Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2019 г. N 75-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 ноября 2017 г. N 107 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства" по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Верховного Суда Республики Карелия от 17 октября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Орса Е.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее также - Комитет, тарифный орган) от 30 ноября 2017 г. N 107 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства" (далее также - Постановление N 107) установлены тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в г. Кондопога по адресам: ул. Пролетарская, д. 22а; Октябрьское ш., д. 93, д. 97, д. 99, д. 101, д. 103; пр-т Калинина, д. 2а; ул. Бумажников, д. 38, д. 44; ул. Заводская, д. 40; ул. Строительная, д. 7; ул. Советов, д. За, д. 5а, д. 7а, д. 9а, д. 11а, согласно приложению N 1; установлены тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в д. Тивдия Гирвасского сельского поселения, согласно приложению N 2.
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Кондопожское ММП ЖКХ, Предприятие) обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании Постановления N 107 недействующим, ссылаясь в обоснование на его несоответствие пункту 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), пункту 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", поскольку для ряда потребителей установлены льготные тарифы в отсутствие на то установленных законом оснований.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 17 октября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление N 107 признано не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу.
В апелляционной жалобе Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца. В обоснование указывает на то, что судом первой инстанции не принято во внимание обращение Кондопожского ММП ЖКХ в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом по собственной инициативе, что привело к лишению права на получение субсидий в целях компенсации потерь в доходах. Судом необоснованно применен пункт 94 Основ ценообразования, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих статус административного истца как единой теплоснабжающей организации. В решении не дана оценка тому обстоятельству, что установление единого тарифа для Кондопожского ММП ЖКХ без учета деления тарифа для отдельных групп потребителей приведет к нарушению положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении установлено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25 ноября 2015 г. N 194 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства" (далее также - Постановление N 194) установлены Кондопожскому ММП ЖКХ на долгосрочный период регулирования с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. тарифы на тепловую энергию согласно приложению N 1 и тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), согласно приложению N 2.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 ноября 2017 г. N 106 в Постановление N 194 внесены изменения в части установления тарифов на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
Оспариваемым Постановлением N 107 для населения, проживающего в г. Кондопога по адресам: ул. Пролетарская, д. 22а; Октябрьское ш., д. 93, д. 97, д. 99, д. 101, д. 103; пр-т Калинина, д. 2а; ул. Бумажников, д. 38, д. 44; ул. Заводская, д. 40; ул. Строительная, д. 7; ул. Советов, д. 3а, д. 5а, д. 7а, д. 9а, д. 11а, и в д. Тивдия Гирвасского сельского поселения, установлены льготные тарифы на тепловую энергию на тот же период (с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.), то есть тарифы для указанной категории населения уменьшены.
Из материалов дела следует, что до декабря 2011 г. жители д. Тивдия Гирвасского сельского поселения и г. Кондопога, проживающие в перечисленных домах, были подключены к тепловым сетям ОАО "Кондопога" и производили оплату тепловой энергии по тарифам, установленным для этой организации, и в меньшем размере, чем потребители Кондопожского ММП ЖКХ.
С указанного времени в связи с передачей тепловых сетей ОАО "Кондопога" в муниципальную собственность теплоснабжающей организацией для всех потребителей г. Кондопога и д. Тивдия стало Кондопожское ММП ЖКХ.
В период с 2011 по 2015 гг. Предприятию предоставлялись субсидии в целях компенсации разницы между экономически обоснованным размером тарифов и величиной льготных тарифов, установленных для указанного населения.
Удовлетворяя административного исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что установление специального тарифа затрагивает права административного истца, у которого отсутствует возможность компенсации потерь в доходах. Кроме того, на один период регулирования в отношении одной группы потребителей установлены разные величины тарифов, что не предусмотрено действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Правила установления льготных тарифов предусмотрены частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении и пунктом 52 Правил регулирования тарифов.
В рассматриваемом случае реализация субъектом Российской Федерации полномочий по возмещению ресурсоснабжающей организации расходов, обусловленных установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, осуществляется на основании нормативных правовых актов Республики Карелия, которыми утвержден порядок предоставления субсидий на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию. Сумма указанной компенсации ежегодно предусматривается законами Республики Карелия о бюджете данного субъекта федерации в виде субсидий.
Процедура и условия предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, установлены Порядком предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 30 января 2017 г. N 30-П, согласно которому юридические лица, претендующие на получение субсидий из бюджета Республики Карелия, не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27 октября 2016 г. по делу N А26-1654/2014 Кондопожское ММП ЖКХ признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, срок которого был продлен до 25 октября 2018 г.
Поскольку в отношении Предприятия введена процедура банкротства, то регулируемая организация не соответствует требованию упомянутого выше порядка и, как следствие, лишена возможности компенсировать потери в доходах.
С учетом данных обстоятельств установление для потребителей административного истца льготных тарифов в случае невозможности возмещения недополученной выручки нарушает его права и законные интересы как теплоснабжающей организации.
Помимо этого уменьшение тарифов для жителей определенной группы домов произведено в течение третьего года долгосрочного периода регулирования, когда действовали экономически обоснованные тарифы для всех потребителей одной теплоснабжающей организации.
Довод жалобы об инициировании дела о банкротстве самим административным истцом на правильность выводов суда первой инстанции не влияет.
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции правильно применен пункт 94 Основ ценообразования, поскольку постановлением администрации Кондопожского городского поселения от 7 марта 2014 г. N 10 утверждена схема теплоснабжения и Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства наделено статусом единой теплоснабжающей организации.
В силу частей 3 и 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили в предусмотренных Законом о теплоснабжении случаях договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок, долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
Согласно пункту 94 Основ ценообразования единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Из материалов дела следует, что жители конкретных многоквартирных домов, расположенных по перечисленным в Постановлении N 107 адресам, оплачивают тепловую энергию по тарифам в заниженном размере по сравнению с потребителями, проживающими в других домах.
Установление на один период регулирования в отношении одной группы потребителей (населения) разных величин тарифов не предусмотрено действующим законодательством в сфере теплоснабжения, не учитывает особенности определения тарифов для единой теплоснабжающей организации.
Ссылка Комитета на требования об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги в данном случае подлежит отклонению, так как порядок применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, которым утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. Между тем, как следует из материалов дела, экономического обоснования уменьшения тарифа для одной группы населения по отношению к другой группе органом регулирования не приведено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверялись и получили правильную оценку в решении, в связи с чем оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 17 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2019 г. N 75-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был