Общие положения
1.1. Настоящее Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - Примерное Положение), разработано соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства РФ, 1994, N 35, ст. 3648), от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства РФ, 1995, N 50, ст. 4873), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства РФ, 1995, N 35, ст. 3503), от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства РФ, 1994, N 35 ст. 3649) и определяет основные положения и порядок взаимодействия указанных органов управления, подразделений и сил (далее - взаимодействия), участвующих в ликвидации последствий непосредственно на местах дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
1.2. Основные цели взаимодействия состоят в обеспечении: своевременного прибытия должностных лиц субъектов взаимодействия на место ДТП; оказание помощи пострадавшим в возможно короткие сроки; предотвращения распространения вторичных поражающих факторов, возникающих при ДТП; создания условий для восстановления в возможно короткие сроки нормального функционирования участка дороги, железнодорожного переезда, дорожных сооружений, а также прилегающей территории и расположенных на этой территории объектов.
1.3. Основные принципы взаимодействия: гуманное отношение к пострадавшим; законность; комплексное использование сил и средств; самостоятельность субъектов взаимодействия в выборе средств и методов решения задач в пределах установленной компетенции.
1.4. В ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий участвуют: органы внутренних дел субъектов Российской Федерации (дежурные части органов внутренних дел, следственно-оперативные группы, территориальные органы управления и подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения, в том числе подразделения дорожно-патрульной службы); органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), силы МЧС России; органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, лечебно-профилактические учреждения скорой помощи.
Состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, а также необходимость их наращивания определяется в зависимости от характера и масштабов последствий дорожно-транспортных происшествий.
1.5. Взаимодействие осуществляется на основании законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, настоящего Примерного Положения.
II. Порядок взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
2.1. Взаимодействие обеспечивается:
взаимное оповещение и информирование о произошедших дорожно-транспортных происшествиях и потребностях в силах и средствах; совместные и скоординированные действия органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; эффективное управление работами по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
2.2. В интересах взаимодействия осуществляются следующие функции:
2.2.1. Органами внутренних дел Российской Федерации:
информирование (оповещение) заинтересованных органов управления, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, о факте и характере происшествия; координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, осуществление связи и оповещения на месте дорожно-транспортного происшествия; содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия аварийно-спасательных транспортных средств; принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии; обеспечение эвакуации пострадавших с места дорожно-транспортного происшествия; оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной дорожно-транспортным происшествием; организация движения на подъездах к месту дорожно-транспортного происшествия; участие в аварийно-спасательных работах в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию; охрана общественного порядка и имущества на месте дорожно-транспортного происшествия.
2.2.2. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
привлечение необходимых сил и средств к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (деблокирование и извлечение людей из поврежденных транспортных средств, оказание первой помощи пострадавшим и т.п.); организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на местах дорожно-транспортных происшествий; организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) транспортных средств, места дорожно-транспортного происшествия и прилегающей к нему территории, проведение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация тушения локальных очагов возгорания и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ; организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдение режимов радиационной, химической и биологической безопасности.
2.2.3. Органами управления здравоохранением: привлечение необходимых сил и средств (в том числе службы медицины катастроф) для оказания в полном объеме медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечение оказания пострадавшим медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия; эвакуация пострадавших с места дорожно-транспортного происшествия; оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии непосредственно в медицинских учреждениях.
2.3. Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте дорожно-транспортного происшествия осуществляется должностным лицом органов внутренних дел. При первоочередном прибытии на место дорожно-транспортного происшествия должностных лиц других субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия, они в своих действиях руководствуются также положениями пункта 2.4.
2.4. Должностное лицо, осуществляющее руководство аварийно-спасательными работами по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, обязано:
оценить обстановку на месте дорожно-транспортного происшествия, передать необходимую информацию и организовать, при необходимости, спасение людей; обеспечить безопасные условия работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; организовать, при необходимости, аварийно-спасательные работы.
2.5. При возникновении пожара на месте дорожно-транспортного происшествия непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на место дорожно-транспортного происшествия должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.
2.6. При проведении работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте дорожно-транспортных происшествий до окончания оперативных и следственных действий.
III. Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
3.1. На основе настоящего Примерного Положения разрабатываются и утверждаются конкретные Положения в субъектах Российской Федерации.
3.2. Взаимодействие органов управления, подразделений и сил МВД, МЧС и Минздравсоцразвития России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий осуществляется в соответствии со специально разработанными совместными планами взаимодействия на территориальном и местном уровнях. В планах взаимодействия определяются действия органов управления, перечень сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, устанавливается порядок оповещения и прибытия необходимых сил и средств, в зависимости от конкретной ситуации.
3.3. При необходимости, по вопросам взаимодействия могут издаваться соответствующие нормативные правовые акты.
3.4. Вопросы взаимодействия периодически рассматриваются на совещаниях органов управления взаимодействующих субъектов, в том числе совместных, на селекторных совещаниях, заседаниях комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения, комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти.
3.5. Отчет о результатах взаимодействия за прошедший год представляется органами управления, указанными в пункте 1.4, по ведомственной принадлежности в установленном порядке.
Заместитель Министра |
А.А. Чекалин |
Заместитель Министра |
Г.А. Короткин |
Первый заместитель |
А.И. Вялков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (утв. МВД России, МЧС России и Минздрава России 17 апреля 2003 г.)
Текст положения официально опубликован не был