Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2019 г. N 49-АПГ18-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-СТАНДАРТ" о признании не действующим в части решения Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 28 марта 2018 г. N 4-19/01 "Об утверждении порядка и условий арендной платы за землю на 2018 год в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан"
по апелляционной жалобе Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 октября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 28 марта 2018 г. N 4-19/01 "Об утверждении порядка и условий арендной платы за землю на 2018 год в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан" (далее также - Решение N 4-19/01) утверждены порядок и условия арендной платы за землю в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан (приложение N 1); коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков (приложение N 2); ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков (приложение N 3).
Общество с ограниченной ответственностью "ГАЗ-СТАНДАРТ" (далее также - ООО "ГАЗ-СТАНДАРТ", Общество), являющееся арендатором расположенного в г. Нефтекамске земельного участка, предоставленного для использования в целях размещения и обслуживания автогазозаправочного комплекса, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Решения N 4-19/01 не действующим в части установления в подпункте 1.1 пункта 1 приложения N 1 ставки арендной платы в зоне N 4 микрорайоны: 13-25; микрорайоны: Михайловка, Касево, Ротково, Восточные в размере 17,83 руб./кв.м; установления в подпункте 15.3 пункта 15 приложения N 2 для земельных участков из числа земель жилой и общественной застройки в черте населенного пункта, на которых расположены автозаправочные станции стационарные, контейнерные на газовом топливе, в том числе передвижные, коэффициента в размере 15; установления в подпункте 6.2 приложения N 3 ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для автозаправочных станций, в размере 21,69%, указывая на несоответствие оспариваемых положений пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), а также основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление N 582).
Определением суда в связи с принятием отказа от иска прекращено производство по делу в части требований об оспаривании Решения N 4-19/01 в части установления в подпункте 1.1 пункта 1 приложения N 1 ставки арендной платы в зоне N 4 микрорайоны: 13-25; микрорайоны: Михайловка, Касево, Ротково, Восточные в размере 17,83 руб./кв.м.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 октября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: Решение N 4-19/01 признано не действующим с 1 января 2018 г. в части установления в подпункте 6.2 приложения N 3 ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для автозаправочных станций, в размере 21,69%.
В апелляционной жалобе Совет городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает отсутствующим факт нарушения признанными недействующими положениями Решения N 4-19/01 прав административного истца, поскольку срок действия договора аренды земельного участка, права на который ООО "ГАЗ-СТАНДАРТ" получило 17 апреля 2018 г. на основании соглашения об уступке прав и обязанностей, истек 2 июля 2018 г. В указанный период, а также в последующем вплоть до рассмотрения настоящего административного дела в суде, ставка арендной платы размере в 21,69% в отношении административного истца не применялась, так как новый договор аренды заключен не был. Плата за фактическое пользование земельным участком подлежит исчислению в ином порядке.
Администрация городского округа город Нефтекамск в отзыве полагала жалобу подлежащей удовлетворению.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ООО "ГАЗ-СТАНДАРТ" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" к полномочиям Правительства Республики Башкортостан в области земельных отношений отнесено, в том числе, установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.
Способы расчета размера арендной платы, а также порядок и условия внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду юридическим и физическим лицам, определены Правилами определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (далее также - Правила), утвержденными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 г. N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" (далее также - Постановление N 480).
Пунктом 1.2 Правил предусмотрено, что размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, в расчете на год определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков и рассчитывается по ставке арендной платы, устанавливаемой органами местного самоуправления с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления.
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемый в части акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его опубликования.
Подпунктом 6.2 приложения N 3 к Решению N 4-19/01 ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для автозаправочных станций, установлена в размере 21,69%.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в их числе предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Суд первой инстанции, установив, что при определении оспариваемой ставки арендной платы анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не проводились, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в соответствующей части.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм закона и соответствует обстоятельствам дела.
Доводы административного ответчика о том, что ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для автозаправочных станций, соответствует интервалу ставок, утвержденному Постановлением N 480, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не освобождало орган местного самоуправления от необходимости соблюдения принципа экономической обоснованности.
Отсутствие документов, свидетельствующих об учете экономических и иных факторов при установлении оспариваемой ставки арендной платы, подтверждено в ходе рассмотрения дела.
Вывод суда о нарушении прав и законных интересов административного истца является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований части 1 статьи 208 КАС РФ в суд обратился административный истец, не являющийся лицом, в отношении которого применен акт или субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, ООО "ГАЗ-СТАНДАРТ" является собственником расположенной на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010612:40 автозаправочной станции, право аренды указанного участка перешло к нему на основании соглашения об уступке прав и обязанностей, в связи с чем административный истец вправе требовать переоформления договора, срок действия которого истек.
Таким образом, ООО "ГАЗ-СТАНДАРТ" является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и в силу положений части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с рассмотренным в рамках настоящего дела административным исковым заявлением.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, Судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2019 г. N 49-АПГ18-27
Текст определения официально опубликован не был