Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2019 г. N 33-АПГ18-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российский научный центр "Прикладная химия" о признании не действующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 23 июня 2017 г. N 69-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и техническую воду общества с ограниченной ответственностью "Северо-Запад Инжиниринг" на 2017-2019 годы"
по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия "Российский научный центр "Прикладная химия" на решение Ленинградского областного суда от 13 сентября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Рожен Ю.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также - Комитет, тарифный орган) от 23 июня 2017 г. N 69-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и техническую воду общества с ограниченной ответственностью "Северо-Запад Инжиниринг" на 2017-2019 годы" (далее - Приказ N 69-п) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и техническую воду общества с ограниченной ответственностью "Северо-Запад Инжиниринг" (далее - ООО "Северо-Запад Инжиниринг") на 2017-2019 гг., согласно приложению 1; установлены тарифы на питьевую воду и техническую воду ООО "Северо-Запад Инжиниринг" на 2017-2019 гг. согласно приложению 2.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научный центр "Прикладная химия" (далее - ФГУП "РНЦ "Прикладная химия", Предприятие) обратилось в Ленинградский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании Приказа N 69-п не действующим в части тарифа на техническую воду в размере 11,91 руб./м3 на период с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г., установленного приложением 2, ссылаясь на несоответствие оспариваемого положения статье 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении и водоотведении), пункту 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Основы ценообразования) и пункту 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", поскольку тарифным органом не проведена экспертиза предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, корректности определения параметров расчета тарифов, не оценены негативные последствия увеличения тарифа для потребителей.
Решением Ленинградского областного суда от 13 сентября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении предъявленных им требований. Полагает необоснованным отказ суда в удовлетворении ходатайства о проведении по делу экспертизы экономической обоснованности оспариваемых тарифов. Обращает внимание, что согласно производственной программе в сфере водоснабжения (техническая вода) и расчету тарифов методом доходности инвестированного капитала в состав необходимой валовой выручки в нарушение пункта 69 Основ ценообразования включены сумма первоначального инвестированного капитала (указанная как источник финансирования), возврат капитала и доход на инвестированный капитал.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, ООО "Северо-Запад Инжиниринг" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области является органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 1.1, 2.3.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 г. N 274).
23 июня 2017 г. Комитетом издан приказ N 69-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и техническую воду ООО "Северо-Запад Инжиниринг" на 2017-2019 годы", пунктом 1 которого установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и техническую воду ООО "Северо-Запад Инжиниринг" на 2017-2019 гг. согласно приложению 1.
Пунктом 2 Приказа N 69-п установлены тарифы да питьевую воду и техническую воду ООО "Северо-Запад Инжиниринг" на 2017-2019 гг. согласно приложению 2.
Тарифы на техническую воду на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. для потребителей муниципальных образований "Город Всеволожск", "Рахьинское городское поселение", "Морозовское городское поселение", "Кузьмоловское городское поселение", "Новодевяткинское сельское поселение", "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области установлены в размере 11,91 руб./м3.
Данный приказ является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом, размещен на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области.
По мнению Предприятия, установленные оспариваемым нормативным правовым актом тарифы на техническую воду являются экономически необоснованными и противоречащими требованиям федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере установления тарифов по водоснабжению и водоотведению.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В целях реализации положений вышеуказанного закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на техническую воду.
В соответствии со статьей 32 названного закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе методом доходности инвестированного капитала.
В силу пункта 14 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов с приложением документов, перечисленных в пункте 17 названных правил.
Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении.
В соответствии с пунктом 31.1 Основ ценообразования для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды, либо с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора). В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном указанными Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 57 Основ ценообразования предусмотрено, что при применении метода доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма текущих расходов, средств, обеспечивающих возврат инвестированного капитала, и средств, обеспечивающих получение дохода на инвестированный капитал.
Возврат инвестированного капитала осуществляется равными долями каждый год в течение срока возврата инвестированного капитала, начиная с года, следующего за годом, в котором (в соответствии с инвестиционной программой) построенный, реконструированный и (или) модернизированный объект централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в установленном порядке введен в эксплуатацию (пункт 69 Основ ценообразования).
Пунктом 70 Основ ценообразования предусмотрено, что в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются средства, обеспечивающие получение дохода на инвестированный капитал, равные произведению нормы доходности на сумму базы инвестированного капитала (за вычетом стоимости объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся на балансе регулируемой организации на основании концессионного соглашения), и величины норматива чистого оборотного капитала.
Как установлено судом, согласно договору холодного водоснабжения, заключенному 1 января 2017 г. между муниципальным предприятием "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области (далее - МП "Единая служба заказчика") и ФГУП "РИД "Прикладная химия" и действовавшему до 18 июля 2017 г., последнее являлось поставщиком технической воды для потребителей МО "Кузьмоловское городское поселение", в отношении которого приказом тарифного органа от 12 ноября 2015 г. N 165-п устанавливались тарифы, согласно которым предприятие приобретало у МП "Единая служба заказчика" техническую воду по 5,15 руб./м3 и поставляло ее потребителям по цене 7,61 руб./м3.
Также согласно материалам дела 16 декабря 2016 г. между муниципальным образованием "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и ООО "Северо-Запад Инжиниринг" заключено концессионное соглашение в отношении имущества социально значимого объекта "Система централизованного водоснабжения "Ладожский водоканал Всеволожского муниципального района Ленинградской области", в пункте 28.2 которого определено, что концессионер (ООО "Северо-Запад Инжиниринг") обязан осуществить инвестиционные вложения в реконструкцию и первоочередные мероприятия по капитальному ремонту объекта в размере не менее 3 255,19 млн. руб.
В соответствии с договором от 1 мая 2017 г. N 21-ВС-Т на поставку холодной (технической воды), заключенным между ООО "Северо-Запад Инжиниринг" и ФГУП "РНЦ "Прикладная химия", последнее приобретает названный ресурс с 1 июля 2017 г. по цене 11,91 руб./м3.
В целях установления тарифов на техническую воду и питьевую воду на период 2017-2019 гг. ООО "Северо-Запад Инжиниринг" 12 апреля 2017 г. представило в тарифный орган соответствующее заявление и обосновывающие материалы, в том числе концессионное соглашение от 16 декабря 2016 г., производственную программу в сфере водоснабжения (техническая вода) МО "Всеволожский муниципальный район" на 2016 г., инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Северо-Запад Инжиниринг" по строительству, реконструкции и модернизации объектов имущественного комплекса коммунального назначения социально значимого объекта "Система централизованного водоснабжения "Ладожский водоканал Всеволожского муниципального района Ленинградской области", а также соответствующие расчеты, указав в качестве метода расчета тарифов - метод доходности инвестированного капитала.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
На заседании правления тарифного органа 23 июня 2017 г. утверждены основные натуральные показатели на 2017-2019 гг. по представленным производственным программам на услуги в сфере водоснабжения (питьевая вода, техническая вода); при определении расходов на указанный период приняты основные показатели изменения цен (тарифов) в соответствии со сценарными условиями; определены размеры операционных расходов, неподконтрольных расходов, расходов на приобретение энергетических ресурсов; утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и техническую воду организации, на 2017-2019 гг. и единовременно утверждены тарифы на названные ресурсы.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к протоколу заседания от 23 июня 2017 г. N 20.
Расчет тарифов на техническую воду, установленных ООО "Северо-Запад Инжиниринг", произведен тарифным органом в соответствии с пунктами 57-66 Основ ценообразования, разделом VI Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
При установлении долгосрочных параметров регулирования норма доходности инвестированного капитала определена тарифным органом исходя из Правил расчета нормы доходности инвестированного капитала, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
В соответствии с пунктом 3 названных Правил, норма доходности инвестированного капитала определена тарифным органом в соответствии с главой VI.VI Методических указаний N 1746-э на уровне не ниже минимальной нормы доходности, установленной приказом Федеральной антимонопольной службы от 11 ноября 2016 г. N 1593/16 "Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2017 году", в размере 13,95%.
Нормативная величина чистого оборотного капитала в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования установлена Комитетом на каждый год долгосрочного периода регулирования в размере 5% необходимой валовой выручки ООО "Северо-Запад Инжиниринг" (пункт 76 Методических указаний N 1746-э).
Согласно экспертному заключению в состав необходимой валовой выручки ООО "Северо-Запад Инжиниринг" на 2017 г. тарифным органом не включены суммы первоначального инвестированного капитала (указаны как источник финансирования), возврат капитала и доход на инвестированный капитал.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что установление Приказом N 69-п тарифов по водоснабжению на техническую воду для ООО "Северо-Запад Инжиниринг" в размере, превышающем размеры аналогичных тарифов, установленных ранее в отношении иной регулируемой организации приказом от 12 ноября 2015 г. N 165-п, не свидетельствует о включении в расчет поименованных тарифов экономически необоснованных расходов.
Кроме того, согласно письму ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" от 9 сентября 2017 г. N юр-654 названная организация прекратила осуществление регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения (техническая вода) в связи с передачей по договору аренды от 1 сентября 2017 г. сетей водоснабжения ООО "Альянс-Плюс".
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись и получили правильную оценку в решении, в связи с чем оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 13 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российский научный центр "Прикладная химия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2019 г. N 33-АПГ18-32
Текст определения официально опубликован не был