30 апреля 2019 г. |
О.Н. Лут |
1.5. |
Усовершенствован комплекс мер поддержки сельскохозяйственных кооперативов и фермеров-членов сельскохозяйственной кооперативов ("коробочный" продукт), в том числе в рамках существующих мер государственной поддержки Минсельхоза России и субъектов Российской Федерации, а также существующих продуктов АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк", АО "Россельхозбанк", АО "Росагролизинг" в части кредитно-гарантийной и финансовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов и фермеров-членов сельскохозяйственных кооперативов, являющихся субъектами МСП |
20 декабря 2019 г. |
А.А. Браверман |
1.6. |
Проведено ежегодно не менее 10 мероприятий, направленных на повышение информационной открытости закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП -сельскохозяйственных кооперативов в целях обеспечения доступа сельскохозяйственных кооперативов к закупкам сельскохозяйственной продукции крупнейшими заказчиками |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
1.7. |
Обеспечена организация ежегодных обучающих семинаров для центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров |
20 декабря 2024 г. |
А.А. Браверман |
1.8. |
Разработаны и утверждены дифференцированные требования по пропорциональному регулированию деятельности кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов |
31 декабря 2019 г. |
В.В. Чистюхин |
1.9. |
Количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, составит 126,7 тыс. человек к 2024 г. году, в том числе8: в 2019 году в количестве 18,2 тысяч человек; в 2020 году в количестве 13,0 тысяч человек; в 2021 году в количестве 15,6 тысяч человек; в 2022 году в количестве 20,0 тысяч человек; в 2023 году в количестве 28,8 тысяч человек; в 2024 году в количестве 30,9 тысяч человек |
20 декабря 2024 г. |
О.Н. Лут |
4.5. Федеральный проект (Популяризация предпринимательства)
5. Финансовое обеспечение реализации национального проекта
N |
Наименование федерального проекта и источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) |
Всего |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1. |
Федеральный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" |
904,0 |
411,4 |
494,4 |
251,4 |
251,4 |
251,4 |
2 564,0 |
1.1. |
федеральный бюджет |
904,0 |
411,4 |
494,4 |
251,4 |
251,4 |
251,4 |
2 564,0 |
1.1.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование)7 |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
1.2. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
1.2.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
1.3. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
1.3.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
1.4. |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
2. |
Федеральный проект "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию", в том числе: |
28 443,0 |
28 155,0 |
35 599,6 |
56 409,6 |
60 356,7 |
52 847,4 |
261 811,3 |
2.1. |
федеральный бюджет |
27 965.0 |
27 977,3 |
35 395,8 |
55 658,9 |
59 622,3 |
52 672,9 |
259 292,2 |
2.2. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе |
478,0 |
177,7 |
203,8 |
750.7 |
734,4 |
174,5 |
2 519,1 |
3. |
Федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", в том числе: |
30 644,9 |
13 881,4 |
18 335,9 |
43 842,7 |
36 227,9 |
24 949,4 |
167 882,2 |
3.1. |
федеральный бюджет: |
24 151,9 |
6 960,3 |
9 918,5 |
32 301,1 |
23 901,3 |
11 620,2 |
108 853,3 |
3.1.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
3.2. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
3.2.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
3.3. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе |
1 193,0 |
421,1 |
517,4 |
1 541,6 |
1 026,6 |
429,2 |
5 128,9 |
3.3.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
3.4. |
внебюджетные источники |
5 300,0 |
6 500,0 |
7 900,0 |
10 000,0 |
11 300,0 |
12 900,0 |
53 900,0 |
4. |
Федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", в том числе: |
8 001,42 |
2 039,78 |
5 049,34 |
6 461,32 |
9 250,17 |
9 958,98 |
40 761,01 |
4.1. |
федеральный бюджет |
7 373,0 |
1 836,0 |
4 608,0 |
5 914,0 |
8 514,0 |
9 123,0 |
37 368,0 |
4.1.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
4.2. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
4.2.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
4.3. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
628,42 |
203,78 |
441,34 |
547,32 |
736,17 |
835,98 |
3 393,01 |
4.3.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
4.4. |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
5. |
Федеральный проект "Популяризация предпринимательства", в том числе: |
1 416,0 |
1 376,0 |
897,0 |
1 588,0 |
1 595,3 |
1 601,5 |
8 473,8 |
5.1. |
федеральный бюджет |
1 381,0 |
1 341,0 |
862,0 |
1 532,0 |
1 522,5 |
1 528,0 |
8 166,5 |
5.1.1 |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
5.2. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
5.2.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
5.3. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
35,00 |
35,00 |
35,00 |
56,00 |
72,80 |
73,50 |
307,30 |
5.3.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
5.4. |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
6. |
Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе: |
69 409,3 |
45 863,6 |
60 376,3 |
108 553,0 |
107 681,4 |
89 608,6 |
481 492,2 |
6.1. |
федеральный бюджет* |
61 774,9 |
38 526,0 |
51 278,7 |
95 657,4 |
93 811,4 |
75 195,5 |
416 243,9 |
6.1.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
6.2. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
6.2.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
6.3. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
2 334,4 |
837,6 |
1 197,6 |
2 895,6 |
2 570,0 |
1 513,1 |
11 348,3 |
6.3.1. |
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
6.4. |
внебюджетные источники |
5 300,0 |
6 500,0 |
7 900,0 |
10 000,0 |
11 300,0 |
12 900,0 |
53 900,0 |
6. Дополнительная информация
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. года" Правительству Российской Федерации при реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы поручено обеспечить в 2024 г. году достижение целевого показателя по увеличению численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек.
В соответствии с указанным поручением Минэкономразвития России разработан паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", включающий в себя пять федеральных проектов.
Федеральный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" предусматривает реализацию мероприятий по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.
Основными мероприятиями в рамках федерального проекта являются:
освобождение субъектов МСП от подачи налоговой декларации при использовании контрольно-кассовой техники;
разработка и принятие переходных налоговых режимов в целях стимулирования роста субъектов МСП и перехода микропредприятий в малые и малых в средние;
законодательное закрепление понятия "социальное предпринимательство" в целях предоставления этой категории предпринимателей особых мер поддержки.
Также отдельно выделяются мероприятия по проведению пилотного проекта для самозанятых граждан в 4 субъектах Российской Федерации для отработки ключевых параметров специального налогового режима и последующего его законодательного закрепления. В целях стимулирования граждан к регистрации в качестве налогоплательщиков специального налогового режима предлагается обеспечить их доступ к мерам поддержки субъектов МСП, к льготным кредитам, исключить для них налоговую отчетность и предоставить возможность упрощенной регистрации.
Кроме того, мероприятия по выявлению и устранению барьеров нормативного характера планируется осуществлять в рамках механизма "Трансформация делового климата" при активном участии бизнес-сообщества.
Федеральный проект "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию" предусматривает многоканальную систему оказания финансовой поддержки, которая включает предоставление поддержки в рамках Национальной гарантийной системы с участием Корпорации, МСП Банка, региональной гарантийной инфраструктуры, предоставление микрозаймов предпринимателям государственными МФО по льготным ставкам, а также расширение лизинговой поддержки, внедрение альтернативных источников финансирования МСП, таких как выпуск облигаций и развитие краудинвестинговых платформ.
В рамках федерального проекта программа льготного кредитования субъектов МСП предусматривает следующие параметры: льготная ставка будет рассчитываться как сумма ключевой ставки, установленной Банком России, плюс 2%, но не более 8,5% годовых для конечного заемщика;
расширится число уполномоченных банков - в первую очередь за счет некрупных региональных банков, имеющих опыт кредитования субъектов МСП проект предусматривает докапитализацию АО "Корпорация "МСП" на цели расширения лизинговой поддержки субъектов МСП в рамках деятельности региональных лизинговых компаний и кредитно-гарантийной поддержки, оказываемой АО "МСП Банк". Наряду с этим, в целях увеличения объемов гарантийной поддержки при минимизации бюджетных расходов, а также с учетом лучших международных практик, предусматривается субсидирование убытков, возникающих по дефолтным кредитам субъектов МСП, гарантированным АО "Корпорация "МСП".
Федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" предусматривает комплекс мер по:
снижению издержек по созданию бизнеса, повышению уровня информированности и доступности необходимого комплекса услуг, сервисов и мер государственной поддержки для предпринимателей. В частности мероприятия направлены на обеспечение безбумажного доступа к услугам и сервисам инфраструктуры поддержки в режиме "одного окна". Отличительной чертой проекта является формирование единой цифровой среды взаимодействия с органами власти, институтами развития, партнерами и потребителями товаров (работ, услуг). В частности, предусматривается создание комфортной цифровой эко-системы для субъектов МСП, обеспечивающей возможность перехода с использованием ЕСИА между существующими информационными системами, образовательными платформами и сбытовыми площадками (В2С, В2В, B2G). Такой подход значительно расширит осведомленность предпринимателей о работе соответствующих цифровых платформ и упростит доступ к услугам, а также навигацию на этих ресурсах;
совершенствованию системы закупок. Система закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП сегодня не в полной мере обеспечивает доступ к ней малого бизнеса. Федеральный проект предлагает меры, которые позволят решить проблему сбыта для субъектов МСП и расширить долю закупок у МСП, участниками которых являются только субъекты у МСП, до 18%, с достижением общего объема закупок у субъектов МСП к 2024 г. году в размере 5 трлн рублей;
развитию и модернизации региональной инфраструктуры поддержки МСП, оказывающей комплекс услуг бизнесу. В частности, в рамках проекта предусмотрено развитие центров "Мой бизнес", которые объединяют на одной площадке все имеющиеся и необходимые ранее созданные организации инфраструктуры и институты развития в регионе. Также важным мероприятием федерального проекта является обеспечение производственных МСП доступными площадями в целях снижения их издержек на инвестиционной стадии - проект "Мой бизнес парк". Расширение сектора производственных субъектов МСП путем увеличения количества таких значимых элементов инфраструктуры имущественной поддержки субъектов МСП, как промышленные парки, технопарки, промышленные технопарки позволит увеличить объем инвестиции субъектов МСП в основной капитала и создать качественно новые производства. Субсидии субъектам Российской Федерации на развитие региональной инфраструктуры поддержки МСП будут предоставляться на условиях софинансирования (частный капитал 25 - 50%, региональный и федеральный бюджеты), приоритет будет отдан регионам, в которых зафиксировано отсутствие либо острый дефицит таких объектов, наличие резидентов. Основные направления финансирования - реконструкция производственных и офисных зданий для резидентов, инженерной инфраструктуры (внешние и внутренние сети), закупка оборудования коллективного пользования;
содействию выхода субъектов МСП на внешние рынки. Крайне низкая доля субъектов МСП осуществляют экспортную деятельность - 6%. Выход на внешние рынки позволяет субъекту МСП развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Потенциал в этом направлении достаточно большой, особенно в высокотехнологичных отраслях. В осуществлении субъектами МСП экспортной деятельности есть проблемы и недостаточной заинтересованности малого бизнеса выходить на экспорт, и наличия барьеров для экспорта, которые в основном лежат в плоскости технического регулирования. В комплекс мер поддержки МСП в несырьевом экспорте входят специальные кредитные программы, развитие сети центров поддержки экспорта МСП в регионах и реализация региональных программ поддержки.
Федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" предусматривает создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения, вовлеченного в сельскохозяйственную кооперацию, вовлечения продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами граждан, в официальный товарооборот, повышения конкурентоспособности продукции, производимой малыми формами хозяйствования, роста доходности крестьянских (фермерских) хозяйств, стимулирования прироста количества крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также оптимизацию реализуемых механизмов государственной поддержки фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в целях содействия производству и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Федеральный проект "Популяризация предпринимательства" направлен на повышение привлекательности предпринимательства и стимулирование интереса различных групп граждан к бизнесу как к той форме занятости, которая обеспечит достойный образ жизни, и как следствие рост численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса.
Федеральный проект направлен на решение трех ключевых задач: создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность. В рамах реализации федерального проекта предусматривается "таргетирование" мероприятий по выявленным группам целевой аудитории, что позволит значительно повысить эффективность коммуникации.
На решение указанных задач направлен комплекс мероприятий, в том числе проведение социологических исследований, в целях определения факторов, определяющих интерес граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, реализация федеральных информационных кампаний, разработка и проведение образовательных программ, курсов, в том числе модульных, а также методик, направленных на развитие предпринимательских компетенций для каждой целевой группы: школьники, студенты, женщины, военнослужащие, уволенные в запас, пенсионеры, безработные, инвалиды.
------------------------------
Под индивидуальным и малым предпринимательством в рамках настоящего паспорта приоритетного проекта понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям и микропредприятиям.
1 Далее - национальный проект
2 В случае:
- выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготным ставкам;
- выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета для покрытия расходов на образование резервов по гарантиям и поручительствам в целях увеличения объемов гарантийной поддержки в рамках Национальной гарантийной системы и (или) докапитализацию Национальной гарантийной системы в целях обеспечения финансовой поддержки субъектов МСП, в тех отраслях, где субсидирование перестает быть маржинальным для банков (субъекты МСП, реализующие стартап проекты в приоритетных отраслях, "быстрорастущие" инновационные высокотехнологичные предприятия -"газели", проекты, реализуемые на территории ДФО и моногородов, а также сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства и т.д.);
- обеспечения со стороны Минвостокразвития России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа выполнения п. 5 Поручения Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Дальневосточный федеральный округ 5 - 8 сентября 2017 г. N Пр-1968 от 27 сентября 2017 г. по формированию портфеля приоритетных проектов, которым необходима льготная кредитная и гарантийная поддержка для реализации их субъектами малого и среднего предпринимательства на территории Дальневосточного федерального округа в рамках программ поддержки АО "Корпорация "МСП";
- достижения темпов прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа пропорционально росту объема консолидированной финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках НГС.
3 В случае выделения в 2019 году бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление субсидии бюджету Республики Крым для целей создания межрегиональной лизинговой компании в Республике Крым".
4 Под информационными системами понимается совокупность сервисов маркетинговой, информационной, образовательной, сбытовой и иной поддержки субъектов МСП и самозанятых.
5 Под информационными системами понимается совокупность сервисов маркетинговой, информационной, образовательной, сбытовой и иной поддержки субъектов МСП и самозанятых.
6 Достижение показателя будет обеспечивать объем закупок, приходящихся на субъекты МСП на территории Дальневосточного федерального округа или Северо-Кавказского федерального округа, в объеме, превышающем среднее значение показателя по Российской Федерации (при условии исключения при расчете среднего значения показателя объемов закупок у субъектов МСП, зарегистрированных на территории города федерального значения Москвы).
7 Рассчитывается по правилам, предусмотренным для расчета годового объема закупок у субъектов МСП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352.
8 При условии внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части признания личных подсобных хозяйств, вступивших в кооператив в качестве членов, занятыми в сфере малого и среднего предпринимательства.
7. Методика расчета целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта
N п/п |
Методика расчета |
Базовые показатели |
Источник данных |
Ответственный за сбор данных2 |
Уровень агрегирования информации |
Срок и периодичность |
Дополнительная информация |
1. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, млн. чел. | |||||||
|
Численность занятых в сфере МСП, включая ИП = ИП + малые + микро+ средние + физические лица, поставленные на учет в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход |
ИП - количество индивидуальных предпринимателей, включая среднесписочную численность их работников; |
Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующих году формирования единого реестра МСП, наемных работников), размещенная в открытом доступе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://rmsp. nalog.ru/); Сведения о работе по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Отчет по форме N 1-ИП), размещенная в открытом доступе на сайте ФНС России (https ://rmsp. nalog.ru/rn7 7/related_activities/registration_ip_yl). |
|
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, категориям МСП |
|
|
|
|
Малые - среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях (без микропредприятий), количество человек; |
ФНС России |
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам экономической деятельности, категориям МСП |
ежемесячно, ежеквартально, ежегодно |
|
|
|
|
Микро - среднесписочная численность работников, занятых на микропредприятиях, количество человек; |
|
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам экономической деятельности, категориям МСП |
|
|
|
|
|
Средние - среднесписочная численность работников, занятых на средних предприятиях, количество человек; |
|
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам экономической деятельности, категориям МСП |
ежемесячно, ежеквартально, ежегодно |
|
|
|
|
Физические лица, поставленные на учет в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, количество человек. |
Программное обеспечение ФНС России АИС "НАЛОГ-3" |
ФНС России |
по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации |
ежеквартально, ежегодно |
|
2. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП, проценты | |||||||
|
Добавленная стоимость, созданная в секторе МСП, по отношению к валовой добавленной стоимости по экономике в целом |
Объем добавленной стоимости сектора МСП, млрд. руб |
Периодическая отчетность, 1-ИП, приказ Росстата от 11 августа 2016 г. N 414 Периодическая отчетность, ПМ, приказ Росстата от 11 августа 2016 г. N 414 Периодическая отчетность, МП (микро), приказ Росстата от 11 августа 2016 г. N 414 Форма N 1-предприятие, утвержденная Приказом Росстата от 27 июля 2018 г. N 461 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" |
Росстат ФНС России |
по Российской Федерации |
ежегодно |
|
3. Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта, проценты | |||||||
|
Объем несырьевого экспорта малых и средних предприятий по отношению к общему объему несырьевого экспорта |
Объем несырьевого экспорта малых и средних предприятий, тыс. долл.; Общий объем несырьевого экспорта, тыс. долл. |
ФТС России |
ФТС России |
по Российской Федерации |
ежемесячно, ежеквартально, ежегодно |
|
8. Оценка вклада федеральных проектов, предусмотренных национальным проектом, в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16))
Текст паспорта официально опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие
См. паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. Минэкономразвития России, апрель 2021 г.)