Представление Счетной палаты РФ от 25 мая 2017 г. N ПР 10-56/10-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.
1. По результатам установлены следующие нарушения.
1.1. Росжелдором не приняты меры по взысканию в федеральный бюджет штрафа с ОАО "РЖД", предусмотренного пунктом 4.4 договоров передачи акций в собственность Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 01-05/23/45/43д и от 28 декабря 2016 г. N 01-05/307/132д. Согласно указанным договорам в случае недостижения Обществом плановых значений верхнеуровневых показателей использования предоставленных бюджетных инвестиций в соответствующий период Общество уплачивает штраф в размере 5% от общей суммы сделки по договору.
1.2. В нарушение требований пунктов 127 и 130 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, Росжелдором расходы по строительному контролю и приемке строительно-монтажных работ в сумме 137,7 млн. рублей на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы" в 2014 и 2015 годах не отражались, а списывались на финансовый результат (счет 40100 "Финансовый результат экономического субъекта").
1.3. В нарушение пункта 6 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации согласно которому нормативные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты в приказе Росжелдора от 29 апреля 2016 г. N 215 "Об утверждении процента отчисления от чистой прибыли предприятий Росжелдора за 2015 год, подлежащего перечислению в федеральный бюджет в текущем году" отсутствуют положения о сроках и (или) об условиях уплаты платежей, являющихся источниками неналоговых доходов бюджетов.
1.4. Росжелдором нарушались требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
в нарушение части 3 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Положение о контрактной службе Росжелдора, утвержденное приказом от 20 апреля 2016 г. N 176, не соответствует разделу II Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 (далее - Типовое положение).
Так, в Положении о контрактной службе Росжелдора не установлены предусмотренные Типовым положением функциональные обязанности, функции и полномочия контрактной службы, обязательства работников контрактной службы не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя, определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, функции и полномочия контрактной службы при централизации закупок, а также полномочие руководителя контрактной службы представлять на рассмотрение Заказчика предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы;
в нарушение части 10 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств, Росжелдором план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год (далее - план-график на 2016 год) утвержден приказом от 9 декабря 2015 г. N 558, то есть до получения Агентством объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств, доведенных Казначейским уведомлением от 25 декабря 2015 г. N 109/001;
в нарушение части 2 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 2 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных совместными приказами Минэкономразвития России N 182 и Федерального казначейства N 7н от 31 марта 2015 года, согласно которым планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете, план-график на 2016 год размещен на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 9 декабря 2015 года, то есть до принятия Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год";
в нарушение части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой размещение извещения о проведении закупки у единственного поставщика на основании пункта 6 части 1 указанной статьи осуществляется в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта, Росжелдором размещение извещения N 0173100008915000060 и заключение государственного контракта N 3 ГК с Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на оказание услуг по проведению пожарно-профилактических работ, охране здания Федерального агентства железнодорожного транспорта и имущества при сопровождении должностных лиц Федерального агентства железнодорожного транспорта с использованием автотранспорта в 2016 году на сумму 24 805,8 тыс. осуществлялось в один день - 28 декабря 2015 года. В ФАС России уведомление об указанной закупке не направлялось.
1.5. Установлены нарушения сроков перечисления субсидий при предоставлении Росжелдором субсидий юридическим лицам в 2016 году:
в нарушение требований пункта 6 Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. N 207, произведены платежи получателям субсидии на общую сумму 3 131,4 млн. рублей, или 16,3% от общего объема субсидии, после 20 декабря 2016 года (с нарушением сроков от 1 до 8 дней);
в нарушение требований пункта 7 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 844, произведены платежи ОАО "РЖД" на общую сумму 3 269,1 млн. рублей, или 10,0% от общего объема субсидии, после 20 декабря 2016 года (с нарушением сроков на 1 день).
1.6. В нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)" ведомственный перечень государственных услуг Росжелдора, утвержденный и.о. руководителя Росжелдора В.Ю. Чепцом от 23 декабря 2015 года, в установленный срок до 1 января 2016 года не приведен в соответствие с указанным постановлением.
В ведомственном перечне государственных услуг и работ Росжелдора в отношении отдельных государственных услуг отсутствовали коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, которым соответствует государственная услуга. Работа по формированию и внесению изменений в ведомственный перечень продолжалась Росжелдором в течение 2016 года.
1.7. В нарушение требований пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции от 11 ноября 2013 года) и пункта 27 указанных правил (в редакции от 5 мая 2016 года), в 2016 году Росжелдором в отсутствие утвержденного плана информатизации произведено финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по информатизации в сумме 28,2 млн. рублей.
1.8. В нарушение пункта 28 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении в отсутствие утвержденного Плана информатизации Росжелдора на 2016 год центральным аппаратом Росжелдора в план-график закупок на 2016 год включены 52 закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий на общую сумму 21,4 млн. рублей, по результатам которых заключено 20 государственных контрактов на общую сумму 18,8 млн. рублей.
1.9. В нарушение пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, Росжелдор не обеспечил размещение на официальном сайте информации о своих подведомственных учреждениях, которым доводятся государственные задания и предоставляются субсидии на иные цели.
2. Кроме того, установлены следующие недостатки:
2.1. Методика прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральным агентством железнодорожного транспорта, на текущий финансовый год и плановый период утверждена приказом Росжелдора от 25 октября 2016 г. N 496 с нарушением срока, установленного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (в двухмесячный срок со дня вступления постановления в силу).
2.2. Росжелдором ненадлежащим образом осуществлялся контроль за соблюдением порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов и условий соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, предусмотренный пунктом 10 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам г. Санкт-Петербурга и Нижегородской области на финансовое обеспечение мероприятий по развитию метрополитенов в г. Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде в целях транспортного обеспечения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 1262.
Так, Правительством Нижегородской области не обеспечено достижение 8 показателей эффективности использования предоставляемых межбюджетных трансфертов, предусмотренных пунктом 2.3.6 Соглашения о предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на финансовое обеспечение мероприятий по развитию метрополитена в г. Нижний Новгород в целях транспортного обеспечения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 39с.
2.3. Росжелдором на недостаточном уровне осуществлялись полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения результативности использования бюджетных средств.
Объемы незавершенного строительства в соответствии с данными бюджетного учета Росжелдора по состоянию на 31 декабря 2016 года составили 82 420,5 млн. рублей.
Так, не обеспечено в 2016 году завершение строительства 3 проектов с общим объемом произведенных затрат в сумме 73 762,0 млн. рублей, в том числе:
"Капитальные вложения в пусковой комплекс Томмот - Якутск (Нижний Вестях) ж/д линии Беркакит - Томмот - Якутск";
"Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области. Норникель";
"Строительство новой линии "Лосево - Каменногорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи - Петяярви - Каменногорск - Выборг" 1 этап".
Разработанная проектная документация стоимостью 4 067,2 млн. рублей не востребована от 5 до 8 лет, в том числе по проекту строительства совмещенного мостового перехода через реку Лена в районе Якутска, Республика Саха (Якутия) и по строительству железнодорожной линии "Полуночное - Обская - Салехард" в целях реализации инвестпроекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Также не получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" по проекту "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" на сумму 1 117,2 млн. рублей.
Срок начала строительства вышеуказанных проектов не определен, решение Правительства Российской Федерации о начале строительства не принято.
Не обеспечен ввод в эксплуатацию 14 железнодорожных пунктов пропуска с объемом затрат 233,4 млн. рублей.
2.4. Росжелдором как субъектом официального статистического учета не на должном уровне обеспечено выполнение работ по формированию официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, что предусмотрено пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р "Об утверждении Федерального плана статистических работ".
Так, представленный Росжелдором отчет по форме N 1-БЗ (инвестиции) "Сведения об использовании ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в федеральную адресную инвестиционную программу" за январь - декабрь 2016 года в части разделов 2 и 3 не соответствовал требованиям Указаний по заполнению, утвержденных приказом Росстата от 15 августа 2016 г. N 427 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству железнодорожного транспорта надлежит выполнить следующие требования:
1) принять меры по взысканию штрафа в федеральный бюджет с ОАО "РЖД" за недостижение плановых значений показателей использования предоставленных бюджетных инвестиций в соответствии с требованиями пункта 4.4 договоров передачи акций в собственность Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 01-05/23/45/43д и от 28 декабря 2016 г. N 01-05/307/132д;
2) обеспечить отражение на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы" расходов по строительному контролю и приемке строительно-монтажных работ в сумме 137,7 млн. рублей в соответствии с порядком, предусмотренным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н;
3) привести приказ Росжелдора от 20 апреля 2016 г. N 176 об утверждении Положения о контрактной службе Росжелдора в соответствие с Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631;
4) обеспечить размещение информации о своих подведомственных учреждениях, которым доводятся государственные задания и предоставляются субсидии на иные цели, в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н.
5) провести проверку по каждому факту выявленных нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
6) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2017 г. N 27К (1172).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 мая 2017 г. N ПР 10-56/10-01
Текст представления официально опубликован не был