Представление Счетной палаты РФ от 26 мая 2017 г. N ПР 07-60/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральной службе по аккредитации (далее - Росаккредитация).
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная отчетность Росаккредитации является не достоверной в связи со следующим:
Росаккредитацией нарушены положения пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н), устанавливающего требования об осуществлении бухгалтерского учета методом начисления и полноту отражения на соответствующих счетах информации в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, об операциях их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций.
Так, согласно данным бюджетного учета Росаккредитации по счету 205.11 "Расчеты с плательщиками налоговых доходов" не отражено начисление государственной пошлины по 1 607 единицам оказанных государственных услуг физическим и юридическим лицам (выдача аттестата аккредитации или дубликата; свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации или дубликата). При этом фактически поступившие по коду доходов бюджетной классификации 165 108 07200 010039 110 "Прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение юридически значимых действий" суммы государственных пошлин необоснованно относились по бюджетному учету на увеличение кредиторской задолженности. По указанной причине кредиторская задолженность за 2016 год увеличилась на 7 200,7 тыс. рублей и по состоянию на 1 января 2017 года составила 23 649,1 тыс. рублей.
Аналогично по счету 205.41 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия" не отражено начисление 239 единиц административных штрафов назначенных судами на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Росаккредитации. При этом фактически поступившие по коду доходов бюджетной классификации 165 116 90010 01 6000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет" суммы штрафов необоснованно относились по бюджетному учету на увеличение кредиторской задолженности. По указанной причине кредиторская задолженность за 2016 год увеличилась на 7 863,0 тыс. рублей и по состоянию на 1 января 2017 года составила 8 063,0 тыс. рублей.
В связи с изложенным, показатели дебиторской и кредиторской задолженности по доходам, отраженные в годовой отчетности об исполнении федерального бюджета в форме 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" и форме 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета", не достоверны и требуют корректировки.
В нарушение статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и право оперативного управления, по данным бюджетного учета Росаккредитации в составе основных средств на счете 101.10 "Недвижимое имущество учреждения" необоснованно отражена стоимость трех объектов недвижимого имущества общей площадью 2 732,1 кв. метров, балансовой стоимостью 42 116,9 тыс. рублей (помещения в здании расположенном по адресу: ул. Вавилова, д. 7, г. Москва), при этом их стоимость необоснованно отражена в годовой бюджетной отчетности в форме 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета".
В нарушение статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 27 Инструкции о применении Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, по состоянию на 1 января 2017 года по бюджетному учету Росаккредитации на счете 102.30 "Нематериальные активы" не отражена стоимость проведенной модернизации следующих закупленных информационных систем: федеральной государственной информационной системы Росаккредитации стоимостью 25 123,0 тыс. рублей (государственный контракт от 9 августа 2016 г. N 43); официального сайта - 599,9 тыс. рублей (государственный контракт от 13 мая 2016 г. N 33); информационной системы электронного документооборота - 970,0 тыс. рублей (государственный контракт от 15 февраля 2016 г. N 2016.53584/15). По указанным причинам форма 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета" годовой бюджетной отчетности является недостоверной и требует корректировки.
1.2. В нарушение пункта 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Росаккредитацией представление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные услуги, а также иных платежей в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в 2016 году не осуществлялось.
1.3. В 2016 году Росаккредитацией нарушены требования Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов и Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (далее - Положение о координации мероприятий по использованию ИКТ и Правила подготовки планов информатизации государственных органов):
1.3.1. В нарушение пункта 25 Правил подготовки планов информатизации государственных органов План информатизации Росаккредитации на 2016 год актом государственного органа не утверждался, на официальном сайте Росаккредитации не размещался.
1.3.2. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056) и пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) в 2016 году Росаккредитацией в отсутствие утвержденного плана информатизации осуществлялось финансирование мероприятий по информатизации за счет средств федерального бюджета на общую сумму 78 089,7 тыс. рублей.
1.3.3. В нарушение пункта 20 Положения о координации мероприятий по использованию ИКТ и пункта 30 Правил подготовки планов информатизации государственных органов отчет о выполнении Плана информатизации на 2016 год в Минкомсвязь России не представлялся.
1.4. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Росаккредитацией не внесены в реестр территориального размещения технических средств информационных систем сведения об используемых технических средствах информационных систем.
1.5. В нарушение пункта 15 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644, Росаккредитацией не актуализированы сведения в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем по следующим объектам учета: федеральная государственная информационная система Федеральной службы по аккредитации, официальный сайт Росаккредитации, система электронного документооборота.
1.6. В нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона от 5 марта 2013 г. N 44-ФЗ и пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения", в 2016 году Росаккредитацией в единой информационной системе в сфере закупок отчеты об исполнении трех государственных контрактов (реестровые номера: 1773663826816000023, 1773663826816000021, 1773663826816000022) не размещены.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "5 апреля 2013 г."
1.7. В нарушение пункта 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации Росаккредитацией в 2016 году реестр закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов, не велся.
1.8. В нарушение пунктов 9, 22 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в 2016 году Росаккредитацией внутренний финансовый контроль не осуществлялся, в том числе не формировались и не утверждались карты внутреннего финансового контроля, не велся учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, а также не формировался отчет о результатах внутреннего финансового контроля, предусмотренный пунктом 48 методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденных приказом Минфина России от 7 сентября 2016 г. N 356 "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля".
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. Принимаемые Росаккредитацией меры по сокращению дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета являются недостаточными, об этом свидетельствует ее значительное увеличение в 2016 году на 43 673,8 тыс. рублей или на 121,1%. При этом меры по взысканию задолженности по неуплаченным в период с 2012 года по 2015 год юридическими и физическими лицами государственным пошлинам на сумму 4 377,5 тыс. рублей за оказанные государственные услуги Росаккредитацией не принимались.
Росаккредитацией не организовано информационное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов по вопросам оперативного получения и передачи информации об исполнительных производствах по принудительному взысканию с юридических и физических лиц штрафов, наложенных на основании судебных постановлений, вынесенных по протоколам об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Росаккредитации.
По указанной причине при числящейся по учету дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2016 года в сумме 36 057,4 тыс. рублей, а на 1 января 2017 года в сумме 75 230,0 тыс. рублей в 2016 году ФССП России было возбуждено только 38 исполнительных производств на общую сумму 4 068,0 тыс. рублей.
2.2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, направленный Росаккредитацией в Минэкономразвития России, содержал ряд ошибок:
согласно указанному отчету контрольное событие 4.3.2.1 "Росаккредитация получила статус полноправного члена международной организации по аккредитации лабораторий" выполнено в установленный срок. Однако по результатам проверки установлено, что полноправным членом в Международной организации по аккредитации лабораторий (ИЛАК) в 2016 году Росакредитация не стала, так как присоединение Росаккредитации к Договоренности о взаимном признании АПЛАК, после которого произойдет присоединение Росаккредитации к ИЛАК в качестве полноправного члена, по состоянию на 1 января 2017 года не осуществлено (очередная генассамблея АПЛАК состоится в июне 2017 года, а ИЛАК - в декабре 2017 года);
при расчете значения показателя "Уровень удовлетворенности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей качеством предоставления государственной услуги по аккредитации" был проведен опрос только среди 30 респондентов (0,05% от общего числа оказанных в 2016 году услуг), что не позволяет считать результаты такого опроса объективными и репрезентативными. При этом в связи с возросшей нагрузкой на сотрудников Росаккредитации по количеству оказываемых государственных услуг в 2016 году более 20% услуг оказаны с превышением установленных законодательством сроков. Также в Росаккредиацию поступили и были рассмотрены 663 жалобы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии существенных рисков недостоверности значения данного показателя, указанного в отчете - 86,7%;
при расчете значения показателя "Доля протоколов об административных правонарушениях, составленных Федеральной службой по аккредитации, по которым судами вынесены решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности" использованы количественные показатели по составленным протоколам - 840 единиц, по вынесенным судами решений о привлечении виновных лиц к административной ответственности - 527 единиц. Вместе с тем согласно представленной в ходе контрольного мероприятия Росаккредитацией информации в 2016 году составлено 807 протоколов, а по данным бухгалтерского учета Росаккредитации за 2016 год были начислены штрафы на основании 478 судебных решений. При этом полный и достоверный учет составленных протоколов и вынесенных судами решений о привлечении виновных лиц к административной ответственности в Росаккредитации отсутствует. В связи с чем фактическое значение данного показателя некорректно.
2.3. На основании судебных актов в 2016 году Росаккредитацией за счет средств федерального бюджета произведено возмещение шести физическим и юридическим лицам судебных расходов на оплату услуг представителя, почтовых расходов, госпошлины и т.д. в сумме 1 151,9 тыс. рублей в связи с незаконными действиями должностных лиц Росаккредитации. Однако меры по возмещению с должностных лиц Росаккредитацией указанных дополнительных расходов федерального бюджета в порядке регресса в соответствии со статьей 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации не приняты.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Росаккредитации надлежит выполнить следующие требования:
1. Провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по доходам федерального бюджета, по ее результатам внести изменения в соответствующие формы бюджетной отчетности Росаккредитации и представить уточненные формы в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Внести изменения в бюджетную отчетность Росаккредитации в отношении объектов недвижимого имущества общей стоимостью 42 116,9 тыс. рублей (по адресу: ул. Вавилова, д. 7, г. Москва) в соответствии с требованиями пунктов 36 и 333 Инструкции о применении Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, и представить уточненные формы в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
3. Обеспечить отражение в соответствии с требованиями пункта 27 Инструкции о применении Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, стоимости модернизации трех объектов информационных систем на общую сумму 26 692,0 тыс. рублей на счете бюджетного учета "Нематериальные активы", внести соответствующие изменения в бюджетную отчетность Росаккредитации и представить уточненные формы в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
4. Направить в Минкомсвязь России отчет о выполнении Плана информатизации Росаккредитации на 2016 год.
5. Внести в реестр территориального размещения технических средств информационных систем сведений о территориальном размещении технических средств информационных систем, используемых в деятельности Росаккредитации, предусмотренных приказом Минкомсвязи России от 7 декабря 2015 г. N 514 "Об утверждении порядка внесения сведений в реестр территориального размещения технических средств информационных систем и формы акта о выявлении несоответствия сведений, содержащихся в реестре".
6. Обеспечить размещение в соответствии с пунктом 15 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644, в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем сведений о федеральной государственной информационной системе Федеральной службы по аккредитации, официальном сайте Росаккредитации и системе электронного документооборота.
7. Разместить в соответствии частью 9 статьи 94 Федерального закона от 5 марта 2013 г. N 44-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок отчеты об исполнении государственных контрактов (реестровые номера: 1773663826816000023,1773663826816000021,1773663826816000022).
8. Сформировать в соответствии с пунктом 2 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации реестр закупок осуществленных Росаккредитацией в 2016 году без заключения государственных контрактов.
9. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц.
10. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2017 г. N 26К (1171).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по аккредитации необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 26 мая 2017 г. N ПР 07-60/07-02
Текст представления официально опубликован не был